Общая характеристика таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Основная цель написания курсовой работы по дисциплине «Экономика таможенного дела», на тему «Виды таможенных платежей», состоит в том, чтобы сформировать комплексное понимание особенностей таможенных платежей, а также ознакомиться с нормативной правовой основой порядка установления и уплаты отдельных видов таких платежей.

Файлы: 1 файл

Виды таможенных платежей.docx

— 61.75 Кб (Скачать файл)

3

Введение

 

     Таможенные платежи в большинстве стран мира являются важной статьей 
доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих их функций. Их уплата — одно из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

     Платежи, взимаемые таможенными органами, поступают в бюджет в качестве налогов и неналоговых поступлений; они на постоянной основе полностью закреплены за федеральным бюджетом. Абсолютно все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей, поскольку они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.    

 Взимание таможенных  платежей, их расчет, является важной  и актуальной темой на сегодняшний день.    

 Таможенные  платежи играют важную роль для федерального бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (НДС, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов.  Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнять различные функции.  Таможенные платежи являются инструментом регулирования перемещения товаров через таможенную границу. 
     В первой главе курсовой работы рассматривается общее понятие таможенных платежей, их функции, на чем основан обязательный, а так же трансграничный характер. Какие экономические меры содержит регулирующая функция таможенных платежей. Так же порядок исчисления и уплаты таможенных платежей.  

 Во второй главе повествуется отдельно каждый вид таможенных платежей,

4

 

такие как: таможенная пошлина, НДС, Акциз, Таможенные сборы. 
    Основная цель написания курсовой работы по дисциплине «Экономика таможенного дела», на тему «Виды таможенных платежей», состоит в том, чтобы сформировать комплексное понимание особенностей таможенных платежей, а также ознакомиться с нормативной правовой основой порядка установления и уплаты отдельных видов таких платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 5

 

Глава 1. Общая  характеристика таможенных платежей 
  1.1. Понятие, виды и функции таможенных платежей

 
      Функционирование института таможенных платежей основано на приведении в действие правового механизма их установления и взимания. От того, насколько он отлажен, зависит эффективность использования таможенных платежей как инструмента таможенной и финансовой политики государства. 
     В юридической литературе отмечается, что «правильное отграничение одной отрасли от другой имеет существенное теоретическое и практическое значение, поскольку в каждой отрасли права имеются особенности в методах правового регулирования, в порядке разрешения споров, мерах ответственности за правонарушения». Что же касается института таможенных платежей, то отнести его к какой либо одной отрасли права весьма проблематично. Он представляет собой комплексный (межотраслевой) правовой институт, объединяющий схожие, близкие нормы, относящиеся к различным отраслям права. Институт таможенных платежей можно назвать межотраслевым правовым институтом, поскольку его функционирование основано на правовых нормах конституционного, таможенного, финансового и иных отраслей законодательства. Вместе с тем традиционно названный институт включают в систему таможенного права. 
     Существенным недостатком действующего законодательства является отсутствие закрепленного понятия «таможенные платежи». Следует отметить, что в правовой литературе данное понятие разрабатывалось. Сформулировать его возможно, указав на основные черты, присущие таможенным платежам как единой системе: обязательный характер, наличие специальной процедуры установления, сфера действия, специальный субъект взимания, перечисление в бюджетную систему.

 

6

 
       Обязательный характер таможенных платежей основан на конституционной норме (ст.57 Конституции РФ), согласно которой любое лицо обязано платить законно установленные налоги и сборы. В специальной литературе уже отмечалось, что «конституционные понятия «налог» и «сбор» служат своеобразными эталонами для всего массива нормативных актов о налогах и сборах», а так же и иных нормативных актов о фискальных платежах. Отсутствие в формулировке названной статьи Конституции РФ указаний на другие платежи, установление которых возможно отраслевым законодательством, например пошлин, не изменяет характера названных платежей, хотя и в значительной мере затрудняет применение к ним основного закона. Пункт 2 ст. 318 ТК ТС гласит, что таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ. В определениях таможенной пошлины, налогов и таможенных сборов, которые содержатся в законодательстве, также закрепляется обязательность каждого вида таможенных платежей (ст. 5 Закона о таможенном тарифе, ст.11 ТК ТС, ст. 8 НК).     

      Установление таможенных платежей представляет собой сложный, с позиции законотворческой техники, процесс. Его суть заключается в необходимости не просто закрепить перечень таможенных платежей, но и определить все существенные элементы его состава: плательщика, объект обложения, базу, ставку, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.  При установлении таможенных платежей применяются нормы как таможенного, так и налогового законодательства. При этом перечень таможенных платежей сдержится в ст. 318 ТК ТС. Раздел 3 ТК полностью посвящен таможенным платежам. В нем закреплены как общие положения, относящиеся к таможенным платежам, так и порядок их исчисления, уплаты, принудительного взыскания и другие вопросы. Юридический состав таможенных пошлин и сборов определяется таможенным законодательством. При этом решение отдельных вопросов, связанных с их установлением, входит в компетенцию

7

 

Правительства РФ, в частности  установление ставок таможенных пошлин и таможенных сборов за оформление, предоставление льгот и др. В то же время ряд существенных вопросов, связанных с установлением налогов, регламентирован нормами налогового законодательства. В НК закреплены налоговые ставки НДС и акцизов, перечень подакцизных товаров. В нем же подробно регламентирован порядок исчисления названных платежей, а также содержатся иные нормы, относящиеся к налогам, взимаемым в области таможенного дела. Как и в отношении внутригосударственных налогов, все элементы названных таможенных платежей устанавливаются законом. 
        В качестве объединяющего фактора выступает то, что обязанность по уплате таможенных платежей продиктована совершением действий, направленных на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации. Некоторые особенности имеют таможенные сборы, уплачиваемые за совершение действий , непосредственно не связанных с фактом перемещения товаров через таможенную границу. Однако выполнение таможенными органами функций по таможенному оформлению, по таможенному сопровождению и хранению товаров направлено на обеспечение соблюдения положений российского законодательства, в соответствии с которым происходит ввоз (вывоз) товаров.     

 Контроль за уплатой таможенных платежей осуществляют таможенные органы. В соответствии со ст.403 ТК ТС названные органы выполняют функции по взиманию таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей, принятию мер по их принудительному взысканию.    

 Таможенные платежи играют важную роль для федерального бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (налоги, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные

8

 

сборы) доходов. Более трети  всех доходов федерального бюджета  формируется за счет поступления от их уплаты. Однако таможенные платежи должны иметь значимость для всей бюджетной системы страны. Их распределение между бюджетами следует осуществлять с учетом региональных интересов.     

 Таким образом, таможенные платежи представляют собой систему обязательных платежей, установленных таможенным и налоговым законодательством РФ, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу и подлежащих перечислению в бюджетную систему России.     

 Действующее таможенное законодательство (ст. 318 ТК ТС) к числу таможенных платежей относит: 
1)     Ввозную таможенную пошлину; 
2)     Вывозную таможенную пошлину; 
3)     НДС, взимаемый при ввозе на таможенную территорию РФ; 
4)     Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 
5)     Таможенные сборы за оформление, за таможенное сопровождение и за хранение товаров.      

 В соответствии с законодательством России о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они используются в качестве мер защиты экономических интересов российских производителей товаров и связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию России. Названные пошлины применяются независимо от ввозной таможенной пошлины по правилам, установленным для последней. Возможно, это обстоятельство не позволило законодателю включить особые виды таможенных пошлин в число таможенных платежей. 
     Активное использование института таможенных платежей серьезно        

9

 

повышает их значимость для  государства. Это позволяет им выполнить  различные функции, которые при всем многообразии могут быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. В то же время не следует отрицать наличие иных функций, в том числе контрольной, статистической, балансировочной и др. 
   Регулирующая функция таможенных платежей содержит широкий спектр экономических мер - от проктеционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений в целях насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом. Истории мирового хозяйства известны два диаметрально противоположных фланга внешнеторговой политики: автаркия – изоляция от внешнего мира (полная или частичная) и фритредерство – свободная торговля. Средствами их реализации служат соответственно протекционизм – система мер защиты внутреннего рынка и обеспечения интересов отечественного производителя, а так же либерализация, допускающая свободу конкуренции в угоду потребителю. Каждое из этих направлений таможенной политики имеет свои положительные и отрицательные характеристики. 
    Наиболее важную роль в таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности Российской Федерации играют импортные таможенные пошлины, взимаемые с товаров, ввозимых в страну из иностранных государств. Их регулирующее воздействие выражается в соответствующем удорожании импортируемого товара, но не ограничивается этим. Они дают так же возможность повышать цены на товары внутреннего производства до уровня импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин. Тем самым они воздействуют на рынок сбыта промышленности и сельского хозяйства и что немаловажно, на рынок рабочей силы, поскольку достаточная защита от наплыва иностранных товаров предохраняет внутренний рынок от резкого падения цен и вызванного этим сокращения производства и

10

 

числа рабочих мест. 
    Средства, поступающие в бюджетную систему от уплаты таможенных платежей, являются одним из основных источников доходов федерального бюджета. В этом проявляется фискальная функция платежей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 
  1.2. Правовые основы исчисления и уплаты таможенных платежей 
 
       Правовые основы исчисления таможенных пошлин, налогов базируются на положениях гл.28 ТК, а также на отдельных нормах гл.21 и 22 НК. Для их уяснения следует в первую очередь обратиться к категории таможенной стоимости. 
   Таможенная стоимость. Важным элементом для правильного исчисления таможенных пошлин и налогов является таможенная стоимость товаров, которая определяется исключительно для целей исчисления таможенных платежей. Развитие внешнеторговых связей остро поставило проблему унификации методологии определения таможенной стоимости. Первые попытки регламентации правил определения таможенной стоимости появились в тексте ст.7 ГАТТ 1947 г. В ней говорилось, что основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товаров отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках.  

 В настоящее время  методология определения таможенной  стоимости базируется на положениях Закона о таможенном тарифе.  

 При определении таможенной  стоимости ввозимых товаров должна  учитываться реальная цена ввозимых или подобных им товаров, по которой они продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях свободной конкуренции. Таможенная стоимость, как правило, определяется декларантом на основе одного из шести методов, закрепленных в Законе о таможенном тарифе, а именно;

1)     По цене сделки с ввозимыми товарами;

2)      По цене сделки с идентичными товарами;

 

 

12

 

3)     По цене сделки с однородными товарами

4)      Вычитания стоимости

5)     Сложения стоимости

6)     Резервного метода   

 Основным методом определения  таможенной стоимости является  метод по    цене сделки с ввозимыми товарами. Если он не может быть использован, применяется последовательно каждый из последующих методов. 
   Таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров в следующих случаях:   

 -когда декларантом не представлены в установленным таможенным органом сроки  дополнительные документы и сведения;  

  -если таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или)  достаточными и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа. 
   Рассмотрим названные методы.  

 Метод по цене сделки с ввозимыми товарами основан на использовании при определении таможенной стоимости цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы России (до порта или иного места ввоза). В цену сделки включаются также иные компоненты, если они не были ранее в нее включены. Выделяются пять таких компонентов:

1)расходы по доставке  товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара (стоимость транспортировки, расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров, страховая сумма);

2)расходы, понесенные  покупателем (комиссионные и брокерские  вознаграждения, за исключение комиссионных по закупке товара, стоимость

13

 

контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД  они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами, стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке); 
3)соответствующая часть стоимости товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров (сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и др.); 
4)лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

5)часть прямого или  косвенного дохода продавца от  любых последующих перепродаж, передачи  или использования оцениваемых товаров на территории России.   

 В основе двух следующих методов лежит цена сделки с идентичным или однородными товарами. Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми. При этом товары сравниваются по таким признакам, как физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения, производитель. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют предъявляемым требованиям. Необходимость в использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами возникает, если основной метод нельзя применить. В этом случае в качестве основных для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами, если они:

Информация о работе Общая характеристика таможенных платежей