Понятие норм таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенных правоотношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства.
В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, т.е. в самом тексте статей, пунктов или других частей конкретных нормативных актов.

Файлы: 1 файл

Понятие норм таможенного права.docx

— 30.28 Кб (Скачать файл)

 

  Понятие норм таможенного права

 

Норма таможенного  права представляет собой правило  поведения участников таможенных правоотношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также  санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения  со стороны государства.

В системе  таможенного законодательства норма  права находит свое выражение  в нормативном предписании, т.е. в  самом тексте статей, пунктов или  других частей конкретных нормативных  актов.

Таможенное  право содержит в основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности  участников правоотношения, условия  их возникновения и действия. Правоохранительные нормы, т.е. нормы, определяющие условия  применения к субъекту мер государственно-принудительного  воздействия, характер и содержание этих мер, занимают значительно меньшее  место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и виды норм таможенного права

 

В соответствии с методами правового регулирования  общественных отношений, к которым  относятся дозволения, предписания, запреты, нормы таможенного права  можно подразделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.1

Управомочивающими нормами выступают нормы, которые  наделяют участников таможенных правоотношений определенными правами, использование  которых зависит от усмотрения таких  участников.

Обязывающими  являются нормы, предусматривающие  в соответствующих условиях определенный вид поведения.

К запрещающим  нормам относятся нормы, устанавливающие  в виде прямого запрета обязанность  воздержаться от совершения определенных действий.

В структуре  нормы таможенного права содержатся такие элементы, как гипотеза, которая  определяет круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в  виде обязанностей и прав участников правоотношения; санкция, указывающая  на меры государственного принуждения  за нарушение диспозиции.

При рассмотрении норм таможенного права с точки  зрения детальности правовой регламентации  регулируемых отношений, выбора вариантов  поведения необходимо отметить, что  в таможенном праве преобладают  императивные нормы, т.е. нормы, не допускающие  отступлений от правил, содержащихся в них. Императивные нормы характерны для норм публично-правового регулирования, в том числе таможенного права, где стороны находятся в неравном правовом положении. Большинство норм Таможенного кодекса Российской Федерации выражено в категорических предписаниях, они содержат четкую определенность прав и обязанностей участников правоотношений с исключением возможности выбора вариантов поведения.

Преобладание  императивных норм не исключает наличие  в таможенном праве норм, предоставляющих  участникам правоотношения возможность  определить или конкретизировать права  и обязанности, так называемых диспозитивных  норм.

По степени  определенности в таможенном праве  преобладают абсолютно-определенные нормы.

Относительно-определенные нормы в силу публично-правового  характера таможенного права  практически не используются в регулировании  правоотношений.

Таможенный  кодекс Российской Федерации содержит нормы о соблюдении запретов и  ограничений при перемещении  товаров через границу, не раскрывая  их содержания. Чтобы убедиться в  наличии таких запретов и ограничений  следует обратиться к соответствующему законодательству, регулирующему, например, оборот наркотических и психотропных препаратов, оружия и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пределы действия норм таможенного права

 

Необходимыми  условиями применения нормативных  правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения, является действие, т.е. возможность или необходимость  применения содержащихся в них норм права, во времени, по территории и по кругу лиц, на которых распространяются эти акты.

Определение времени, с которого начинается действие нормативного правового акта, связывается  с моментом вступления его в силу, что, в свою очередь, предполагает различные  подходы к установлению порядка  придания ему обязательной силы. Согласно общему порядку вступление нормативного правового акта в силу связывается  с датой его официального опубликования.

Таможенный  кодекс Российской Федерации устанавливает, что акты таможенного законодательства, т.е. федеральные законы, вступают в  силу не ранее чем по истечении  одного месяца со дня их официального опубликования.2

Нормативные акты могут вводиться в действие в иные сроки, если положения актов  законодательства, на основании и  во исполнение которых издаются эти  акты, направленные на обеспечение  соблюдения запретов и ограничений, предусматривают введение их в действие в более короткие сроки. Кроме  того, Таможенный кодекс Российской Федерации  может предусматривать специальный  порядок введения в действие запретов, ограничений или требований.

В ряде случаев  Таможенный кодекс Российской Федерации  устанавливает специальный порядок  вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в частности, федеральных  министерств, в компетенцию которых  входит правовое регулирование в  таможенной сфере. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 63 Таможенного  Кодекса нормативные правовые акты, устанавливающие перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования с учетом положений, содержащихся в пункте 3 статьи 5 Таможенного Кодекса. Такой же порядок вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих сведения, подлежащих указанию в таможенной декларации (пункт 7 статьи 124), или устанавливающих места декларирования отдельных видов товаров (пункт 4 статьи 125).

Нормативный правовой акт регулирует правоотношения, возникшие после вступления его  в силу.

В соответствии с положениями Таможенного кодекса  Российской Федерации акты таможенного  законодательства, устанавливающие  новые обязанности или ухудшающие положение лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, не могут иметь обратной силы. В то же время акты таможенного  законодательства, улучшающие положение  указанных лиц, имеют обратную силу.

Пределы действия нормативного акта во времени  предполагает прекращение его действия либо путем отмены его последующим  актом, либо по истечении срока, который  был обозначен при принятии нормативного акта. Наиболее часто в практике встречается последующая отмена действия нормативного акта.

Нормативные правовые акты действуют в определенном пространстве, которое связывается  с территорией государства, где  они приняты. Действие таможенного  права имеет место в пространственных пределах таможенной территории Российской Федерации. Следует иметь в виду, что таможенная территория, являясь  экономической категорией, содержит отличительные признаки от государственной  территории, чем и вызвано существование  этого понятия.

Таможенная  территория Российской Федерации включает сухопутную территорию Российской Федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, над которыми Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении таможенного регулирования.

На территории Российской Федерации могут находиться особые экономические зоны, которые  являются частью ее таможенной территории. В то же время товары, помещенные в такие зоны, рассматриваются  как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации при  применении налогообложения, а также  запретов и ограничений.

Говоря  о применении таможенного законодательства в пределах таможенной территории, следует отметить возможность применения нормативных актов к товарам, находящимся за пределами Российской Федерации. Так, товары, вывезенные с  таможенной территории Российской Федерации  с целями временного вывоза или для  переработки вне таможенной территории, допускается поместить под процедуру  экспорта, т.е. вывоза без цели их последующего возврата в Российскую Федерацию.

Действие  нормативных актов, регулирующих таможенные правоотношения, по кругу лиц определяется их территориальным действием, т.е. таможенное право распространяется на всех лиц (физических, юридических), находящихся на таможенной территории Российской Федерации. Согласно Конституции  Российской Федерации государство  гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, а также других обстоятельств.

На таможенной территории могут находиться иностранные  граждане и лица без гражданства, которые пользуются в Российской Федерации правами и несут  обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом  или международным договором. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации  устанавливает, что декларантом может быть только российское лицо за некоторыми исключениями.

Действие  таможенного права не распространяется в определенной части в отношении  дипломатических представителей и  некоторых других лиц, которые освобождаются  от уплаты таможенных пошлин, налогов.

 

 

 

Источники таможенного  права

 

Теперь о каждой группе источников таможенного права более подробно.

Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической  силе ратифицированные Россией международные  договоры (в том числе и по таможенному  делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Конституции  РФ: если международным договором  установлены иные правила, чем предусмотрены  законом, то применяются правила  международного договора. Аналогичная  норма (хотя и лишняя, поскольку конституционные  нормы являются нормами прямого  действия и никакого дублирования в  иных нормативных актах не требуют) имеется и в Таможенном кодексе  РФ (ст. 6) — основное направление  развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо  указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими  государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется  принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т. е. если международным договором установлены  иные правила, чем те, которые предусмотрены  Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному  делу, то применяются правила международного договора. Таможенное дело тесно связано  с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми  международными нормами и практикой

Конституция РФ, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного  дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в число источников таможенного права не входят.

Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает  установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных препятствий для свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых средств  и тем самым определяет принцип  единства таможенной территории России.

Конституция РФ формирует принцип  законности (ст. 15), являющийся одним  из основных принципов осуществления  таможенного дела в Российской Федерации, а также такие принципы как: равенство  всех перед законом и судом (ст. 19); неприкосновенность жилища (ст. 25); институт обжалования и судебная защита прав и свобод (ст. 46); гарантия на получение  квалифицированной юридической  помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной  власти и их должностных лиц (ст. 53); действие закона во времени (ст. 54) и  другие. Все эти принципы, так  или иначе, имеют непосредственное отношение к таможенно-правовому  регулированию в Российской Федерации  и, прежде всего, к правоохранительной деятельности таможенных органов.

Многие другие нормы Конституции  РФ также имеют прямое отношение  к таможенно-правовому регулированию. Это, например, конституционные нормы  о поддержке конкуренции и  свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о защите достоинства личности (ст. 21), которая как норма общего характера относится ко всем официальным  действиям таможенных органов и  их должностных лиц; об обязанности  органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24); о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27) и соответственно свободно вывозить и ввозить в Российскую Федерацию товары и транспортные средства; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ч. ст. 34), в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности; и ряд других норм.

В систему источников таможенного  права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере  таможенного дела. К таким законам  относятся законы, в нормах которых  закрепляются обязанности государственных  органов и общественных организаций, юридических и физических лиц  — субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности  за их нарушение.

Информация о работе Понятие норм таможенного права