Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 18:23, курсовая работа
Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случаях.
1.Общая характеристика таможенных платежей.
1.1. Понятие и функции таможенных платежей
1.2. Классификация таможенных платежей. Таможенные пошлины, как основной вид таможенных платежей
1.3. Правовые основы исчисления и уплаты таможенных платежей
2. Таможенно - тарифное регулирование в России 2014-2016 годов
2.1 Общие факторы формирования таможенно - тарифной политики
2.2 Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации
3. Пути совершенствования механизма функционирования таможенных платежей
Список использованной литературы
План
1.Общая характеристика
1.1. Понятие и функции таможенных платежей
1.2. Классификация таможенных
1.3. Правовые основы исчисления и уплаты таможенных платежей
2. Таможенно - тарифное регулирование в России 2014-2016 годов
2.1 Общие факторы формирования таможенно - тарифной политики
2.2 Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации
3. Пути совершенствования
Список использованной литературы
1.Общая характеристика
таможенных платежей.
1.1. Понятие и функции таможенных
платежей
Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случаях.
Это определение таможенных платежей нуждается, по крайней мере, в двух уточнениях.
Во-первых, следует различать «таможенные платежи» и «платежи, предусмотренные таможенным законодательством». Последнее понятие является более широким и включает в себя как сами таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.
Во-вторых, не все таможенные платежи уплачиваются исключительно таможенным органам. Некоторые таможенные платежи, как правило, не связанные непосредственно с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, могут уплачиваться таможенным лабораториям, научно-исследовательским и учебным заведениям Государственного таможенного комитета РФ, т.е. учреждениям, не входящим в систему таможенных органов. Таможенные платежи с товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счёт таможенных органов.[2]
Виды таможенных платежей определены Таможенным кодексом Российской Федерации к ним относятся:[3]
- таможенная пошлина;
- налог на добавленную
- акцизы;
- сборы за выдачу лицензий
таможенными органами
- сборы за выдачу
- таможенные сборы за
- таможенные сборы за хранение товаров;
- таможенные сборы за
- плата за информирование и консультирование;
- плата за принятие
Однако в Таможенном кодексе невозможно заранее предусмотреть появление новых видов таможенных платежей. Состав таможенных платежей расширяется и обновляется по сравнению с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Все перечисленные платежи взимаются российскими таможенными органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.). Такое деление таможенных платежей имеет существенное значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате.
Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят: Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ), региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Основные функции таможенных органов закреплены в ТК РФ. Одной из них является взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей.[4]
Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые различаются в зависимости от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей. На рассмотрении основных из них следует остановиться особо.
1.2. Классификация таможенных
платежей. Таможенные пошлины, как
основной вид таможенных
Статьей 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также таможенные сборы.[5]
Перечисленные в ст. 318 ТК РФ платежи объединяет
то, что все они взимаются, как правило,
таможенными органами в связи с перемещением
товаров и транспортных средств через
таможенную границу.
В перечне таможенных платежей объединены
обязательные платежи, которые различаются
как по юридической природе, так и по экономическому
содержанию. Среди таможенных платежей
есть налоги (НДС, акцизы) и обязательные
платежи неналогового характера (таможенная
пошлина, таможенные сборы).
Термин «таможенные платежи» используется
не только в таможенном законодательстве.
Он встречается, например, в Налоговом
кодексе РФ (ст. 2, 38, 188, 346.16 и др.), Кодексе
РФ об административных правонарушениях
(ст. 16.2, 16.20, 16.21), Уголовном кодексе РФ (ст.
194).
Контроль уплаты таможенных платежей
при перемещении товаров через таможенную
границу РФ осуществляют таможенные органы.
В правилах Киотской конвенции (гл. 1 Генерального
приложения) предусмотрено взимание таможенной
службой пошлин, налогов, подлежащих уплате
при ввозе и вывозе. Налог на добавленную
стоимость и акциз, взимаемые при ввозе
товаров на таможенную территорию РФ,
регулируются нормами Налогового кодекса
РФ.[6]
Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в зависимости от избранного таможенного режима.
Таможенный кодекс РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл. 28, 29, 32, 33), а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл. 30). Нормы Налогового кодекса РФ в этих случаях не применяются.
Согласно п. 31 ч. 1 ст. 11 ТК РФ под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, имеют иную правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл. 1 Генерального приложения).
Понятие таможенной пошлины содержится
в п.5 ст.5 Закона Российской Федерации
«О таможенном тарифе». В соответствии
с данной нормой таможенная пошлина —
обязательный взнос, взимаемый таможенными
органами Российской Федерации при ввозе
товара на таможенную территорию Российской
Федерации или вывозе товара с этой территории
и являющийся неотъемлемым условием такого
ввоза или вывоза.
В соответствии с последней редакцией
Бюджетного кодекса РФ таможенным пошлинам
и таможенным сборам придан статус неналоговых
доходов федерального бюджета[7]. На наш
взгляд такое решение принято в связи
с желанием законодателя сделать так,
чтобы взимание таможенной пошлины регулировалось
не налоговым, а таможенным законодательством.
Таможенная пошлина имеет исключительное
значение в доходах федерального бюджета,
а таможенное законодательство дает больше
полномочий должностным лицам таможенным
органам и меньше прав плательщикам таможенных
платежей. Если бы таможенные платежи
регулировались бы налоговым законодательством,
то, например, действовала бы норма п.2
ст.40 НК РФ «...для целей налогообложения
принимается цена товаров, работ или услуг,
указанная сторонами сделки. Пока не доказано
обратное, предполагается, что эта цена
соответствует уровню рыночных цен». То
есть обязанность по доказыванию неправильности
цены легла бы на таможенные органы. Как
известно, налоговые органы проигрывают
большинство таких дел налогоплательщикам.[8]
Таким образом, целесообразно дать определение таможенной пошлины. Таможенная пошлина — это косвенный налог, взимаемый таможенными органами при пересечении товаров таможенной границы РФ с целью финансового обеспечения деятельности государства и таможенного регулирования внешней торговли.
Следовательно, понятие таможенных платежей объединяет различные по своей природе и назначению налоги и сборы. В связи с этим возникает необходимость их классификации.
Прежде всего, они различаются по функциональному назначению. Таможенная пошлина ориентирована на выполнение регулирующей и защитной функций. Однако не стоит умалять ее фискальное значение, особенно применительно к вывозной пошлине.
НДС и акцизы тоже имеют определенную регулирующую составляющую, но она носит иной характер — предоставить иностранным товарам равный налоговый режим с отечественными товарами на внутреннем рынке страны.[9]
Таможенные сборы выполняют функцию
оплаты услуг, оказываемых таможенными
органами. Однако эти услуги в большинстве
носят нерыночный характер, что подразумевает
их безальтернативность и отсутствие
цены как таковой. Статьей 8 Генерального
соглашения по тарифам и торговле (в редакции
1994 г.) предусматривается ряд принципов
в области установления и применения таможенных
сборов при импорте. В частности, ставка
таможенных сборов должна соответствовать
среднему уровню затрат на оказание таможенными
органами соответствующих услуг. Кроме
того, таможенные сборы не должны взиматься
в фискальных целях, а должны являться
компенсацией расходов таможенных органов.
Безальтернативность означает, что услуги
по таможенному оформлению не может оказать
никто, кроме таможенных органов. Что касается
цены, то таможенные органы не могут заниматься
коммерческой деятельностью, получать
прибыль, и, соответственно, реализовать
услуги.
Единственная услуга, имеющая рыночный
характер — это хранение товаров. Участника
ВЭД не принуждают обязательно хранить
товары на складе временного хранения
и таможенных складах таможенных органов.
Однако сборы поступают в доходную часть
федерального бюджета и выполняют фискальную
функцию. Нет прямой связи между издержками
по оказанию данных услуг конкретной таможней
и выделением ей бюджетных ассигнований
за счет таможенных сборов. Более подробно
вопрос о функциях таможенных платежей
будет рассмотрен в дальнейшем.
1.3. Правовые основы исчисления и уплаты таможенных платежей
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
- при ввозе товаров - с момента
пересечения таможенной
- при вывозе товаров - с момента
подачи таможенной декларации
или совершения действий, непосредственно
направленных на вывоз товаров
с таможенной территории
В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и налогов, выступает, как правило, декларант или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений Таможенного кодекса Российской Федерации о пользовании и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, лицами, ответственными за их уплату, могут быть владельцы таможенного склада, склада временного хранения, перевозчик, а также лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима (ст. 320) [11]
При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, совершившие такое деяние, а также лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза.
Если лица приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, и при этом их нельзя признать добросовестными приобретателями (т.е. они знали или должны были знать о незаконности ввоза), они привлекаются к ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а базой для целей их исчисления - таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Методика определения таможенной стоимости для ввозимых товаров устанавливается положениями закона о таможенном тарифе, для вывозимых -постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».
Таможенные пошлины, налоги (ст. 324 ТК РФ) исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно, кроме случаев выставления требования о такой уплате (например, при просрочке платежа). Исчисление производится в российской валюте. При этом, как правило, применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации.
Пересчет иностранной валюты осуществляется по курсу, устанавливаемому Центральным Банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей на момент принятия декларации таможенным органом.
Под сроком уплаты таможенных платежей следует понимать период времени, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму. Ст. 329 ТК РФ установлены различные сроки уплаты таможенных пошлин и налогов [12].
Таможенные сборы, как правило, уплачиваются до момента совершения таможенным органом юридически значимых действий. За таможенное оформление сборы уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей, за таможенное сопровождение -- до начала его фактического осуществления, за хранение -- до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.
Информация о работе Общая характеристика таможенных платежеЙ