Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 07:44, реферат
Правосознание, являясь одним из видов человеческого сознания, по моему мнению, не стоит на месте, оно носит динамичный подвижный характер и меняется вместе с развитием общества, государства и права во времени.
Накопление жизненного опыта человечества, расширение самого сознания человека и увеличение человеческих познаний в ходе жизнедеятельности - всё это непременно отражается в правовом сознании социума, отдельно взятого общества и каждого из нас.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....с.3-5
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ……………………….с.6-10
2. Правовой нигилизм как вид правового сознания ……….......с.11-14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................с.15
Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет, прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Далее, правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, т. е. отвечают ли они тем или иным требованиям. И, наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе.
Важным показателем или критерием оценочного характера правосознания является тот факт, что права и свободы личности находятся в центре правовой идеологии государства. В первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человека и гражданина является конституционным принципом и получает всеобщую поддержку со стороны населения.
Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами. Примером этого служит рецепция (заимствование) римского права в Западной Европе, которая сыграла здесь чрезвычайно важную роль в развитии правовых систем. Римское частное право с его развитыми институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого гражданина. Широкое распространение оно получило благодаря тем естественно-правовым принципам, которые были заложены в основу данной системы права. На новейшие законодательные акты многих европейских государств наложили отпечаток романские правовые традиции. Они имеют черты, которые были свойственны римскому частному праву: индивидуализм, светский характер, высокий уровень юридической техники.
Правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная влиять на процессы социальных изменений, ускорять, или тормозить их. Например, в первые годы советской власти революционеры считали, что с прошлым покончено навсегда. Значит, всякие юридические традиции, и все прошлое в области юриспруденции было перечеркнуто, в том числе и старые законы. Была выдвинута теория, что революционное правосознание масс способно понять социальные потребности гораздо лучше, чем кто-либо другой. А жизнь показала, что это не так: долгие годы в нашей стране царили произвол и беззаконие. И наоборот, те страны, в которых есть богатые правовые традиции, высокий уровень правосознания и правовой культуры, могут служить примером развитого механизма правового регулирования, стабильности общества, уважения человека и его достоинства.
2. Правовой нигилизм как вид правосознания.
Правовой нигилизм («нигилизм» от лат. «nihil»-«ничто», «ничего») – это явление дефектного правосознания, сформировавшегося в обществе при определенных исторических условиях, суть которого заключается в отрицании права, неверии в силу закона и возможности правовой защиты. В своих крайних проявлениях правовой нигилизм вызывает девиантное и откровенно противоправное поведение. Здесь же стоит отметить, что правовой нигилизм – это постоянно изменяющееся, динамическое явление, которое существовало всегда, и будет существовать, пока живёт общество.
Причинами появления правового нигилизма считаются: сверхсильная власть государства, лишение граждан правосубъектности, отсутствие правовых средств регулирования жизни общества, а также низкий уровень правовой культуры. Наряду с вышеперечисленными причинами появлению правового нигилизма способствует несовершенство действующих норм права. Данное несовершенство становится мотивом и двигателем для поиска новых юридических решений. Отсюда можно сделать вывод, что правовой нигилизм – это показатель реального качества нормотворческой и правоприменительной деятельности. Проявления правового нигилизма свидетельствуют об уровне профессионализма органов государственной власти и местного самоуправления, их месте и роли в жизни общества.
Правовой нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности, проявляющееся в негативно-отрицательном отношении к праву, законности, правопорядку, неверии в необходимость права, в его общественную полезность. Правовой нигилизм может существовать в нескольких формах: от подмены законности целесообразностью, неуважения к правоохранительным органам, неподчинения конкретному закону до полного отрицания правовой системы и умышленного нарушения законов и иных нормативно-правовых актов. Такое отношение социума к праву, сопровождающееся девиантным поведением людей, формирует устойчивая установка массового сознания о ненужности, бессилии и нравственной бесплодности права. Которая возникает ввиду тесных связей, существующих между правовой культурой, правосознанием и правовым поведением.
Противоположным правовому нигилизму является понятие этатизма. Этатизм (от франц. état государство) – это явление, которое воспринимается скорее не как вид правового сознания, а уже как определённая правовая идеология. Суть данной идеологии заключается в том, что государству в обществе и общественной жизни отводится главная, первая и важнейшая роль, предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества. Государство здесь представляет общественное благо, справедливость, цивилизацию и высшую мудрость.5
Как социальный феномен нигилизм характеризуется рядом признаков:
1) гипертрофированным сомнением
и отрицанием различных
2) абсолютизацией
3) использованием в борьбе
против устаревших, с точки зрения
нигилистов, социальных и культурных
форм наихудших способов
4) аморфностью или отсутствием конструктивной программы;
5) транзитивностью, т. е. переходным
характером (нигилистическое сознание
рождается и широко
В зависимости от характера отрицаемых ценностей нигилизм может быть религиозным, политическим, нравственным и т. д.
Все исследователи правового нигилизма отмечают его сложный характер и разнообразные формы выражения. Одной из форм существования правового нигилизма является правовая идеология, идеологические течения. Примеры идеологических течений это анархизм и левый радикализм, которые чаще всего связывают с именами П. Прудона (1809-1865), М. Штирнера (1806-1856), М.А. Бакунина (1814-1876) и П.А. Кропоткина (1848-1921).
Именно теоретическая форма правового нигилизма в виде идеологических доктрин и учений представляет особую опасность. Так, в СССР долгое время господствовала доктрина о постепенном “отмирании” права по мере приближения коммунистической перспективы. Это, естественно, не могло способствовать росту уважения к правовым требованиям.
Правовой нигилизм опасен тем, что может достичь такого уровня, который повлечет за собой разрушение всей правовой системы.
Пути борьбы с правовым нигилизмом уровня, угрожающего правовой системе того или иного государства, общества разнообразны, а в частности это:
- повышение жизненного уровня населения, выравнивание доходов, что должно привести к созданию среднего класса, выступающего сторонником режима законности и опорой правопорядка;
- соблюдение прав и свобод человека в деятельности государственных органов;
- воплощение в нормативно-правовых актах общественных представлений о справедливости, приближение их содержания к интересам различных слоев общества;
- борьба с коррупцией в правоохранительных органах;
- воспитание уважения к суду и правоохранительным органам и т. д. Весь комплекс этих мер должен содействовать повышению уровня правовой культуры общества, которая сможет противостоять правовому нигилизму.
Нигилистическая направленность сознания в целом, как неоднократно отмечалось исследователями, составляет характеристику эпохи.
Правовой
нигилизм влечет за собой
Именно правовым нигилизмом, возобладавшим в сознании части населения, объясняется массовый интерес к быту криминальной среды в той или иной стране в определённые периоды времени, распространенность блатного жаргона или его элементов на всех уровнях социальной жизни, в том числе и на тех, где он совсем уж неуместен.
Примером,
такого возобладания правового
нигилизма над умами людей
является «криминальная Россия»
90-х годов двадцатого
Подрыв доверия к праву как средству защиты личности в обществе автоматически приводит к моральному обоснованию и оправданию не правовых и противоправных форм поведения, самозащиты и заработка, среди которых отмечается самосуд, кровная месть, криминальное и обогащение.
Различные точки зрения на правовой нигилизм в большинстве своём говорят о бытующем в обыденном и научном понимании однобоком взгляде на это явление: «Нигилизм хорош только для разрушения, но не для созидания».6 Но явление правового нигилизма совсем неоднозначное и потому данный подход представляется односторонним и непродуктивным.
Более глубокое теоретическое представление о правовом нигилизме включает в себя и позитивную составляющую. Поэтому указав на все негативные стороны и последствия правового нигилизма, нельзя не сказать о его положительном влиянии. Вскрывая слабости права, нигилизм стимулирует его развитие и приближает закон к общественным потребностям. С одной стороны, чем выше уровень нигилизма в обществе, тем несовершеннее законодательство, тем дальше оно от общественной потребности существующего состояния социально-экономического развития. Однако с другой стороны, чем динамичнее право, тем шире его охват правовым нигилизмом. Таким образом, раскрывается взаимосвязь права и правового нигилизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абдулаев М.И «Теория государства и права» / 2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004.
Абрамов А.И «Функции правосознания и их роль в реализации функций права»// Журнал Правоведение №5 2006г
Безносов Д.С «Правосознание: Структура, содержание, виды» // научно-исторический Журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета» выпуск №2 июнь 2008
Бельский К.Т «Социалистическое правосознание»
Гегель Фридрих «Феминология духа»
URL:http://lib.ru/FILOSOF/
Ильин И.А. «Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания, Собрание сочинений» Конец 1930 г. – начало 1951 г.,Цюрих Том 4 г. Москва изд. РУССКАЯ КНИГА 1994
Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. «Социология права.
Гражданское общество в контексте формирования правовой культуры и правового поведения».
Клименко А.И. «Структурные характеристики правовой идеологии современного государства»: электронные публикации статей по предмету Теория государства и права
URL: http://justicemaker.ru/view-
Лапланш Ж., Понталис Б.«Словарь по психоанализу: Часть 3»
URL: http://allk.ru/book/284/2835.
Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. / М.: Новый Юрист, 1999.
Сафонов В.Г. «Понятие правового нигилизма» // Журнал Государство и право №12 2004.
Спиркин А.Г. «Основы философии: Учебное пособие для вузов.» / М.: Политиздат, 1988
1 Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
4 Введение в курс философии, под редакцией акад. Ф.С Файзулина
Уфа: УГАТУ, 1996.---тема 15. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы15.5. Формы общественного сознания
5 Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001