Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 00:03, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей назначения и проведения таможенной экспертизы.
Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием, а также видами и методами таможенных экспертиз.
2. Охарактеризовать порядок назначения и проведения экспертизы.
3. Изучить права и обязанности таможенного эксперта.
- объекты исследования (пробы или образцы, транспортные средства, документы, вещественные доказательства по уголовному делу и т.д.);
- образцы для сравнительного исследования.
В соответствии со ст. 378 Таможенного кодекса ТС срок проведения таможенной экспертизы не должен превышать:
- сроки временного хранения (2 месяца), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;
- шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
- один год в иных случаях.
Порядок проведения таможенной экспертизы на территории таможенного союза определяется Решением Комиссии таможенного союза.
Решение о назначении таможенной экспертизы и прилагаемые к нему материалы, документы, пробы и образцы принимаются таможенным органом или иной уполномоченной организацией, проводящей таможенную экспертизу, в день их поступления.
Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза.
Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.
Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается:
- в случае наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов;
- в иных случаях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.
По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта), которое оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один экземпляр остается в организации, проводившей таможенную экспертизу, второй экземпляр направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.
2.3 Значение таможенной экспертизы при совершений таможенных операций и проведений таможенного контроля товаров и таможенного союза
Назначение экспертизы при осуществлении таможенного контроля:
Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля. Контроль правильности заявленной таможенной стоимости производится по отдельным категориям товаров по которым установлены наибольшие адвалорные ставки таможенных платежей или же по которым имеется тенденция к занижению таможенной стоимости.
Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.
О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.
В постановлении также указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.
Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.
Заключение эксперта:
На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.
В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.
Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.
Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.
При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица.
Дополнительная и повторная экспертизы:
- При недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации.
- В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту.
- Дополнительная и повторная экспертизы назначаются и проводятся в соответствии со статьями 378 и 379 настоящего Кодекса.
Права и ответственность эксперта:
Эксперт вправе:
- знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;
- с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертизы других экспертов;
- запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы;
- отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Сообщение о невозможности дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме;
- с разрешения таможенного органа участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.
Полученная экспертом в ходе проведения экспертизы или при подготовке к ее проведению информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях либо передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и их представителей при назначении и проведении экспертизы
При назначении и проведении экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представители вправе:
- мотивированно заявлять отвод эксперту;
- заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта;
- заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;
- присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;
- брать пробы и образцы товаров (статья 383);
- знакомиться с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение и получить копию такого заключения или сообщения;
- ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.
В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее постановление.
При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.
Пробы и образцы для проведения экспертизы:
Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для исследования. О взятии проб или образцов составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта подлежит вручению лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, или его представителю.
В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.
Пробы или образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с письменного разрешения таможенного органа могут также брать декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, лица и сотрудники других государственных органов.
Пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.
Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается лицам в случае, если такое взятие:
- не затрудняет проведение таможенного контроля;
- не изменяет характеристик товаров;
- не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При взятии проб или образцов декларантом отдельная таможенная декларация на пробы и образцы не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации на товары.
Декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируемых товаров на таможенную стоимость проб и образцов, если такие пробы и образцы были отобраны таможенным органом и не возвращены в установленные сроки.
Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов и сотрудниками других государственных органов.
Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров сотрудниками других государственных органов, а также иными лицами.
Декларанты и их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии ими проб или образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами.
Должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров в отсутствие декларантов и их представителей. Взятие проб или образцов товаров в указанных случаях проводится в присутствии не менее двух понятых.
Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб или образцов товаров, взятых другими государственными органами, и уведомлять о них лиц.
Порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их исследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации. По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.
3. Таможенный эксперт. Его права и обязанности
Эксперт наделяется определенными правами в целях обеспечения возможности проведения им экспертизы и представления по результатам исследования полного, обоснованного и правильного заключения. В п. 1 статьи 381 ТК РФ и в статье 140 ТК ТС установлен исчерпывающий перечень прав, которыми обладает эксперт в связи с проведением им экспертизы.
Эксперт вправе знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы. Такие материалы предоставляются эксперту в соответствии с постановлением о назначении экспертизы. Если эксперту для проведения исследований недостаточно предоставленных материалов, то он вправе запросить дополнительные материалы. В случае необходимости эксперт с согласия таможенного органа может привлекать к производству экспертизы других экспертов или участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.
Следует отметить, что права эксперта, связанные с его доступом к ознакомлению с материалами, запросом дополнительных материалов, участием в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля, ограничены предметом проводимой экспертизы.
Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для выполнения возложенной на него обязанности. За отказ или уклонение от дачи заключения без уважительных причин эксперт несет ответственность, предусмотренную ТК РФ или в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.
Отказ от дачи заключения оформляется в письменной форме и представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу.
С разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, эксперту предоставлена возможность присутствовать при ведении производства или рассмотрении дела и задавать лицу, привлекаемому к ответственности, и свидетелям вопросы.