Начнем
с основных задач правового отдела. К ним
относятся:
- правовое обеспечение
деятельности таможни и таможенных постов,
в том числе обеспечение соблюдения таможенного
законодательства Таможенного союза и
законодательства Российской Федерации
о таможенном деле при выполнении ими
своих функций;
- обеспечение соответствия
таможенному законодательству Таможенного
союза, законодательству Российской Федерации
о таможенном деле, иному законодательству
Российской Федерации, актам Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, нормативным и иным
правовым актам ФТС России проектов правовых
актов, разработанных в соответствии с
установленным порядком структурными
подразделениями таможни;
- выявление правовых
пробелов и коллизий актов таможенного
законодательства Таможенного союза,
законодательства Российской Федерации
о таможенном деле, иного законодательства
Российской Федерации, актов Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, нормативных и иных
правовых актов ФТС России в правоприменительной
деятельности таможни и таможенных постов
и представление в Правовое управление
ФТС России предложений об их устранении;
- обеспечение правовой
защиты государственных интересов в арбитражных
судах и судах общей юрисдикции при рассмотрении
дел с участием таможни и подчиненных
таможенных постов;
- контроль соблюдения
законности при принятии решений, действий
(бездействия) таможни, таможенных постов
и их должностных лиц, принятых и совершенных
в области таможенного дела;
- правовое обеспечение
и организация деятельности структурных
подразделений таможни и таможенных постов
по реализации ими функций по осуществлению
ведомственного контроля в сфере таможенного
дела;
- выявление и анализ
причин и условий, способствующих принятию
(совершению) должностными лицами таможни
и таможенных постов незаконных решений
и неправомерных действий (бездействия)
в сфере таможенного дела, а также выработка
и принятие мер, направленных на сокращение
их числа, повышение уровня законности
принимаемых таможенными постами решений;
- внесение предложений
начальнику таможни о принятии мер, направленных
на устранение выявленных в ходе проведения
ведомственного контроля нарушений;
- координация деятельности
по проведению анализа причин, порождающих
жалобы на решения, действия (бездействие)
должностных лиц таможни и таможенных
постов, а также причин оспаривания решений,
действий (бездействия) указанных должностных
лиц в судебные органы;
- информирование
об актах таможенного законодательства
Таможенного союза, законодательства
Российской Федерации о таможенном деле,
иных правовых актах Российской Федерации
и консультирование по вопросам таможенного
дела и иным вопросам, входящим в компетенцию
таможни, в соответствии с порядком, установленным
законодательством о таможенном деле;
- информационно-аналитическое
обеспечение деятельности таможни и таможенных
постов по правовым вопросам;
- правовое обеспечение
работы по размещению заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для нужд таможни;
- правовое обеспечение
реализации актов таможенного законодательства
Таможенного союза, законодательства
Российской Федерации о таможенном деле,
иного законодательства Российской Федерации,
актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации,
нормативных и иных правовых актов ФТС
России, в том числе правовых актов межведомственного
характера;
- повышение уровня
правовой грамотности и правовой культуры
должностных лиц таможни и таможенных
постов;
- правовое обеспечение
хозяйственной деятельности таможни и
таможенных постов;
- правовая защита
прав и социальных гарантий должностных
лиц таможни и таможенных постов.
Безусловно,
задач у правового отдела немало, но могу
с уверенностью утверждать, что со всеми
поставленными задачами правовой отдел
Центральной энергетической таможни справляется
на «пять с плюсом», и в этом я также убеждался
с каждым днем, проведенным в этом отделе.
Переходим
к функциям правового отдела. Отдел выполняет
следующие функции:
- подготавливает
самостоятельно либо участвует в подготовке
(анализирует, проводит правовую экспертизу)
совместно с другими структурными подразделениями
таможни и таможенными постами проекты
правовых актов, издание которых входит
в компетенцию таможни;
- проводит правовую
экспертизу на соответствие таможенному
законодательству Таможенного союза,
законодательству Российской Федерации
о таможенном деле, иному законодательству
Российской Федерации, актам Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Феде-рации, нормативным и
иным правовым актам ФТС России проектов
правовых актов и иных документов, разрабатываемых
структурными подразделениями таможни,
а также таможенными постами, если их издание,
утверждение или согласование входит
в компетенцию таможни;
- анализирует и обобщает
судебную и правоприменительную практику
таможни и таможенных постов, вносит предложения
начальнику таможни и Правового управления
ФТС России по принятию мер реагирования,
направленных на устранение и предупреждение
причин и условий признания не соответствующими
требованиям таможенного законодательства
Таможенного союза и законодательства
Российской Федерации о таможенном деле
решений, действий (бездействия) должностных
лиц таможни, таможенных постов и (или)
их должностных лиц; осуществляет контроль
за эффективностью мер реагирования, применяемых
таможней и таможенными постами;
- подготавливает
и вносит на рассмотрение начальника таможни
и Правового управления ФТС России
предложения о внесении изменений (дополнений)
в правовые акты таможни, правовые акты
Правового управления ФТС России, нормативные
и иные правовые акты ФТС России либо об
их отмене;
- принимает меры по
обеспечению единообразного применения
структурными подразделениями таможни
и таможенными постами таможенного законодательства
Таможенного союза, законодательства
Российской Федерации о таможенном деле,
иного законодательства Российской Федерации,
актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации,
нормативных и иных правовых актов ФТС
России, в том числе правовых актов межведомственного
характера;
- организовывает
работу структурных подразделений таможни
по проведению ведомственного контроля,
в том числе путем согласования подготовленных
ими в части компетенции проектов решений:
а)
об отмене или изменении не соответствующих
требованиям таможенного законодательства
Таможенного союза и законодательства
Российской Федерации о таможенном деле
решений таможенных постов;
б) о
признании неправомерными действий (бездействия)
должностных
лиц таможни (за исключением начальника
таможни), таможенных постов и
их должностных лиц в сфере таможенного
дела;
в) об
отмене (изменении) по результатам ведомственного
контроля решений таможенных постов, вынесенных
в порядке ведомственного контроля;
- контролирует и координирует
деятельность таможенных постов по осуществлению
ведомственного контроля;
- подготавливает
отчеты, а также справочную, аналитическую
информацию и материалы о правовой деятельности
таможни и таможенных постов для направления
их в установленном порядке в ФТС России;
- осуществляет контроль
соответствия законодательству о таможенном
деле в Российской Федерации, иному законодательству
Российской Федерации, актам Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, нормативным и иным
правовым актам ФТС России правовых актов
таможенных постов;
- осуществляет систематизированный
учет и хранение поступающих в таможню
нормативных и иных правовых актов, а также
издаваемых таможней правовых актов ненормативного
характера, поддерживает соответствующую
базу в актуальном состоянии;
- участвует совместно
со структурными подразделениями таможни
и таможенными постами в подготовке информационных
стендов по информированию о правовых
актах в области таможенного дела и консультированию
по вопросам таможенного дела и иным вопросам,
входящим в компетенцию таможенных органов;
- обеспечивает в таможне,
в том числе с использованием информационных
технологий, свободный бесплатный доступ
заинтересованных лиц к
- информации
о правовых актах в области таможенного
дела;
- организовывает
обеспечение таможенными постами доступа
заинтересованных лиц к информационным
стендам, организуемым в местах таможенного
оформления, содержащим информацию о правовых
актах, регламентирующих порядок совершения
основных таможенных операций, в том числе
информацию о правилах перемещения товаров
физическими лицами;
предоставляет
бесплатно консультации заинтересованным
лицам по вопросам таможенного дела и
иным вопросам, входящим в компетенцию
таможенных органов, в соответствии с
порядком, установленным таможенным законодательством
Таможенного союза, законодательством
Российской Федерации о таможенном деле
и нормативными и иными правовыми актами
ФТС России;
- оказывает по поручению
начальника таможни помощь структурным
подразделениям таможни, таможенным постам
и их должностным лицам по вопросам применения
законодательства о таможенном деле в
Российской Федерации и иного законодательства
Российской Федерации;
- обеспечивает соблюдение
законодательства Российской Федерации
при поступлении граждан на государственную
службу (работу) в таможенные органы, решении
вопросов, связанных с прохождением государственной
службы (работы), привлечении должностных
лиц и работников к дисциплинарной ответственности,
увольнении с государственной службы
(работы);
- обеспечивает судебную
защиту государственных интересов в судах
при рассмотрении дел с участием таможенных
органов в соответствии с порядком, установленным
законодательством Российской Федерации,
нормативными и иными правовыми актами
ФТС России;
- консультирует должностных
лиц таможни и таможенных постов по вопросам
компетенции Отдела и приобретения навыков
участия в судебных процессах по защите
государственных интересов;
- участвует совместно
с другими структурными подразделениями
таможни в подготовке и заключении государственных
контрактов (договоров), проводит правовую
экспертизу представленных на рассмотрение
структурными подразделениями таможни
проектов государственных контрактов
(договоров);
- участвует в претензионной
работе при применении мер воздействия
к контрагентам в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения ими контрактных
(договорных) обязательств;
- рассматривает и
согласовывает проекты конкурсных документации,
документации об аукционе, запросов котировок
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для нужд таможни;
- принимает меры совместно
с подразделением бухгалтерского учета
и финансовой экспертизы таможни по возмещению
материального ущерба, причиненного таможне;
- контролирует работу
по исполнению судебных актов и исполнения
постановлений уполномоченных органов
таможни;
- участвует по поручению
начальника таможни в служебных проверках
в таможне и на таможенных постах и подготавливает
в пределах компетенции отдела заключения
по материалам служебных проверок;
- рассматривает обращения
физических и юридических лиц, подготавливает
совместно с другими структурными подразделениями
таможни ответы на них, направляет их заявителям
в установленный законодательством Российской
Федерации срок;
- проверяет в связи
с жалобами лиц и актами прокурорского
реагирования законность и обоснованность
решений, действий (бездействия) должностных
лиц таможни (за исключением начальника
таможни) и таможенных постов в области
таможенного дела;
- подготавливает
проекты решений и ответов таможни по
жалобам лиц и актам прокурорского реагирования
на решения, действия (бездействие) в области
таможенного дела, рассмотрение которых
отнесено к компетенции таможни, и обеспечивает
их исполнение;
- проверяет в порядке
ведомственного контроля при наличии
поводов, относящихся к компетенции Подразделения
(заявления граждан и организаций в связи
с обжалованием в судебном порядке решений,
действий (бездействия) в области таможенного
дела; жалобы, не рассмотренные в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
обращения государственных органов, органов
прокуратуры, юридических и физических
лиц; результаты комплексных и целевых
проверок и т.д.) законность и обоснованность
решений таможни, таможенных постов, действий
(бездействия) таможни, таможенных постов
и их должностных лиц в области таможенного
дела, а также решений таможенных постов,
принятых в порядке ведомственного контроля;
- вносит предложения
руководству таможни о принятии в пределах
компетенции мер, направленных на прекращение
незаконных решений таможенных постов,
неправомерных действий (бездействия)
таможенных постов, их должностных лиц
и должностных лиц таможни (за исключением
начальника таможни) либо на обеспечение
совершения действий, предусмотренных
таможенным законодательством Таможенного
союза и законодательством Российской
Федерации о таможенном деле;
- осуществляет регистрацию
и учет решений таможни, принятых в порядке
ведомственного контроля;
- представляет в вышестоящие
таможенные органы сведения о состоянии
законности при осуществлении функций
в области таможенного дела;
- участвует в подготовке
и проведении информационных, консультативных
встреч, совещаний с представителями органов
законодательной, исполнительной, судебной
власти, правоохранительных и иных государственных
органов;
- проводит правовую
экспертизу материалов, подготовленных
по вопросам таможенного дела для публикации
в средствах массовой информации;
- мониторинг практики
применения таможенного законодательства
Таможенного союза и законодательства
Российской Федерации о таможенном деле
при осуществлении консультирования заинтересованных
лиц по вопросам таможенного дела;
- организовывает
взаимодействие с органами законодательной,
исполнительной и судебной власти в регионе
деятельности таможни для выработки единой
правоприменительной практики;
- осуществляет иные
функции, если такие функции предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
Как
мы видим, функций еще больше чем задач,
но это только лишний раз подчеркивает
важность правового отдела Центральной
энергетической таможни. И в заключении
хотелось бы сказать, что деятельность
любой таможни, в том числе Центральной
энергетической таможни, невозможна без
архиважной деятельности правового отдела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время преддипломной практики мной
были обобщены знания, умения и навыки,
полученные на лекциях и семинарах в таможенной
академии, осуществлен сбор необходимых
материалов для выполнения индивидуального
задания. Преддипломная практика способствовала
изучению, обобщению и систематизации
теоретических знаний по вопросам государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности
и формирования современной таможенной
политики РФ.
Считаю, что мной и
моим руководителем была проведена
эффективная работа. В целом процесс прохождения
практики положительно сказался на моем
образовании, поспособствовал расширению
общего кругозора, повышению эрудированности
в вопросах таможенного дела.
В ходе практики мной были приобретены
общие практические навыки в деятельности
таможенных органов по правовым вопросам, а также навыки практической деятельности
при непосредственном участии в исполнении
обязанностей старшего государственного
таможенного инспектора правового отдела
(без права принятия решения).
Таким образом, удалось решить следующие
задачи:
- изучить и обобщить теоретические знания законодательной
и нормативной базы;
- познакомиться со структурой,
функциями и задачами подразделения;
- приобрести навыки практической
деятельности при исполнении
должностных обязанностей государственного таможенного
инспектора;
- развить навыки самостоятельной
работы с нормативно-правовыми
актами и справочно-информационными
материалами;
- осуществить сбор необходимых
материалов для выполнения индивидуального задания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция
Российской Федерации. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года//Российская
газета. 21.01.2009, № 7.
- "Таможенный
кодекс Таможенного союза" (приложение
к Договору о Таможенном кодексе Таможенного
союза, принятому Решением Межгосударственного
Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств
от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // "Собрание
законодательства РФ", 13.12.2010, N 50, ст.
6615.
- Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях от 26.12.2001 г. // Собрание
законодательства Российской федерации.
2002, № 1.
- Федеральный
конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ
«О судебной системе в Российской Федерации»
- Федеральный
закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном
регулировании в Российской Федерации"
- Федеральный
закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд"
- Приказ ФТС РФ от 20.05.2005 N 470 "О создании
таможенных постов
Аэропорт Шереметьево (пассажирский) и
Аэропорт Шереметьево (грузовой) Шереметьевской
таможни"
- Приказ
ФТС РФ от 17.08.2010 N 1531 "Об утверждении
Положения о порядке проведения практики
студентов Российской таможенной академии
и ее филиалов"
- Положение «Об информационно-техническом
отделении таможенного поста аэропорт Шереметьево (пассажирский) 2013 года» /
/ Утверждено заместителем начальника
таможни – начальником таможенного поста
Аэропорт Шереметьево (пассажирский),
полковником таможенной службы
Ю.Н. Старовойтовым.