Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 18:50, реферат
Лицензирование и квотирование являются фактически однородными регуляторами, так как ограничивают экспорт и импорт товаров по количеству либо по сумме стоимости ограничений. Среди методов административного регулирования ВЭД эти способы наиболее распространены и используются:
применительно к определенным видам товаров; на ограниченный временной промежуток; по отношению к определенным страна.
ВВЕДЕНИЕ
Лицензирование и квотирование являются фактически однородными регуляторами, так как ограничивают экспорт и импорт товаров по количеству либо по сумме стоимости ограничений. Среди методов административного регулирования ВЭД эти способы наиболее распространены и используются:
применительно к определенным видам товаров; на ограниченный временной промежуток; по отношению к определенным страна.
Российским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами.
Квотирование - количественное ограничение ввоза (вывоза) какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами на определенный срок. Лицензирование - выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров).
Порядок проведения лицензирования.
Лицензирование - это регулирование спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке на основе специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Необходимым условием лицензирования является соблюдение определенных требований лицензирующего органа лицензиатом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Лицензии выдаются на каждый товар, классифицируемый в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в отношении которого введено лицензирование или наблюдение.
За рассмотрение заявления, выдачу лицензии или переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уполномоченным органом взимается государственная пошлина (лицензионный сбор) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства Стороны. Размер государственной пошлины должен соответствовать стоимости оказываемых услуг.
Документы, представленные для оформления лицензии или разрешения, а также документы, подтверждающие исполнение лицензии, подлежат хранению в уполномоченных органах в течение 3 лет после окончания срока действия лицензии или разрешения либо даты принятия решения о прекращении или приостановлении действия лицензии.
По истечении указанного срока документы уничтожаются в порядке, установленном законодательством государства Стороны, где были выданы лицензия или разрешение.
Уполномоченные органы осуществляют ведение баз данных о выданных лицензиях и разрешениях и представляют указанную информацию Комиссии в порядке и сроки, установленные Комиссией. Комиссия представляет данные о выданных лицензиях в таможенные органы государств Сторон.
Для оформления лицензии заявителем в уполномоченный орган представляются следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии;
- электронная копия заявления в формате, утвержденном Комиссией, созданная с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Комиссией форматом;
- копия внешнеторгового договора, приложения или дополнения к нему, а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
- копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
- копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;
- иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара.
Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя.
Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе.
Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется уполномоченным органом на основании вышеперечисленных документов в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов.
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
- наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии;
- прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;
- нарушение международных обязательств государств Сторон, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия;
- исчерпание квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары).
Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме.
Уполномоченный орган оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств Сторон.
Действие лицензии приостанавливается с даты принятия уполномоченным органом решения об этом. Порядок приостановления или прекращения действия лицензии определяется Комиссией.
Порядок квотирования
Правовое регулирование квотирования товаров в Таможенном союзе определяется соглашениями стран-членов Таможенного союза. Эти Соглашения о мерах затрагивающих внешнюю торговлю устанавливает порядок применения квот:
- квоты при экспорте применятся только в отношении товаров происходящих с Единой таможенной территории;
-квоты при импорте применяются только для товаров из третьих стран.
Перечень квотируемых товаров и размер квот в рамках действующего Таможенного союза распределяет объемы экспортной и импортной квот между государствами ТС и определяет метод распределения долей экспортной и импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности государств ТС, а также при необходимости распределяет объем импортной квоты между третьими странами. Распределение объемов экспортной и импортной квот между государствами ТС осуществляется в зависимости от задач, которые предполагается решить введением количественных ограничений с учетом предложений стран-участниц ТС исходя из объемов производства и потребления товаров в каждом из государств ТС. Распределение импортных квот между третьими странами, в случае если принято такое решение, осуществляется, как правило, на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран. Под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю 5 процентов и более в импорте данного товара на единую таможенную территорию. В случае если распределение импортных квот не может быть осуществлено на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, решение о распределении квот между третьими странами должно приниматься с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода. При отсутствии возможности выбрать предшествующий период экспортная и импортная квоты распределяются на основе оценки наиболее вероятного распределения реальных объемов экспорта и импорта. Под реальными объемами экспорта и импорта понимаются объемы экспорта и импорта в условиях отсутствия их ограничений.
Распределение долей экспортной и импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности осуществляется государствами-участниками ТС методом, и основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения долей экспортной и импортной квот и недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке. Причем в рамках установленных квот экспорт и импорт товаров может осуществляться только по лицензиям. Квоты же распределяются двумя методами:
Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот утверждено Постановлением Правительства РФ №1299 от 31 октября 1996 г. В соответствии с положением проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот происходит в пределах общей квоты. Целью данного положения является организация согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по выполнению решений Правительства РФ в рамках действующего Таможенного союза о введении количественных ограничений экспорта и импорта, а также обеспечение равенства участников внешнеторговой деятельности, защита их прав и законных интересов при проведении конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.
Таким образом, решение определяется конкурсом или аукционом будут распределяться квоты. При этом конкурсы бывают открытые и закрытые. Открытый конкурс - конкурс, в котором могут принимать участие любые участники внешнеторговой деятельности; закрытый конкурс - конкурс, в котором могут принимать участие только участники внешнеторговой деятельности, получившие официальное приглашение. Организуется конкурс и включают в себя следующие этапы: определение предмета конкурса; определение формы проведения конкурса (открытый, закрытый); подготовка и публикация в средствах массовой информации объявления о проведении конкурса; определение потенциальных участников закрытого конкурса и направление им приглашений; составление инструктивных материалов с целью проведения предварительной квалификации претендентов для допуска к участию в открытом конкурсе; подготовка конкурсной документации с привлечением консультантов и распространение ее среди претендентов на коммерческих условиях; прием конкурсных предложений от претендентов; проведение предварительной квалификации; оценка поступивших конкурсных предложений и выявление победителя конкурса; подписание с победителем конкурса соглашения об условиях и порядке реализации квоты.
И соответственно для предоставления победителю лицензии делается выписка из Протокола. Таким образом, распределение квот на таможенной территории таможенного союза регулируется как соглашениями между странами-участницами ТС, так и национальными нормами законодательства, причем квотирование осуществляется с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке стран-участниц ТС, для достижения взаимных договоренностей на переговорах, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования предусмотрено законодательством РФ. Квотирование и лицензирование представляют собой специфический нетарифный, административный метод государственного регулирования экспортно-импортных операций.
Квотирование устанавливается Правительством РФ в исключительных случаях в целях: обеспечения национальных интересов РФ; выполнения международных обязательств РФ; защиты внутреннего рынка РФ.
Лицензионный режим устанавливается в случаях, прямо предусмотренных законодательством: при квотировании; исходя из национальных интересов РФ; при предоставлении исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров; при выполнении РФ международных обязательств.