ТЕМА
:
Понятие и характеристика
таможенных режимов, применяемых в соответствии
с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Содержание.
1) Понятие и виды таможенных режимов. Общие
положения их применения.
2) Выпуск товаров для свободного обращения
и реэкспорт.
3) Экспорт и реимпорт товаров.
4) Транзит товаров. Временный ввоз (вывоз).
5) Свободная таможенная зона. Свободный
склад.
6) Таможенный склад Магазин беспошлинной
торговли.
7) Переработка товаров на таможенной территории.
Переработка под таможенным контролем.
Переработка вне таможенной территории.
8) Уничтожение товаров. Отказ от товара
в пользу государства.
9) Список литературы.
Понятие и виды таможенных режимов. Общие
положения их применения
Таможенный режим является наиважнейшим институ-
том таможенного права Российской Федерации. Именно та-
моженным режимом, согласно ст. 22 ТК, обусловливается
порядок перемещения товаров и транспортных средств че-
рез таможенную границу России.
В п. 12 ст. 18 ТК дано следующее понятие таможенного
режима: "таможенный режим - совокупность положений,
определяющих статус товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу Российской
Федерации, для таможенных целей".
С юридической точки зрения приведенное нормативное
определение небезупречно. Из него, в частности,
не усмат-
ривается два важнейших положения, составляющие содер-
жание таможенного режима. Первое. Совокупность правил,
применяемых таможенными органами страны, зависит от
избираемой физическими и юридическими лицами цели
перемещения через таможенную границу Российской Фе-
дерации. Второе. Конкретные таможенные режимы в свою
очередь устанавливают пределы прав физических и юри-
дических лиц по распоряжению находящимися в их вла-
дении товарами и транспортными средствами, ввезенными
на территорию Российской Федерации, следующими тран-
зитом или вывозимыми за ее пределы. В условиях рыноч-
ной экономики вопросы прав собственности и владения ма-
териальными и интеллектуальными ценностями не могут не
учитываться при формулировании понятий конкретных пра-
вовых институтов, если последние в какой-либо степени за-
трагивают указанные права личности.
В настоящее время в Российской Федерации в соответ-
ствии со ст. 23 ТК действуют следующие виды таможенных
режимов:
1) выпуск для свободного обращения;
2) реимпорт;
3) транзит;
4) таможенный склад;
5) магазин беспошлинной торговли;
6) переработка на таможенной территории;
7) переработка под таможенным контролем;
8) временный ввоз (вывоз);
9) свободная таможенная зона;
10) свободный склад;
11)переработка вне таможенной территории;
12) экспорт;
13) реэкспорт;
14) уничтожение;
15) отказ в пользу государства.
Лицо, перемещающее товары и транспортные средства
через таможенную границу Российской Федерации, вправе
выбрать любой из указанных таможенных режимов или из-
менить его на другой, независимо от характера, количества,
страны происхождения или назначения товаров и транспорт-
ных средств (ст. 25 ТК), если иное не предусмотрено каким-
либо актом законодательства Российской Федерации по та-
моженному делу, включая ТК.
Выбранный таможенный режим юридически фиксиру-
ется при оформлении таможенной декларации. Таким обра-
зом, право выбора таможенного режима в отношении това-
ров, перемещаемых через таможенную границу Российской
Федерации, предоставляется декларанту, которым согласно
п. 10 ст. 18 ТК является "лицо, перемещающее товары, и
таможенный брокер (посредник), декларирующие, представ-
ляющие и предъявляющие товары и транспортные средства
от собственного имени".
Вместе с тем в ряде случаев лицо, перемещающее това-
ры и транспортные средства через таможенную границу Рос-
сийской Федерации, вынуждено выбирать таможенный ре-
жим в соответствии с требованиями законодательства. Так,
переработка иностранных товаров на таможенной террито-
рии Российской Федерации в соответствии с положениями,
содержащимися в гл. 9 ТК, возможна лишь по режиму "пере-
работка товаров на таможенной территории".
В практике таможенной деятельности могут возникать
ситуации, не урегулированные положениями ТК о примене-
нии таможенных режимов. В качестве примера можно при-
вести проблему поступления в Россию иностранных инвес-
тиций, столь актуальную для вывода экономики страны из
кризиса. В таких случаях законодательством
(ст. 24 ТК) пред-
усмотрена возможность Правительства Российской Федера-
ции и ГТК России в пределах их компетенции определять
особенности правового регулирования таможенных режимов,
а также устанавливать таможенные режимы, не предусмот-
ренные в ТК. Одним из них, например, является таможен-
ный режим, получивший условное наименование "Американ-
ский грант". Им охватывается порядок таможенного офор-
мления товаров, ввозимых на таможенную территорию Рос-
сийской Федерации в соответствии с программой обеспече-
ния жильем увольняемых в запас или отставку российских
военнослужащих за счет предоставленной Правительством
США безвозмездной субсидии (гранта).
Рассмотрим перечисленные в ст. 23 ТК таможенные ре-
жимы, объединяя их в группы, по логической связи целей
перемещения товаров и транспортных средств через тамо-
женную границу.
Выпуск товаров для свободного обращения
и реэкспорт
Режим выпуска товаров для свободного обращения наи-
более характерен для импортных контрактов, т. е. ввоза из-
за границы товаров для реализации на внутреннем рынке
России. Согласно данному режиму ввозимые на таможен-
ную территорию Российской Федерации товары остаются
постоянно на этой территории без обязательства об их
обратном вывозе (ст. 30 ТК).
Обязательными условиями выпуска товаров для свобод-
ного обращения в соответствии со ст. 31
ТК являются: а) уп-
лата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и
внесение иных таможенных платежей; 6) соблюдение мер
экономической политики и других ограничений.
Однако по какой-либо причине, например, в результате
изменения конъюнктуры рынка, у собственника, владельца
или нного лица, ввозившего иностранные товары на тамо-
женную территорию России, возникает необходимость их
вывоза за границу. В этих случаях перемещение иностран-
ных товаров через таможенную границу Российской Феде-
рации осуществляется в порядке таможенного режима реэк-
спорт товаров, регламентированного гл.
15 ТК.
Разрешение на реэкспорт товаров выдается таможен-
ным органом либо другим уполномоченным на то органом в
случаях, определяемых законодательными актами Россий-
ской Федерации, актами Правительства или международ-
ными договорами Российской Федерации
(ст. 100 ТК).
При вывозе реэкспортируемых товаров, согласно ст. 101
ТК, "уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги
подлежат возврату при условии, если:
реэкспортируемые товары находятся в том же состоя-
нии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений
состояния товаров вследствие естественного
износа либо убы-
ли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с мо-
мента ввоза;
реэкспортируемые товары не использовались
в целях
извлечения дохода".
Одновременно законодатель предусмотрел вариант и
заявления таможенного режима "реэкспорт товаров" при их
ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Такая ситуация, в частности, возникает при участии ино-
странных фирм в проводящихся в России международных
аукционах. В этих случаях ввозные таможенные пошлины
и налоги не взимаются и меры экономической политики
не применяются, если товары заявляются таможенному ор-
гану России в качестве предназначенных непосредственно и
исключительно для реэкспорта (ч. 1 ст.
101 ТК), однако срок
вывоза ограничен шестью месяцами со дня принятия тамо-
женной декларации. В случае нарушения указанного срока
таможенные пошлины и налоги уплачиваются вместе с про-
центами с них по ставкам, устанавливаемым ЦБ России по
представляемым этим банком кредитам.
Вместе с тем ТК допускает возможность взимания вы-
возных пошлин и налогов при реэкспорте товаров в случаях,
определяемых Правительством Российской Федерации (ч. 3
ст. 101 ТК).
Экспорт и реимпорт товаров.
Экспорт товаров - таможенный режим, при котором
товары вывозятся за пределы таможенной территории
Российской Федерации без обязательства об их возвраще-
нии обратно (ст. 97 ТК).
Важным условием выпуска товаров в таможенном режи-
ме экспорта является неизменность их состояния с момента
принятия таможенной декларации (ст. 99 ТК). Исключение
составляют изменения состояния товаров вследствие естест-
венного износа или убыли при нормальных условиях транс-
портировки и хранения.
Согласно ст. 98 ТК экспорт товаров предполагает уплату
таможенных пошлин и других таможенных платежей (если
иное не предусмотрено налоговым законодательством), а так-
же соблюдение требований, устанавливаемых мерами эконо-
мической политики, и иными актами законодательства Рос-
сийской Федерации по таможенному делу.
Российские товары, вывезенные с таможенной террито-
рии Российской Федерации в таможенном режиме экспорта,
в соответствии со ст. 32 ТК могут быть возвращены обратно
в режиме реимпорт товаров.
Для помещения товаров под таможенный режим реим-
порта должны быть соблюдены следующие
условия (ст. 33 ТК):
товары должны быть ввезены на таможенную территорию
Российской Федерации в течение десяти
лет с момента вывоза;
они должны находиться в том же состоянии, в котором
они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие ес-
тественного износа либо убыли при нормальных условиях
транспортировки и хранения (ГТК России могут быть пред-
усмотрены другие случаи возможности изменений реимпор-
тируемых товаров).
При соблюдении указанных условий реимпортируемые
товары ввозятся на таможенную территорию Российской
Федерации без взимания таможенных пошлин, налогов, а
также без применения к ним мер экономической политики
(ст. 32 ТК).
При реимпорте товаров в течение трех
лет с момента
вывоза таможенные органы России возвращают
уплаченные
суммы вывозных таможенных пошлин и налогов (ч. 1 ст. 34
ТК). В свою очередь лицо, перемещающее товары в режиме
реэкспорта, возвращает суммы, полученные в виде льгот и
иных выплат при вывозе. Помимо указанных сумм в случа-
ях, определяемых Правительством Российской Федерации,
могут быть взысканы и проценты по ставкам, устанавливае-
мым ЦБ России по представляемым этим банком кредитам.
Транзит товаров. Временный ввоз (вывоз)
Таможенный режим транзит товаров предусматривает
перемещение товаров под таможенным контролем между
двумя таможенными органами Российской федерации, в том
числе через территорию иностранного государства без взи-
мания таможенных пошлин налогов и без применения к
товарам мер экономической политики (ст.
35 ТК).
Режим "транзит товаров" предоставляется по разреше-
нию таможенного органа Российской Федерации, однако в
соответствии со ст. 37 ТК в нем может быть
отказано в тех
случаях, когда Правительство Российской Федерации "уста-
навливает ограничения транзита товаров в качестве ответ-
ной меры на дискриминационную или другую ущемляющую
интересы российских лиц акцию иностранных государств и
их союзов". Транзит товаров может осуществляться по лю-
бым путям и направлениям на территории России, если иное
не установлено Правительством Российской Федерации. Вмес-
те с тем в соответствии со ст. 36 ТК таможенный орган от-
правления устанавливает срок доставки товара в орган на-
значения исходя из возможности транспортного средства,
намеченного маршрута и других условий перевозки и пре-
дельного срока, определяемого из расчета две тысячи кило-
метров за один месяц. Указанная статья устанавливает еще
два условия перемещения товаров транзитом: они за время
перевозки должны оставаться в неизменном состоянии, кро-
ме изменений вследствие естественного износа либо убыли
при нормальных условиях транспортировки и хранения; а
также не должны использоваться в каких-либо иных целях,
кроме транзита.
Если у таможенного органа России имеются основания
полагать, что перевозчик либо его транспортное
средство не
могут гарантировать соблюдение вышеизложенных положе-
ний, таможенный орган вправе допустить помещение това-
ров под таможенный режим транзита лишь при условии над-
лежащего оборудования транспортного средства, либо
перевозки под таможенным сопровождением. Расходы в свя-
зи с надлежащим оборудованием транспортного средства либо
перевозкой таможенным перевозчиком несет перевозчик то-
вара под режимом "транзит", и они государственными орга-
нами Российской Федерации не возмещаются
(ст. 36 ТК).
Возможен и вариант транзита товаров с уплатой тамо-
женных платежей, включая внесение на депозит причитаю-
щихся сумм. Он применяется в соответствии
с ч. 2 ст. 37 ТК
в случаях, когда соблюдение вышеизложенных условий тран-
зита по каким-либо причинам не может быть
обеспечено.
Ответственность за транзит товаров
согласно ст. 40 ТК
несет перевозчик. Это означает, что при
выдаче без разре-
шения таможенного органа Российской Федерации товаров,
недоставлении их в таможенный орган назначения или ут-
раты он должен уплатить таможенные платежи, которые под-
лежали бы уплате при таможенных режимах выпуска ана-
логичных товаров для свободного обращения или экспорта
соответственно.
Уплата таможенных пошлин не производится в трех
случаях:
при уничтожении или безвозвратной утрате
товаров
вследствие аварии или действия непреодолимой
силы;
при возникновении недостачи в силу естественного из-
носа или убыли при нормальных условиях транспортировки
и хранения;
при выбытии товара из владения вследствие неправо-
мерных, по законодательству Российской Федерации, дейст-
вий органов или должностных лиц иностранного государства
(ст. 40 ТК).
В ТК (ст. 39) четко регламентированы также обязаннос-
ти перевозчика в случае выгрузки товаров при аварии или
действии непреодолимой силы.
Он "обязан:
принять все необходимые меры для обеспечения
сохран-
ности товаров и недопущения какого-либо их использования;
незамедлительно сообщить в ближайший таможенный
орган Российской Федерации об обстоятельствах дела, месте
нахождения товаров и транспортных средств;
обеспечить перевозку товаров в ближайший таможен-
ный орган Российской Федерации или доставку должност-
ных лиц таможенного органа Российской Федерации к месту
нахождения товаров".
Все расходы в перечисленных ситуациях несет перевоз-
чик и таможенные органы их не возмещают.
Таможенный режим временный ввоз (вывоз) товаров
предусматривает, что такие товары подлежат возврату в
неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естест-
венного износа либо убыли при нормальных условиях транс-
портировки и хранения (ч. 2 ст. 68 ТК). Он предоставляется
на основе разрешения таможенного органа Российской Фе-
дерации, оформляемого в установленном порядке, причем
согласно ч. 2 ст. 70 ТК эти органы не вправе предоставлять
разрешение, если отсутствует возможность обеспечения на-
дежной идентификации временно ввозимых (вывозимых)