Оценка эффективности деятельности таможенных органов на примере Федеральной Таможенной Службы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Интеграционные тенденции последнего десятилетия привели к изменению модели управления не только в коммерческих организациях, но и в государственной службе.
Показателем развития таможенной службы любого государства является наличие в её потенциале развитой инфраструктуры, современных информационных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированных кадров.

Файлы: 1 файл

а теория.doc

— 4.62 Мб (Скачать файл)

В ходе работы по оптимизации  структуры и местонахождения  таможенных органов были созданы 16 и ликвидированы 64 таможенных поста (приложение 1, 2).

2.2. Оценка деятельности ФТС России в 2009-2010 годах14

 

В 2009 году деятельность Федеральной таможенной службы осуществлялась в условиях сложной экономической ситуации, основным определяющим фактором которой являлось продолжение мирового финансового кризиса, вызвавшего падение объемов внешнеторгового оборота, уменьшение поступления средств в федеральный бюджет, а также ряд других негативных процессов.

Несмотря на снижение объемов внешнеторгового оборота  по сравнению с 2008 годом более  чем на 36 %, перечисления ФТС России в федеральный бюджет превысили уровень докризисного 2007 года на 8 %. Контрольное задание на 2009 год выполнено на 101,4 %, при этом в федеральный бюджет было перечислено более 3 триллионов 519,8 миллиардов рублей (Диаграмма 1).

 

Диаграмма 1. Исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части администрируемых таможенных и иных платежей

 

В истекшем году усилия ФТС  России были сконцентрированы на обеспечении  интересов государства в сфере  внешней торговли, оказании эффективного противодействия угрозам безопасности Российской Федерации, решении стоящих перед страной социально-экономических задач, создании благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, а также защите потребительского рынка и отечественного производителя.

Принимались целенаправленные меры по совершенствованию таможенного регулирования, повышению эффективности реализации фискальной функции, развитию таможенной инфраструктуры, повышению уровня информационно-технического обеспечения таможенных органов, по усилению правоохранительной и антикоррупционной деятельности, укреплению потенциала международного сотрудничества, а также обеспечению совершенствования методологической и технологической базы таможенного дела для дальнейшего институционального развития таможенной службы (Диаграмма 2).

 

Диаграмма 2. Выявленные нарушения валютного законодательства Российской Федерации в стоимостном выражении

 

Осуществлялась планомерная  работа таможенных органов Российской Федерации по обеспечению достоверного декларирования, контроля таможенной стоимости, в том числе с применением системы управления рисками, совершенствования порядка предоставления льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций.

Для обеспечения эффективного реформирования и модернизации таможенной службы в июне 2009 года коллегией ФТС России одобрена Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года, представляющая собой систему долговременных целевых установок и приоритетов, определяющих основные направления устойчивого поэтапного развития таможенных органов Российской Федерации и совершенствования их деятельности в интересах обеспечения эффективного экономического развития Российской Федерации.

Составной частью указанной  стратегии является Концепция таможенного  оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, реализация которой позволит повысить эффективность таможенного администрирования, уровень защиты экономических интересов Российской Федерации, снизить транспортную нагрузку на крупные российские города, придать импульс инфраструктурному развитию приграничных территорий.

Утверждены План первоочередных мероприятий и Концепция оптимизации  структуры и мест нахождения таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному управлению, расположенных  в Московской области, направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти проект концепции федеральной целевой программы «Таможня на границе».

Во взаимодействии с  администрациями субъектов Российской Федерации и на основе анализа  товаротранспортных потоков разработан Перечень таможенно-логистических терминалов, создание которых на приграничных территориях необходимо в первоочередном порядке.

Установлены требования к обустройству и оборудованию складов  временного хранения, расположенных  в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, в которых  будут располагаться таможенные органы.

В 2009 году осуществлялось проведение мероприятий по совершенствованию  таможенного оформления и таможенного  контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на основе использования современных технических средств и информационных технологий.

С этой целью продолжалось внедрение электронного декларирования, в том числе с применением  интернет-технологий, а также предварительного информирования (Диаграмма 3).

 

Диаграмма 3. Количество таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования

 

Для эффективного использования  в работе принципа выборочности форм таможенного контроля принимались меры, направленные на повышение эффективности системы управления рисками, включая автоматизацию выявления профилей рисков. Осуществлялась реализация программы создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (Диаграмма 4).

 

Диаграмма 4. Доля таможенных партий ввозимых /вывозимых товаров, досматриваемых таможенными органами в рамках применения системы управления рисками при осуществлении таможенных процедур в общем количестве  товарных партий

 

Продолжалось совершенствование  деятельности в сфере обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о внешнеторговой деятельности, активизирована работа по организации и осуществлению контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Основные усилия таможенных органов в правоохранительной деятельности были направлены на организацию и  проведение мероприятий по выявлению  и пресечению  контрабанды, а также иных правонарушений в таможенной сфере в целях обеспечения экономической безопасности государства, выявления и пресечения фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, оружия, наркотиков, контрафактной продукции, а также  уклонения от уплаты таможенных платежей со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Активизировалось межведомственное и международное сотрудничество правоохранительных подразделений таможенных органов (Диаграмма 5).

 

Диаграмма 5. Количество проведенных совместных специальных операций, в том числе международных, направленных на пресечение нарушений таможенного законодательства Российской Федерации

 

ФТС России проводилась  системная работа по пресечению и  профилактике коррупционных проявлений в рамках осуществления мероприятий, направленных на реализацию положений  Национального плана противодействия  коррупции.

В целях дальнейшей организации  и проведения мероприятий  по борьбе с коррупционными проявлениями утвержден перспективный план по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010 – 2012 гг.

В таможенных органах  сформирован и эффективно функционирует  механизм разрешения споров между гражданами, организациями и государством, разработан Административный регламент по вопросам организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения их обращений, принятия решений и направления заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Международное сотрудничество ФТС России в 2009 году было направлено на развитие международных связей ФТС  России по всем стратегическим направлениям, которые определены Концепцией внешней  политики Российской Федерации, Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых государств, решениями высших и исполнительных органов интеграционных объединений на пространстве СНГ и международными договорами Российской Федерации.

Одним из приоритетных направлений также являлось развитие многопланового сотрудничества ФТС России с таможенными службами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего – Китая, Японии, Республики Корея. Активизировано сотрудничество с государствами Латинской Америки.

Результаты, достигнутые ФТС России в 2010 году, свидетельствуют о том, что таможенная служба является достаточно эффективным и динамично развивающимся государственным институтом, способным оказать позитивное  влияние на экономику России и минимизацию последствий глобального экономического кризиса. В предстоящем году необходимо решить немало вопросов, связанных со вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза, с продолжением сложной и многоплановой работы по переносу таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные районы и дальнейшим техническим оснащением таможенных органов  в соответствии с требованиями времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проводимая в настоящее  время реформа государственной  службы в Российской Федерации, направленная на модернизацию и улучшение деятельности органов власти, также как и большинство западных стран, осуществляет внедрение систем показателей эффективности.

Исходя из народнохозяйственных целей, можно выделить, как минимум, шесть элементов оценки эффективности  таможенных органов:

  • эффективность таможенной политики;
  • эффективность таможенного администрирования;
  • эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;
  • эффективность использования информационных таможенных ресурсов;
  • эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;
  • эффективность человеческого фактора таможни.

В соответствии с основными  задачами экономического развития России определены следующие стратегические цели работы Федеральной таможенной службы, утверждённые на заседании Правительства Российской Федерации 5 июля 2007 года: 1) повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов; 2) повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.

Совершенствование системы  показателей и методологии оценки эффективности работы таможенных органов – один из самых верных путей повышения уровня контрольных функций, улучшения управления таможенным делом и подъёма экономики страны.

Федеральная таможенная служба, как субъект бюджетного планирования, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, свои полномочия и функции в установленной сфере деятельности по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

В 2010 году деятельность Федеральной таможенной службы осуществлялась в условиях сложной экономической ситуации, основным определяющим фактором которой являлось продолжение мирового финансового кризиса, вызвавшего падение объемов внешнеторгового оборота, уменьшение поступления средств в федеральный бюджет, а также ряд других негативных процессов.

Результаты, достигнутые ФТС России в 2010 году, свидетельствуют о том, что таможенная служба является достаточно эффективным и динамично развивающимся государственным институтом, способным оказать позитивное  влияние на экономику России и минимизацию последствий глобального экономического кризиса. В предстоящем году необходимо решить немало вопросов, связанных со вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза, с продолжением сложной и многоплановой работы по переносу таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные районы и дальнейшим техническим оснащением таможенных органов  в соответствии с требованиями времени.

При написании данной работы были достигнуты следующие цели :

    • раскрыто понятие эффективности деятельности таможенных служб;
    • рассмотрены теоретико-методологическую основу эффективности деятельности таможенных служб;
    • исследована  структуру и основные показатели федеральной таможенной службы России;
    • дана оценка деятельности ФТС России в 2009-2010 годах .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Барамзин С.В. Проблема адаптации МС ИСО серии 9000 к таможенной деятельности. Качество: теория и практика, 1999, №2;
  2. Вагин В.Д. Теория и методология таможенного дела. Сборник научных трудов в двух частях. Ч.1. М., 2001.
  3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2009-2011 гг. - www.customs.ru/ ru/activities/analytic/doklad_rezultaty
  4. Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2003.
  5. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Пер. с англ. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Олимп-Бизнес, 2006.
  6. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе РФ» / Председатель редакционного совета Медведев Д.А., под ред. Козбаненко В.А. – СПб.: Питер, 2008.
  7. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Одобрена Коллегией ФТС России 29 августа 2008 г.
  8. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Одобрена Коллегией ФТС России 29 августа 2008 г.
  9. Косенко В.П., Опошнян Л.И. Основы теории эффективности таможенного дела. – М.: РИО РТА, 2005.
  10. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих / Модернизация экономики и государство, отв. ред. Е.Г. Ясин, Кн.1. – М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007.
  11. Положение о Федеральной таможенной службе. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459
  12. Приказ ФТС России от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2007 год»
  13. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.
  14. Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение: Учебное пособие / А.Д.Ершов, В.А.Черных. – М.: Изд-во РТА, 2009.
  15. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2009–2011 годы. Официальный сайт Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации. Web: http://www.customs.ru/ru/activities/indexes/popup.php?id286=6079&i286=5
  16. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р
  17. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, одобренная на заседании Государственной пограничной комиссии 9 июля 2009  года

Информация о работе Оценка эффективности деятельности таможенных органов на примере Федеральной Таможенной Службы России