Организация экономического сотрудничества и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

До 1961 года на месте ОЭСР существовала так называемая Организация Европейского Экономического Сотрудничества (ОЕЭС). Она координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй Мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла. Необходимо отметить, что на деле функции ОЕЭС были шире простой координации североамериканской помощи в рамках так называемой “Программы европейского восстановления”(European Recovery Programme). На поздних стадиях своего существования она предпринимала активные действия, направленные на стимулирование экономического сотрудничества между странами-участницами путем либерализации торговли и создания системы многосторонних расчетов.

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ.docx

— 35.96 Кб (Скачать файл)

В настоящее время членами  ОЭСР являются 34 страны. Более 20 лет (с 1973 г., когда в ОЭСР вошла Новая  Зеландия до 1994 г. состав ОЭСР не менялся  и насчитывал 24 страны). В девяностые годы к ней присоединились Мексика, Чехия, Венгрия, Польша и Корея. В  последнее время членами ОЭСР стали Чили, Словения, Эстония и  Израиль. Каких либо количественных критериев членства не существует. Для того, чтобы принять решение о принятии новой страны в члены организации, все страны ОЭСР должны согласиться с тем, что она продемонстрировала: а. приверженность принципам рыночной экономики, б. приверженность принципам плюралистической демократии. Такое решение принимается единогласно Советом ОЭСР.

Принятию решения о  членстве предшествует похожее по процедуре  принятие решения о начале переговоров  о вступлении. Такие переговоры служат для выяснения степени соответствия экономических правил, юридической  и институциональной структуры  страны-претендента стандартам, достигнутым  странами ОЭСР.

ОЭСР и проблемы глобализирующейся мировой экономики.

В современных условиях глобализации экономики значение ОЭСР как центра по обмену передовым экономическим  и социальным “ноу хау” возрастает. На процессы ускоряющиеся процессы глобализации ОЭСР отвечает следующими шагами:

·  Все большую долю в общем объеме работы ОЭСР занимают не вопросы экономического развития отдельных стран, а ’’межстрановые’’ проблемы; и не специализированные вопросы отдельных сфер экономики, а проблемы, находящиеся на их стыке, так называемых “междисциплинарные проблемы’’. В данном случае учитывается то обстоятельство, что нарастающая глобальная интеграция усиливает взаимодействие национальных экономик и придает все большее сходство многим проблемам, с которыми они сталкиваются. Экономические и социальные решения, принимаемые отдельными странами все сильнее отражаются на положении их соседей и партнеров (эффект “spillover”). Поэтому межстрановые исследования направлены в том числе на усиление использования положительного влияния глобализации и минимизацию негативных влияний эффекта “spillover”.

·  Все больше ОЭСР обращает свой взор на внешние для ограниченного круга стран-членов проблемы, то есть проблемы развивающихся стран, ’’стран с динамично развивающейся экономикой’’ (Таиланд, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Аргентина и т.д.) и стран с переходной экономикой В странах ОЭСР растет понимание того, что их собственное благополучие в возрастающей степени зависит от благополучия этих стран.

·  ОЭСР проводит специальные исследования и на их базе международные встречи по специфическим проблемам глобализации экономики и перехода развитых стран к постиндустриальному обществу. Эти исследования и обмены мнениями затем служат базой для принятия стратегических решений в экономической и социальной политике.

Для иллюстрации тенденции  к поиску решений существующих на транснациональном уровне “междисциплинарных”  проблем можно упомянуть одну из них. Это все более обостряющаяся  в развитых странах проблема стареющего населения. Повышение экономического благосостояния, сопровождаемое повышением продолжительности жизни, приводит к тому, что все большую долю в демографической структуре развитых стран занимают пожилые люди, что увеличивает нагрузку как на государственные бюджеты, так и на частные пенсионные и страховые институты. При этом новоиспеченные пенсионеры находятся в хорошей физической и интеллектуальной форме, что создает необходимость поиска их места в обществе, смягчение эффекта “социальной изоляции” и применения их опыта и возможностей. Таким образом, существует проблема на стыке экономической и социальной областей, требующая, с одной стороны, решения вопросов поддержания высокого уровня производительности труда и обеспечения устойчивого экономического роста в развитых странах , и с другой стороны, специфических вопросов занятости. В рамках данной тематики ОЭСР проводит ряд исследований, направленных на приспособление государственных пенсионных систем и частных пенсионных фондов и страховых компаний к меняющимся демографическим условиям. Кроме того исследуются возможности переобучения и увеличения занятости пожилых людей.

Другим направлением работы, находящемся на стыке различных  областей, являются проводимые в рамках ОЭСР исследования и консультации по взаимосвязи политики стимулирования конкуренции (в этой области ОЭСР обладает уникальным международным  опытом и занимает одно из ведущих  мест среди международных экономических  организаций) и торговой политики. Эти вопросы сейчас весьма актуальны в связи с переговорами в рамках ВТО. В то же время механизм ОЭСР позволяет проводить такие обсуждения за пределами официальных рамок. Для этого используется деятельность Комитета по торговле и Комитета по законодательству и политике в области конкуренции, которые создали совместную Рабочую группу по торговле и конкуренции.

Усиление внимания к проблемам  стран, не входящих в ОЭСР, отражается на одном из основных направлений  работы Организации – на экономическом  мониторинге и прогнозировании. ОЭСР приступила к регулярной подготовке экономических обзоров по странам, не входящим в организацию. В одном  из наиболее популярных изданий ОЭСР, публикуемых дважды в год (в июне и декабре) “Экономических перспективах” (Economic Outlook) все больше места уделяется динамично развивающимся странам Азии и Латинской Америки и странам с переходной экономикой.

Наконец, ОЭСР активно занимается специальными вопросами напрямую связанными с глобализацией. Так, например, деятельность Организации направлена на создание оптимальных условий для свободного перетока капитала и нематериальных продуктов (услуг и интеллектуальной собственности) в мировой экономике. В данной сфере идет работа по мониторингу соблюдения условий Кодекса либерализации движения капитала и Кодекса либерализации текущих невидимых операций, в том числе проводятся исследования целесообразности продления срока действия исключений, предоставленных отдельным странам.

В области совершенствования  международной системы налогообложения  ОЭСР исследует отрицательные эффекты  вредной налоговой конкуренции  между отдельными странами (имеется  в виду практика создания оффшорных  и прочих специальных зон), занимается совершенствованием Модельной конвенции  по налогообложению дохода и капитала (она является базой для заключении двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения), расширяет доступ стран, не входящих в организацию к “Руководству ОЭСР для многонациональных предприятий и налоговых органов по трансфертному ценообразованию”.

Быстрое развитие международной  торговли требует создания добросовестной конкурентной среды для ее участников, в том числе и в сфере  отношений с государственными органами стран-партнеров. Не секрет, что подкуп государственных чиновников достаточно широко используется различными торговыми  фирмами для облегчения проникновения  на рынки некоторых стран, что  искажает объективную картину сравнительной  экономической выгодности внешнеторговых сделок и подрывает добросовестную конкуренцию. В связи с этим ОЭСР разработала “Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных государственных  служащих при заключении международных  торговых сделок”. Эта конвенция  была подписана в декабре 1997 г. странами ОЭСР, Аргентиной, Бразилией, Болгарией, Чили и Словакией. В настоящее  время идет процесс ратификации  Конвенции национальными парламентами, после чего она вступает в силу. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны принять внутренние законодательные  акты, предусматривающие наказание  для национальных участников международной  торговли, дающих взятки иностранным  чиновникам.

Одним из специфических явлений, сопутствующих глобализации мировой  хозяйственной жизни, является быстрое  проникновение компьютерных сетей, в особенности сети Интернет, во внутреннюю и внешнюю торговлю. В  связи с этим ОЭСР участвует в  выработке универсальных международных  правил регулирования электронной  торговли. Бурное развитие электронной  торговли, например, ставит ряд требующих  решения вопросов в области налогового и таможенного регулирования. Однако ОЭСР делает здесь акцент прежде всего не на мерах жесткого регулирования и контроля, а на различных аспектах защиты прав потребителей и избежание введения неоправданных барьеров и ограничений в сфере электронной торговли на национальном уровне.

 

ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА


 

Ликвидация монополии  внешней торговли в странах с  переходной экономикой и серьёзные  последовавшие за этим изменения  в торгово-политических режимах, необходимость  формирования качественно иных механизмов регулирования и поощрения торговли с мировым сообществом, всё это  определило важность сотрудничества ОЭСР с этими странами в сфере внешнеторговой политики. Директорат по торговле секретариата ОЭСР одним из первых разработал программу  для содействия странам с переходной экономикой в получении необходимой  им информации о методах формирования основных направлений гловальной системы торговли, о возможностях по применению защитных механизмов, экспортному кредитованию, особенностях электронной коммерции.

Регулярно проводились тематические семинары по актуальным проблемам в  этой области. География семинаров  определялась соображениями вовлечения максимально широкого круга стран: Минск и Варшава, Москва и Санкт Петербург, Прага и Великий Новгород. Тематикатакже формировалась исходя из высказываемых контрагентами ОЭСР пожеланий: формы и методы создания торговых союзов, механизмы поддержки торговли, проблемы регионального законодательства с точки зрения обязательств ВТО.

При Комитете по торговле была создана специальная Рабочая  группа по торговле Восток-Запад, которая  должна, по мнению ОЭСР, облегчить неформальный диалог между членами ВТО и  странами, находящимися в процессе присоединения к этой организации. Эта рабочая группа, заседающая обычно два раза в год, предоставляет  возможность странам СНГ и  Балтии возможность изложить западному  сообществу свою торговую политику, поставить  волнующие их вопросы на условиях равенства со всеми странами ОЭСР.

 

Преимущества  и выгоды сотрудничества с ОЭСР

 

Необходимо заметить, что  возможным выгодам сотрудничества с ОЭСР уделяется пока недостаточно и незаслуженно мало внимания. Вместе с тем именно курс на 21 максимизацию возможных выгод от сотрудничества с ОЭСР представляется наиболее оптимальным  как для сохранения максимально  прагматичного и деполитизированного  характера отношений с ОЭСР, так  и для оптимизации межведомственного  диалога по вопросам присоединения  внутри страны и для необходимой  общественной поддержки этих вопросов. Наиболее вероятные выгоды от сотрудничества с ОЭСР и дальнейшего членства связаны с двумя основными направлениями работы Организации, а именно - с анализом эффектности политики в различных областях и выработке рекомендаций по ее совершенствованию на основе сравнительного анализа (policy analysis) и организацией политического диалога и обмена опытом, как на межправительственном, так и на широком экспертном уровне с участием различных заинтересованных сторон (policy dialog). Соответственно можно выделить следующие две основные группы преимуществ и выгод, позитивные эффекты которых могут проявляться на трех уровнях: общенациональном, секторальном и региональном.


Информация о работе Организация экономического сотрудничества и развития