Понятие международного таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:44, реферат

Описание работы

Международное публичное право – это система норм и принципов, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами международного права в процессе их сотрудничества в целом. Другими словами, международное право – это особая правовая система, отличная от правовых систем конкретных государств. Это нормативная подсистема системы международных отношений. Предметом международного права выступают межгосударственные отношения в широком смысле, то есть отношения между всеми субъектами данной системы права.

Файлы: 1 файл

Копия Копия рамка1111111111111111.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, одним из критериев  выделения отрасли, по мнению Ю.М. Колосова, является принятие государствами широкого универсального международно-правового акта в рамках отрасли. И по этому критерию можно констатировать, что международное таможенное право является полноценной отраслью международного публичного права. Таким универсальным международно-правововым актом международного таможенного права является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г.

В этой международной  таможенной конвенции уточнены и  приведены в систему международно-правовые нормы, касающиеся, в частности, всех таможенных процедур: транзита, ввоза, вывоза, переработки и т. д. Более того, Международная конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г. представляет собой международно-правовой кодифицированный акт в области таможенного дела универсального характера, поскольку положения данного международного договора охватывают собой не только все таможенные процедуры, но и таможенное регулирование в целом: таможенный контроль, таможенные формальности, принципы исчисления и уплаты таможенных платежей, предоставление гарантий по соблюдению таможенного законодательства, определение страны происхождения товаров, предоставление информации, обжалование решений таможенных органов и урегулирование таможенных правонарушений, взаимодействие таможенной службы с третьими лицами. Подробнее мы еще на ней будем не раз останавливаться.

3. Третий критерий  выделения отраслей в международном  праве – это значимость выделения данной отрасли международного публичного права.

Значимость  международных таможенных отношений  не требует особых доказательств. Регулирование  всех трансграничных отношений на международно-правовом уровне является необходимым условием мирного сосуществования государств и позитивного развития международных, в первую очередь, межгосударственных связей в соответствии с важнейшим принципом международного права – принципом сотрудничества. Различные нестыковки и несогласованность в регулировании таможенных отношений препятствуют общению государств, сдерживают осуществление международных связей, поэтому нуждаются в своем урегулировании на международно-правовом уровне.

О значимости международных  таможенных отношений свидетельствует  и деятельность универсальных международных межправительственных организаций мирового масштаба: Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация, Организация объединенных наций (ООН), в том числе: Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (вспомогательный орган Генеральной ассамблеи ООН), Европейская экономическая комиссия ООН, а также многочисленные многосторонние и двусторонние международные договоры по таможенным вопросам.

На сегодняшний  день в мире насчитываются сотни  международных договоров, посвященных  регулированию международных таможенных отношений государств. 

«Понятие международного таможенного права как части  международного публичного права сводится к тому, что оно выступает основным нормативным регулятором международных  отношений, складывающихся между государствами и международными межправительственными организациями в процессе их сотрудничества и взаимопомощи в таможенных вопросах. Это реальная правовая материя, состоящая в основном из дву- и многосторонних договоров между государствами»4.

4. Четвертый критерий, соответствие которому подтвердит тезис о том, что международное таможенное право является самостоятельной отраслью международного права – это наличие специальных принципов права, регулирующих построение новой отрасли права.

Международное таможенное право как отрасль международного публичного права имеет свои специальные принципы, определяющие построение и развитие отрасли.

Специальные принципы международного таможенного права  представляют собой основополагающие начала международно-правового регулирования международных таможенных отношений или отношений в сфере международного таможенного сотрудничества. Специальные принципы развивают положения общих принципов международного права.

Принципы международного таможенного права сложились  в процессе становления и развития международных таможенных отношений и их международно-правового регулирования. Представляется, что к специальным принципам международного таможенного права относятся следующие принципы:

1) принцип сотрудничества  таможенных органов с другими органами власти, таможенными службами иностранных государств и торговыми сообществами;

2) принцип следования  международным стандартам в области  таможенного дела;

3) принцип предоставления  заинтересованным сторонам всей  необходимой информации о правовых актах в области таможенного дела;

4) принцип обеспечения  беспрепятственного доступа заинтересованным  сторонам к административным  и судебным процедурам обжалования;

5) принцип применения  современных методов работы, таких  как контроль на основе управления  рисками и методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий;

6) принцип предсказуемости,  последовательности и открытости  при применении таможенных правил  и процедур;

7) принцип эффективности  таможенных правил и процедур.

Все эти принципы носят конвенционный характер, закреплены они в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции протокола 1999 г.

На основании изложенного, можно дать следующее определение международного таможенного права.

Международное таможенное право – это самостоятельная  отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и  норм, регулирующих отношения, возникающие между государствами и иными субъектами международного права в процессе их сотрудничества в области таможенного дела (в сфере таможенных отношений). Таможенные отношения – отношения в области таможенного дела.

Сущность международного таможенного права проявляется в его назначении. Международное таможенное право создается государствами и иными субъектами международного права в целях регулирования международных таможенных отношений. Государства стремятся к тому, чтобы создать наилучшие условия для перемещения лиц, товаров и транспортных средств, в том числе в рамках международной торговли.

 

2 СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

 

Международное таможенное право как отрасль  международного публичного права представляет собой определенную систему норм и принципов. Система – это есть целое, состоящее из множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. В теории государства и права выделяют следующие составляющие отрасли права как системы: подотрасли, институты, нормы права. Соответственно, и система международного таможенного права может включать в себя некоторые из этих элементов или все эти составляющие.

Систему международного таможенного права как отрасли  международного права следует отличать от системы международного таможенного права как науки и учебной дисциплины. Существует различие между наукой и учебной дисциплиной. Если наука – это глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях этого мира, их взаимосвязи и развитии. (Изучить международное таможенное право как совокупность международно-правовых принципов и норм). Наука предназначена для изучения специалистами, учеными. Учебная дисциплина – первичное знание о науке. Ее цель учебной дисциплины – дать студентам представление об основах той или иной науки.

В ситуации: международное таможенное право как отрасль, наука и учебная дисциплина первичным является, конечно же, международное таможенное право как отрасль международного публичного права, именно она определяет систему международного таможенного права как науки и учебной дисциплины.

Предметом изучения международного таможенного права  как науки и учебной дисциплины выступают общие вопросы правового  регулирования в сфере международного таможенного сотрудничества: субъекты международного таможенного права, источники международного таможенного права, предмет международного таможенного права, конкретные международные таможенные правоотношения с участием государств и международных организаций (таможенные союзы, зоны свободной торговли, и многие другие организационно-правовые формы сотрудничества субъектов международного таможенного права в таможенных делах.

Международное таможенное право находится в  стадии своего становления, вопрос о  его системе представляется спорным.

По мнению таких  исследователей международного таможенного права как К.Г. Борисов, К.К. Сандровский, В.М. Малиновская, принципами международного таможенного права, которые определяют построение отрасли являются, в частности: принцип невмешательства в экономический суверенитет государства и запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств, принцип равноправного использования государствами преимуществ международного разделения труда, принцип содействия экономическому росту развивающихся и наименее развитых стран и т.д.

В соответствии с указанными принципами, например, В.М. Малиновская определяет систему  международного таможенного права  следующим образом:

- право международных  договоров, касающихся регулирования  отношений в сфере таможенного дела;

- право международных  организаций, созданных для осуществления  международного таможенного сотрудничества;

- институт таможенного  пространства, таможенной юрисдикции  и таможенного суверенитета;

- институт свободных экономических  зон и таможенных союзов;

- институт принудительных  мер, применяемых в сфере международного  таможенного сотрудничества;

- право таможенных формальностей  (таможенной очистки);

- институт таможенных  режимов (таможенных процедур);

- право таможенных льгот  и преференций;

- институт международного  сотрудничества в области борьбы  с контрабандой и иными таможенными  правонарушениями;

- право международной  экономической и технической  помощи;

- нормы, регламентирующие  формы международного промышленного  сотрудничества государств;

- нормы, регламентирующие  порядок разрешения международных  таможенных споров (процессуальное  международное таможенное право)5.

Приведенная структура  системы международного таможенного  права как отрасли международного права, которую предлагает В.М. Малиновская, не подкрепляется автором никакими обоснованиями, ссылками на какой-либо проведенный анализ международных договоров по таможенным вопросам.

Такая же ситуация складывается и относительно тех  структур системы международного таможенного  права, которые предлагают К.Г. Борисов и К.К. Сандровский.

Трудно представить, на каких основаниях данные авторы выделяют те или иные элементы системы  международного таможенного права. Представляется, что под каждый из выделяемых институтов или групп  норм системы отрасли необходимо подвести достаточную международно-правовую базу, и определить степень однородности регулируемых отношений, а также заинтересованность международного сообщества в урегулировании именно этих вопросов.

Системе международного таможенного права присуща определенная структура – то есть ее внутренняя организация, расположение ее элементов в их взаимосвязи и взаимодействии. Иными словами, структура системы международного таможенного права – это определенная упорядоченность ее элементов.

Система международного таможенного права основывается на совокупности специальных присущих только ей принципах (так называемых нормах наибольшей степени абстракции), обладает характерной для нее структурой.

Вполне очевидно, что система международного таможенного права как отрасли международного права не может быть результатом отвлеченных теоретических рассуждений, а должна основываться на реально существующей международно-правовой материи.

Система международного таможенного права – это объективно обусловленная категория. Структура этой системы в немалой степени зависит от основных направлений международного таможенного сотрудничества, поскольку нормы международного таможенного права закрепляют достигнутые между государствами и иными субъектами международного права договоренности в процессе сотрудничества на мировой арене по таможенным вопросам.

Систему международного таможенного права, ее структуру  и основные элементы можно определить исходя из анализа, во-первых, имеющихся  международных таможенных соглашений, во-вторых, путем изучения основных направлений международного таможенного сотрудничества и деятельности универсальной международной межправительственной организации мирового масштаба в области таможенного дела Всемирной таможенной организации по разработке международно-правовых актов.

Информация о работе Понятие международного таможенного права