Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 10:35, реферат

Описание работы

Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Содержание работы

Введение
1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА, ПРАВОВОЙ СТАТУС.
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.2 РЕГИОНАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
2.3 ТАМОЖНЯ, ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ.
Заключение
Используемая литература:

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

Размещение таможен  на территории страны связано как  с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство  таможен располагалось в приграничной зоне в районах транспортных узлов:

портов, аэропортов и железнодорожных станций. Либерализация  внешнеэкономической деятельности обусловила необходимость реорганизации  системы таможенных органов и  создания большой сети так называемых «внутренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская  и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии  оперативно решать ряд таких важных вопросов, как, например, установление степени переработки товара, места  его производства, проведение товароведческих  экспертиз и т. д.

Деление таможен  России на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен  есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные — со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего государства.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему  таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и  осуществляет свою деятельность под  непосредственным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты  могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.

Таможенные посты  могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством  решением ГТК России таможенному  посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению  с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограниченной правоспособностью. Так, например, в случае судебного обжалования  действий или бездействия должностных  лиц таможенного поста, — в качестве ответчика, как правило, выступает таможня, в состав которой входит данный таможенный пост.

По этой и по ряду иных причин при разработке Проекта  нового Таможенного кодекса РФ часть  его разработчиков настаивала на исключении таможенных постов из системы  таможенных органов как ее самостоятельных  звеньев. И первоначально так  и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов  в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной.

Штатная численность  таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего  через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

Размещение таможенных постов также как и таможен  строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно  вблизи пунктов пропуска через таможенную границу сочетается с размещением  их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.

Задачи таможен  и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих  положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их задачей является непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона.

Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависимых группы: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические функции.

Так, таможня  претворяет и таможенный пост участвует  в претворении в жизнь в  подведомственном регионе правового, экономического и организационного механизмов реализации таможенной политики;

-таможня участвует  в разработке и реализует, а  таможенный пост участвует в  реализации программ развития  таможенного дела в подведомственном  регионе;

-осуществляют  контроль за соблюдением всеми  юридическими и физическими лицами  правил, порядка и условий таможенного  дела; осуществляют таможенное оформление  товаров и транспортных средств;

-осуществляют  контроль за достоверностью и  полнотой сведений, представляемых  для таможенных целей;

-осуществляют  контроль за доставкой товаров  и транспортных средств, находящихся  под таможенным контролем, и  документов на них в места,  определяемые таможенными органами;

-осуществляют  контроль за целевым использованием  условно выпущенных товаров и  транспортных средств;

-начисляют и  взимают таможенные пошлины, налоги  и иные таможенные платежи;  контролируют деятельность в  подведомственном регионе таможенных  брокеров, таможенных перевозчиков;

-выполняют функции  агентов валютного контроля; осуществляют  борьбу с контрабандой, иными  преступлениями, нарушениями таможенных  правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность  таможенных органов и др.

Вместе с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня организует, координирует и контролирует деятельность подчиненных таможенных постов;

-обобщает и  анализирует практику применения  средств таможенного регулирования  экономической деятельности, правоприменительную  практику;

-осуществляет  контроль за единообразным и  точным исполнением законодательства  структурными подразделениями таможни  и нижестоящими таможенными постами;  осуществляет проведение проверок  финансово-хозяйственной деятельности  лиц, перемещающих товары и  транспортные средства;

-осуществляет  контроль за соблюдением законности  должностными лицами таможни  и нижестоящих таможенных постов  при осуществлении дознания по  таможенным преступлениям, оперативно-розыскной  деятельности, производстве по делам  о нарушениях таможенных правил  и административных правонарушениях,  посягающих на нормальную деятельность  таможенных органов;

-организует и  проводит обучение специалистов  в области таможенного дела  для государственных органов,  коммерческих и некоммерческих  организаций;

-вносит в вышестоящий  таможенный орган предложения  о создании, реорганизации и ликвидации  в подведомственном регионе таможенных  постов;

-проводит аттестацию  сотрудников таможни и нижестоящих  таможенных постов, приводит их  к присяге и др.

Поставленные  перед ними задачи и возложенные  на них функции таможня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами.

Таможня является юридическим лицом со всеми присущими  юридическим лицам атрибутами, финансируется  за счет средств федерального бюджета  и иных предусмотренных законодательством  источников и обладает правом оперативного управления в отношении имущества, являющегося федеральной собственностью и закрепленного за ней.

Таможенный пост как уже отмечено (за редким исключением) не является юридическим лицом и  находится в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит.

Типовая структура  и штатная численность таможни  и таможенного поста утверждается ГТК России. Конкретная структура  и штатная численность таможни  и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом.

Создание, реорганизацию  и ликвидацию таможни осуществляет ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного  поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного  поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно  подчиненной ГТК России, — ГТК России.

Территориальный принцип организации и функционирования таможен не исключает возможность  их специализации — специализации таможенного дела при определенных обстоятельствах. Так, например, образованная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области.

Не занимаются таможенным оформлением и контролем, но являются также специализированными  созданные в ряде таможенных регионов (Центральном, Северо-Западном, Южном  и ряде других) так называемые «оперативные»  таможни. Эти таможни созданы  в целях реализации Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной  деятельности» от 12 августа 1995 г. и усиления борьбы с таможенными правонарушениями.

 

Заключение

 

Подводя итоги проделанной работы, можно  сделать следующие выводы:

- таможенные органы РФ являются неотъемлемой частью экономической политики государства. Особенно важна их роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, происходивших в стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта. Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

- Таможенная политика зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Её сущность проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.

- реализация таможенной политики осуществляется в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой регламентации таможенной политики обусловлена, прежде всего, тем, что инструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу частного бизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности.

- Таможенно-правовые нормы устанавливаются государством, которые определяют правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно-правовых норм составляет комплексную отрасль российского законодательства.

- источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле. Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:

а) внутреннее таможенное законодательство;

б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов»

Комплексный характер таможенного  законодательства предполагает использование  отдельных норм, содержащихся в источниках других отраслей права - Уголовном кодексе (уголовно наказуемая контрабанда, валютные преступления), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки при  регулировании правоотношений, возникающих  в связи с использованием услуг  таможенного перевозчика, хранением  товара на таможенном складе и складе временного хранения и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.

- Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства. TK (ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними". В соответствии с TK российская таможенная территория включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Информация о работе Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция