Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является правовой и эволюционно исторический анализ таможенных платежей. В соответствии с целью в курсовой работе решались следующие задачи:
- изучить исторические аспекты правовой природы таможенных платежей
- проанализировать доходы государства от изъятия таможенных пошлин
- выявить проблемные вопросы и предложить пути их решения
Введение……………………………………………………………. .3
Глава 1 Теоретические вопросы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………4
1.1 Эволюционно исторический аспект правовой природы таможенных пошлин………………………………………………………. 4
1.2 Законодательное обеспечение таможенных пошлин ………. 9
Вывод к главе………………………………………………………. 15
Глава 2 Таможенные пошлины в доходах государства…………………...16
2.1 Анализ доходов поступающих в бюджет государства………..16
2.2 Направления совершенствования правового регулирования таможенных пошлин……………………………………………………...21
Вывод к главе………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………….. 25
Список литературы…………………………………………………..26
Приложение 1……………………………………………………….. 28
Приложение 2………………………………………………………...32
Приложение 3………………………………………………………...34
Приложение 4………………………………………………………...37
Приложение 5………………………………………………………...39
Рис.3 Схема оформления таможенной декларации.
Вывод к главе: Таким образом, эволюционно-исторический анализ таможенного регулирования показывает, что международная торговля имеет важное значение для экономики любого государства. В доказательство правовой природы таможенных платежей мы рассмотрели ряд нормативно-правовых документов, которые обеспечивают деятельность таможенных и других органов в осуществлении сборов и платежей при экспорте и импорте товаров и услуг.
Глава 2 Таможенные пошлины в доходах государства
2.1 Анализ доходов поступающих в бюджет государства.
В современных условиях развития экономики, как России, так и в мировом масштабе, важное значение имеет торговля товарами и услугами между государствами. Уровень жизни любого государства определяется доходами, поступающими в бюджет, значительное место в которых занимают таможенные платежи и налоги.
Рис. 4 Структура доходов федерального бюджета
Анализ структуры доходов федерального бюджета Российской Федерации (рис.4) показывает, что 32,5% доходов приходится на таможенные платежи, что подтверждает актуальность и необходимость акцента государства и его структурных подразделений в развитии таможенного дела, а соответственно и таможенных платежей и налогов. 3
В работе мы провели анализ динамики доходов от поступлений таможенных платежей, который показывает, что произошло резкое падение доходов в 2009 году в связи с международным кризисом, который коснулся всей сферы деятельности мирового сообщества, однако в 2011 году мы видим уже рост доходов. Рост показателей говорит о выходе из кризиса и постепенном наращивании объемов мировой торговли, а соответственно увеличения поступлений таможенных платежей и налогов в доход государства.
Рис. 5 Динамика доходов от поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2000 – 2010 годах (млрд.руб.)4
В структуре таможенных платежей (рис.6), значительную долю составляет вывозная таможенная пошлина - 57,9 %, тогда как ввозная всего лишь 13,1% от суммы всех платежей за экпорт-импорт товаров и услуг. Данные цифры говорят о том, что преимущество составляет вывозная пошлина, то есть пошлина от экспорта товаров. Однако согласно таможенному законодательству РФ экспортная пошлина не должна взиматься. На практике мы видим, что такая пошлина все таки взимается и эта пошлина идет в основном на сырьевые товары (нефть, газ, лес и др.)
Рис. 6 Структура таможенных платежей в 2010 году (млрд.руб.)
Рассматривая динамику ввозных пошлин, мы видим, что в 2011 году они значительно выросли. Это говорит об увеличении импорта товаров на территорию Российской Федерации (рис.7).
Рис.7 Динамика доходов от уплаты ввозных таможенных пошлин в 2008 - 2011 годах.5
Вывозная таможенная пошлина на сырую нефть в федеральном бюджете рассчитана исходя из сложившихся облагаемых объемов экспорта нефти и среднегодовых ставок вывозной таможенной пошлины на нефть, которые при расчетах бюджета принимались на 2009 год в размере 383,27 доллара США за тонну, на 2010 год – 340,45 доллара США за тонну, на 2011 год – 329,30 доллара США за тонну (рис.8).
Рис.8 Динамика доходов от уплаты вывозных таможенных пошлин
Поддержанию внешнеторговой деятельности всегда способствовал особый механизм государственного регулирования. Государство, применяя различные, в том числе налоговые, методы регулирования ВЭД, оперативно реагирует на изменения на мировых рынках. В механизме косвенного регулирования действуют два основных активных элемента: налоги и таможенные платежи. В настоящее время налоговая система действует обособленно от таможенной системы, что с нашей точки зрения не всегда эффективно.
2.2 Направления совершенствования правового регулирования таможенных пошлин.
Проведенный анализ состояния
правового обеспечения
Обеспечение безопасности страны во внешнеэкономических, научно-технических, продовольственных, экономических и финансовых сферах можно отнести к основным задачам государства. Комплексное решение таких вопросов таможенными методами является актуальной проблемой для современной таможенной системы. Реализация идеи «Таможенного окна» в процессе таможенного регулирования и контроля определит перспективы развития таможенной службы. Расширение пространства информационного таможенного контроля, а также создание и регулирование системы государственных услуг в сфере таможенной деятельности обеспечит ее усовершенствование. Таможенная служба России должна формироваться на основе системной и целостной взаимосвязи в процессах социально-экономического развития страны. Гибкость и структурируемость технологичных действий таможенного администрирования позволит таможенной системе РФ выйти на новый уровень. Персональная ответственность руководящих работников таможенных органов позволит решить конкретные задачи развития в таможенной сфере. При таком подходе к развитию таможенной службы реализуется принцип решения задач, при котором каждое приоритетное направление рассматривается как составной элемент системного проекта интегрируемого в целевую программу развития таможенной службы РФ.
Предприятие, желающее “раздвинуть” рамки своей хозяйственной деятельности за территорию Российской Федерации, сталкивается с такими вопросами, как правила экспорта-импорта товаров и услуг, порядок валютных операций при экспорте-импорте, процедура выхода на мировой рынок. Немаловажную роль здесь играют и вопросы, связанные с порядком налогообложения внешнеэкономической деятельности. От государства в данной ситуации требуется создание таких условий функционирования, которые бы способствовали реализации целей внешнеэкономической политики страны.
Грамотно построенная налоговая и таможенная система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой и таможенной политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.
Обе системы сложились таким образом, что они не способны улавливать значительные валютные поступления в доход федерального бюджета.
Таможенный кодекс Таможенного союза принимает меры по упорядочению товаропродвижения через границу РФ и обеспечению полноты поступления в бюджет таможенных налогов. Алкогольные напитки и табачные изделия , вывозимые из РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта (в том числе после нахождения под таможенным режимом временного ввоза, таможенного склада, переработки, свободного склада, свободной таможенной зоны, магазина беспошлинной торговли или после нахождения на складах временного хранения) оформляются для доставки до таможенного органа назначения под контролем только после уплаты таможенных платежей. Размер этих выплат определяется суммой таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при режиме выпуска для свободного обращения.
НДС и акцизы, являясь
до настоящего времени
Вывод к главе: Таким образом, таможенное регулирование посредством пошлин и платежей продолжает совершенствоваться, существенно пополняя федеральный бюджет РФ. Роль пошлин возросла в связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта, а также их объемом. Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый уровень мировой интеграции и мировой торговли. Стратегической целью для России должен стать приоритет экспорта не сырьевых ресурсов, а продукции глубокой переработки. И на достижение этой цели должна быть направлена таможенная и экономическая политика государства.
Заключение
В настоящей работе были рассмотрены вопросы правового регулирования таможенных пошлин, их эволюция, в подтверждение правовой природы представлены ряд законодательных и нормативно-правовых документов касающихся непосредственно таможенных пошлин. В рамках действующего в настоящий период Таможенного союза ряда государств и действие на их территории нового таможенного кодекса рассмотрены вопросы регулирования таможенных пошлин, правовое обеспечение этого регулирования. Кроме того проведен анализ доходов федерального и консолидированного бюджетов, в которых таможенные пошлины играют немаловажную роль. Так же мы обозначили ряд проблемных вопросов связанных с таможенной и налоговой деятельностью, и предложены пути их решения.
Считаем, что таможенные пошлины тесно связанны с фискальной системой изъятия доходов и могут быть в составе налогового кодекса.
Список литературы:
1. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИИ. B.В.Макрусев, В. Ю. Дианова, О. В. Маркина. Правовые вопросы таможенного дела: история, теория, практика. Научно-практический журнал : Ученые записки. Номер 1 (30), 2008.с.17-20
2. Журнал «Финансовое право» №3/2011 Мамбеталиева А. Н. Налогово-правовая гармонизация косвенного налогообложения Таможенного союза (на примере НДС и акциза). С.36-37
3. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. На 1 февраля 2012. – 992 с. – (Российское законодательство)
4."Об утверждении Положения о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров" Приказ ФТС РФ от 27.05.2011 г. N 1070
5. "Таможенный кодекс Российской Федерации" (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008) утр.силу в 2010г.
Интернет источники:
1.МинФин, режим доступа http://info.minfin.ru/kons_
2. Правовая система Консультант Плюс режим доступа http://www.consultant.ru/
3.Презентация начальника Аналитического управления ФТС России Владимира Ивина журналу «Таможня» № 11, 2011 «Если заглянуть в завтра» режим доступа http://www.customs.ru
4.Таможенный кодекс таможенного
союза. Принят Решением Межгосударственного
Совета Евразийского экономического сообщества
и содержит изменения, внесенные Протоколом
о внесении изменений и дополнений в Договор
о Таможенном кодексе таможенного союза
от 16 апреля 2010 г. режим доступа http://www.tsouz.ru/Docs/
5.Федеральные законы режим доступа http://www.zakonrf.info/zakon-
6.Федеральный портал РФ режим доступа: http://protown.ru/pic/feder2.
7.Федеральная служба государственной
статистики режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/
Приложение 1
Некоторые правовые документы по налогам и таможенным платежам в рамках Таможенного союза.
Наименование документа |
Дата |
Страна | |
1. |
Письмо Министерства финансов Российской Федерации № 03-07-08/310, разъясняющее порядок применения НДС в отношении услуг по перевозке товаров,вывозимых с территории РФ на территорию государства-члена Таможенного союза, оказываемых российским перевозчиком на железнодорожном транспорте. |
13.11.2010 |
Российская Федерация |
2. |
Федеральный закон № 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»,которым приняты поправки, касающиеся порядка обложения акцизами, НДС и взимания госпошлины. |
27.11.2010 |
Российская Федерация |
3. |
Письмо Минфина РФ «Об отсутствии оснований для представления в налоговый орган банковской гарантии или поручительства банка для освобождения от уплаты акцизов в случае вывоза подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию государств – членов Таможенного союза» |
11.03.2011 |
Российская Федерация |
4 |
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 4-2-14/1794 «О форме заявлений в Таможенном союзе» |
24.08.2010 |
Республика Беларусь |
5. |
Указ Президента Республики Беларусь № 477 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам взимания косвенных налогов в Таможенном союзе» |
13.09.2010 |
Республика Беларусь |
6. |
Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь по вопросам взимания косвенных налогов в Таможенном союзе»» |
13.09.2010 |
Республика Беларусь |
7. |
Закон республики Беларусь № 174-3 «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»,которым внесены нормы международных договоров, определяющие принципы взимания косвенных налогов в таможенном союзе. |
15.10.2010 |
Республика Беларусь |
8. |
Закон РК № 297-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования и налогообложения» |
30.06.2010 |
Республика Казахстан |
9. |
Соглашение между |
25.01.2008 |
Республика Казахстан |