Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
1.Правоохранительная деятельность:
ее признаки, понятие и задачи………...4
2. Правоохранительная
деятельность таможенных органов…………………...6
3. Формы правоохранительной
деятельности таможенных органов……….…7
4.Оперативно-розыскная деятельность
таможенных органов............................8
Заключение…………………………………………………...…………………..11
Список использованных источников…………………………………………..12
Введение
Главными направлениями деятельности
таможенной службы России являются осуществление
фискальной и правоохранительной функций,
развитие технологий таможенного оформления
и таможенного контроля. Одно из важнейших
мест в деятельности таможенных органов
занимает правоохранительная функция.
Правоохранительная деятельность осуществляется
таможенными органами всех уровней.
Правоохранительный статус Федеральной
Таможенной Службы закреплен ТКТС,
указами Президента РФ. После ввода в действие
в августе 1995 года федерального Закона Об
оперативно-розыскной деятельности таможенные
органы стали одним из субъектов этого
вида деятельности.
Задача контрольной работы рассмотреть
правоохранительную деятельность таможенных
органов.
Актуальность темы состоит в следующем:
вместе с глобальным развитием мировых
экономических отношений, внедрением
экономики нашей страны в международное
экономическое пространство увеличивается
и число правонарушений в области таможенного
дела. Все большую роль играет правоохранительная
деятельность таможенных органов ,как
средство предотвращения и расследования
правонарушений в данной сфере.
Правоохранительная
деятельность Таможенных органов РФ
1 Правоохранительная
деятельность: ее признаки, понятие
и задачи
Деятельность государства и его органов
охватывает многие сферы государственной
и общественной жизни. Решение проблем,
связанных с обеспечением нормального
функционирования экономики в целом, ее
отраслей и конкретных хозяйственных
организаций, осуществление внешней политики,
создание условий для развития культуры,
науки и образования, поддержание обороноспособности
и охрана государственной безопасности
страны, а также многие другие функции
- таково содержание этой многообразной
и многоплановой деятельности.
Одно из центральных мест в
ней занимает выполнение задач по обеспечению
правопорядка и законности, защите прав
и свобод человека, охрана прав и законных
интересов государственных и негосударственных
организаций, трудовых коллективов, борьбе
с преступлениями и иными правонарушениями.
Обеспечением правопорядка
и законности специально занимается значительно
меньший круг органов, те, которые существуют
только или главным образом для выполнения
такой роли. Их принято именовать органами
охраны правопорядка, т.е. органами, которые
призваны охранять установленный Конституцией
РФ, другими законодательными и правовыми
предписаниями порядок жизни и деятельности
государства и общества, российских граждан
и иных лиц, проживающих в России.
Весьма близко к понятию органов
охраны правопорядка примыкает понятие
правоохранительных органов. Эти понятия
весьма схожи, но не идентичны. Круг органов,
обозначаемых ими, не совпадает. Не все
органы охраны правопорядка можно считать
правоохранительными. Равным образом
к числу правоохранительных не принято
относить некоторые органы охраны правопорядка.
Чтобы понять суть критериев,
которыми следовало бы руководствоваться
при отнесении тех или иных государственных
органов к числу правоохранительных, весьма
важно уяснить признаки деятельности,
получившие в известной мере условное,
но уже ставшее привычным наименование
- " правоохранительная деятельность
" . Данное понятие является сравнительно
молодым. Оно введено в юридический обиход
всего лишь в конце 50-х - начале 60-х годов.
По сравнению с возрастом других терминов
и понятий, которыми пользуются юристы,
это " младенческий " возраст. Отчасти
этим и можно было бы объяснить тот факт,
что понятие " правоохранительная деятельность
" еще не " устоялось ". Вокруг него
идут активные споры, высказываются разные
суждения. А вместе с этим и разные мнения
о том, какие органы надо считать правоохранительными.
В действующем законодательстве по данному
поводу четких указаний нет.
В соответствии с существующими
доктринальными разработками рассматриваемый
вид государственной деятельности обладает
рядом существенных признаков.
Один из них проявляется в том,
что такая деятельность может осуществляться
не любым способом, а лишь с помощью применения
юридических мер воздействия. К ним принято
относить меры государственного принуждения
и взыскания, регламентируемые законами.
Например, если совершено преступление,
то может быть назначено наказание, установленное
уголовным законодательством, или иная
мера воздействия, допускаемая законом;
если имуществу причинен ущерб, не влекущий
уголовной ответственности, то может быть
возложена обязанность возместить ущерб;
если по заключенному договору не выполнено
обязательство, скажем, об изготовлении
какого-то изделия или оказания каких-то
услуг, то возможно применение имущественной
санкции; если кто-то управлял автомашиной
в нетрезвом виде, то его можно лишить
водительских прав и т.д. Среди мер юридического
воздействия важное место отводится также
мерам предупреждения противоправных
действий, их профилактике, допускаемой
лишь в установленных пределах.
Вторым существенным признаком
правоохранительной деятельности является
то, что применяемые в ходе ее осуществления
юридические меры воздействия должны
строго соответствовать предписаниям
закона или иного правового акта. Только
они могут служить основанием применения
конкретной меры воздействия и четко определять
ее содержание. Орган, применяющий такое
воздействие, обязан пунктуально выполнять
соответствующие предписания. Например,
если по закону за впервые совершенное
мелкое хулиганство допускается, в частности,
штраф в размере от одной десятой до половины
минимальной месячной оплаты труда, то
данная мера взыскания может быть применена
только в этих пределах.
В-третьих, характерным для
правоохранительной деятельности является
и то, что она реализуется в установленном
законом порядке, с соблюдением определенных
процедур. К примеру, приговор суда, назначающий
уголовное наказание, освобождающий от
него или оправдывающий подсудимого, может
быть постановлен только после проведенного
судебного разбирательства и всестороннего
обсуждения судом всех вопросов, конкретно
обозначенных процессуальным законом.
Наконец, существенным признаком правоохранительной
деятельности считается то, что ее реализация
возлагается на специально уполномоченные
государственные органы, комплектуемые
соответствующим образом подготовленными
служащими - по больше части юристами,
а также специалистами, обладающими познаниями
в других областях. В их распоряжение предоставляются
необходимые материальные и технические
средства. Организация и деятельность
таких государственных органов детально
и всесторонне регламентируются в законодательном
порядке, в том числе путем установления
особых процедурных ( процессуальных )
правил для решения наиболее ответственных
вопросов. Все это в совокупности направлено
на обеспечение оперативности, обоснованности,
законности и справедливости принимаемых
названными органами решений о применении
юридических мер воздействия, направленных
на охрану права от уже допущенных или
предполагаемых нарушений.
Вопрос о задачах правоохранительной
деятельности, как и вопрос о ее содержании,
пока что в законодательном порядке не
решен. Но это не значит, что у нее нет своих
задач. Они есть, и о них можно судить по
содержанию ряда законодательных актов,
в которых в той или иной мере решаются
вопросы организации и основ деятельности
различных правоохранительных органов.
К таким актам можно отнести, например,
Закон о безопасности, Закон
о милиции, Закон о судоустройстве, Уголовно-процессуальный
кодекс и другие. В статье 1 Закона о безопасности,
в частности, подчеркнуто, что основными
объектами, которые должны защищаться
системой государственных органов, являются:
личность - ее права и свободы; общество
- его материальные и духовные ценности;
государство его конституционный строй,
суверенитет и территориальная целостность.
Это положение и следовало бы
считать основным ориентиром при раскрытии
содержания задач правоохранительной
деятельности. Во всяком случае, в нем
четко обозначены те ценности, которые
должны охраняться.
По закону охрана названных
ценностей возложена на все государственные
и правоохранительные органы, в том числе
и на таможенные. Это составляет суть задач
последних.
2.Правоохранительная
деятельность таможенных органов
1. Таможенные органы государств
- членов таможенного союза являются
органами дознания по делам
о контрабанде, об уклонении от
уплаты таможенных платежей и
иных преступлениях, производство
по которым в соответствии
с законодательством государств
- членов таможенного союза отнесено
к ведению таможенных органов.
2. Таможенные органы государств
- членов таможенного союза осуществляют
оперативно-розыскную деятельность в
целях выявления лиц, подготавливающих,
совершающих или совершивших противоправное
деяние, признаваемое законодательством
этих государств преступлением, производство
по которому отнесено к ведению таможенных
органов, исполнения запросов международных
таможенных организаций, таможенных и
иных компетентных органов иностранных
государств в соответствии с международными
договорами.
Оперативно-розыскная деятельность
осуществляется таможенными органами
государств - членов таможенного союза
в соответствии с законодательством государств
- членов таможенного союза об оперативно-розыскной
деятельности.
3. Таможенные органы государств
- членов таможенного союза ведут
административный процесс (осуществляют
производство) по делам об административных
правонарушениях и привлекают
лиц к административной ответственности
в соответствии с законодательством
государств - членов таможенного
союза.
3.Формы правоохранительной
деятельности таможенных органов
Правоохранительная деятельность
таможенных органов осуществляется в
различных формах административно-правовой,
административно-процессуальной, уголовно-правовой,
уголовно - процессуальной, оперативно-розыскной
и др., которые тесно взаимосвязаны между
собой, дополняют друг друга и являются
средствами достижения целей и решения
задач, стоящих перед таможенными органами.
Целями правоохранительной
деятельности помимо обеспечения реализации
правовых норм являются также выявление
подготовки или осуществления нарушений
российского законодательства и международных
договоров, к которым присоединилась Россия,
предупреждение наступления или снижение
вредных последствий таких нарушений,
пресечение действий нарушителей.
Административно-правовая форма
правоохранительной деятельности таможенных
органов проявляется: в обнаружении путем
осуществления таможенного и валютного
контроля, таможенного оформления товаров,
внутриорганизационной управленческой
деятельности и поддержания контактов
с другими органами государства признаков
и фактов административных нарушений,
а также нарушений уголовного, таможенного,
валютного, налогового и иных видов законодательства.
Административно-процессуальная
форма правоохранительной деятельности
таможенных органов выражается в совершении
административно- -процессуальных действий,
направленных на проверку выявленных
фактов отклонений от требований, установленных
административно-правовыми нормами, таможенными
правилами, на выявление причастных к
нарушениям лиц, квалификацию деяний,
установление мер ответственности за
них и принятие мер по предотвращению
или минимизации ущерба интересам государства
от противоправных деяний.
Эти действия осуществляются
в формах составления протоколов об обнаруженных
нарушениях административных норм или
таможенных правил, заведении дел об административных
нарушениях, о нарушении таможенных правил
и осуществлении производства по ним,
их рассмотрению и применению взысканий.
Уголовно-процессуальная форма
правоохранительной деятельности таможенных
органов как органов дознания проявляется
в возбуждении уголовных дел по фактам
или признакам уголовных преступлений,
борьба с которыми отнесена к компетенции
таможенных органов (контрабанда и др.),
производство дознания по этим делам,
а также участии в следственных действиях
по поручению органов предварительного
следствия. Важной формой правоохранительной
деятельности таможенных органов является
обеспечение собственной безопасности,
сочетающей в себе меры внутреннего административного
контроля, оперативно-розыскные меры и
меры физической, военной, технической
охраны таможенных объектов, сотрудников
и членов их семей.
Одной из форм деятельности
таможенных органов, сочетающей в себе
элементы правоохранительной (криминалистической
и специальной (разведывательной, розыскной)
деятельности является оперативно-розыскная
деятельность (ОРД).