Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключена в том, что бы изучить и проанализировать основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Задачи заключаются в следующем:
1. раскрыть основные понятия и принципы перемещения товаров и транспорт-ных средств;
2.изучить порядок перемещения товаров и транспортных средств че-рез таможенную границу;
3.проанализировать деятельность таможенных органов в области перемещения товаров и транспортных средств.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ПОЛНЫЙ.docx

— 57.98 Кб (Скачать файл)

Введение

В наши дни ни одно государство  не может существовать без таможенных органов. И Российская Федерация, обладая такой большой территорией и такими большими границами, вынуждена защищать свою экономическую безопасность, на страже которой стоят таможенные органы.

Таможенными органами РФ являются:

1)федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области  таможенного дела;

2) региональные таможенные  управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Создание, реорганизация  и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Основой деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Это значит, что перемещение должно происходить в соответствии с действующим таможенным законодательством. Соблюдение законодательства является одним из необходимых условий процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Под перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

Порядок и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств установлены Таможенным Кодексом таможенного союза, а также рядом других нормативно-правовых актов. Важность процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу невозможно переоценить, так как на нем строится система взимания таможенных платежей, институты таможенного оформления и таможенного контроля, позволяющие обеспечить как экономическую, так и государственную безопасность страны.

Актуальность темы исследования прослеживается в вышесказанном, и  заключается в том, что процесс  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу  является ключевым объектом деятельности таможенных органов, а от состояния институтов таможенного оформления и таможенного контроля напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность.

Цель данной работы заключена в том, что бы изучить и проанализировать основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Задачи заключаются в  следующем:

1. раскрыть основные понятия  и принципы перемещения товаров  и транспортных средств;

2.изучить порядок перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу;

3.проанализировать деятельность  таможенных органов в области  перемещения товаров и транспортных средств.

Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, связанные с принципами перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу.

Предметом исследования являются законодательство, нормативно-правовые акты, периодическая печать и правоприменительная  практика, регулирующая перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

При написании данной работы использовались нормативные акты ФТС  РФ, статьи из журналов, посвященных  таможенному делу, официальная статистическая информация, опубликованная в этих журналах.

 

 

I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ  ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ  ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

1.1. Основные положения  о перемещении товаров через  таможенную границу

Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров  через таможенную границу с соблюдением  положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.1

Лицо - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим  лицом, созданные в соответствии с законодательством, а также  физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории РФ, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством РФ.

Товары перемещаются через  таможенную границу в порядке, установленном  таможенным законодательством таможенного  союза.

Порядок и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств установлены Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее ТКТС), Федеральным законом от 27.11.2010 г. №311-ФЗ (ред. От 11.07.2011 г.) « О таможенном регулировании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 29.09.2011), а также рядом других нормативно-правовых актов.

Через таможенную границу  товары перемещаются в соответствии с одной из таможенных процедур.

Таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами.

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые  предусмотрены ТКТС и законодательством  государств-членов таможенного союза.

Лицо вправе изменить выбранную  таможенную процедуру на другую в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из ТКТС под перемещение товаров через таможенную границу понимается - ввоз товаров на таможенную территорию или вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Более подробное определение  данного термина раскрыто в решении Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об Основах таможенных законодательств государств – участников Содружества Независимых Государств»:


«Перемещение через таможенную границу государства - совершение действий по ввозу на таможенную территорию государства или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся:

При ввозе товаров или  транспортных средств на таможенную территорию государства и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории государства - фактическое пересечение таможенной границы;

При вывозе товаров или  транспортных средств с таможенной территории государства и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории государства на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства».2

Товаром признается любое  имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государства, ценные бумаги и валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Товары можно разделить  на товары для личного пользования, товары Таможенного Союза (далее ТС)   и товары, не имеющие статус товаров ТС.

Товары для личного  пользования – товары, предназначенные  для личных, семейных, домашних и  иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом;

Товары таможенного союза  – находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств-членов таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим законодательством и международными договорами государств-членов таможенного союза.

Транспортные средства –  категория товаров, включающая любое  водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, ТКТС и международными договорами государств могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.

Товары, перемещаемые через  таможенную границу, подлежат таможенному

контролю в порядке, установленном таможенным законодательством.

При проведении таможенного  контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством.

При ввозе на таможенную территорию и вывозе с этой территории товаров,

необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, продукции  военного назначения, необходимой для  выполнения акций по поддержанию  мира либо проведению учений, а также  товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных  почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке.

 

1.2. Основные принципы  перемещения товаров через таможенную  границу

Исходя, из ТКТС можно выделить основные принципы перемещения товаров  через таможенную границу такие как:

принцип равноправия;

принцип соблюдения порядка  перемещения товара;

принцип обязательности прибытия товаров на таможенную территорию

таможенного союза и их убытия с нее в установленных  для этого местах и во

время работы таможенных органов;

принцип первоочередности;

принцип обязательности таможенного  контроля и таможенного оформления;

принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений.

Данные принципы отражены в статьях 150 и 152 ТКТС.

На основании таможенного  кодекса таможенного союза на перемещение

товаров через таможенную границу имеют право все лица и на равных

основаниях при соблюдении положений, установленных таможенным законодательством. В этом и заключается  принцип равноправия.

Второй принцип, соблюдения порядка перемещения товара заключается в

том, что перемещаются товары через  таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством. Но для  определенных категорий товаров, в том числе для припасов, товаров  для личного пользования и транспортных средств международной  перевозки, могут быть установлены  особенности их перемещения через  таможенную границу в соответствии с ТКТС и международными договорами государств.

Принцип обязанности прибытия товаров на таможенную территорию и  их убытия с нее в установленных для этого местах и во время работы таможенных органов является принципом, контролирующим процесс перемещения товаров в рамках, установленных законодательством, и обеспечивающим соблюдение стабильной работы таможенных органов в местах прибытия  и убытия. Такими местами являются места перемещения товаров через таможенную границу (ст. 151 ТКТС), т.е. пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государства либо иные места, определенные законодательством. Подробно данный принцип раскрыт в статьях 156 и 162 ТКТС «Места и время прибытия и убытия товаров (соответственно) на таможенную территорию таможенного союза.

Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза

Осуществляется в местах перемещения товаров  через таможенную границу (далее  – места прибытия) и во время  работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров могут  прибывать на таможенную территорию

только в местах прибытия, определенных законодательством.

Товары могут прибывать на таможенную территорию в иных местах, не

являющихся местами прибытия, в случаях и  порядке, которые определены

законодательством  государства.

После пересечения таможенной границы, ввезенные товары должны быть д

оставлены перевозчиком в места прибытия или  иные места, указанные в пункте первом 156 статьи, и предъявлены таможенному  органу. При этом не допускаются  изменение состояния товаров  или нарушение их упаковки, а также  изменение, удаление, уничтожение или  повреждение наложенных пломб, печатей  и иных средств идентификации.

Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах прибытия, об установленных  ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе  с использованием информационных технологий.

Положения 23 главы ТКТС не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории РФ, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Убытие товаров с таможенной территории РФ осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу - местах убытия и во время работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров  могут убывать с таможенной территории только в местах убытия, определенных законодательством РФ.

Товары могут убывать  с таможенной территории в иных местах, не являющихся местами убытия, в  случаях и порядке, которые определены законодательством государства.

Таможенные органы обязаны  представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и  о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.

Положения 24 главы ТКТС не распространяются на товары, перевозимые  водными или воздушными судами, пересекающими  таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Принцип первоочередности выражается в том, что таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются  в первоочередном порядке в отношении  следующих категорий товаров:

товаров, необходимых для  ликвидации последствий стихийных  бедствий, чрезвычайных  ситуаций природного и технического характера;

продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций  по поддержанию мира либо проведению учений;

товаров, подвергающихся быстрой  порче;

живых животных;

радиоактивных материалов;

взрывчатых веществ;

международных почтовых отправлений, экспресс-грузов;

гуманитарной и технической  помощи;

сообщений и материалов для  средств массовой информации и других подобных товаров.

Принцип обязательности таможенного  контроля и таможенного оформления выражен пункте 3 статьи 150 ТКТС.

Под таможенным контролем  понимается - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях  обеспечения соблюдения национального, в том числе таможенного, законодательства и международных договоров государства, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.7

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  Российской Федерации о таможенном деле.8

Таможенное оформление - совокупность таможенных операций, совершаемых  в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, помещаемых (помещенных) под таможенные процедуры.9

Согласно пункту 3 статьи 150, все товары, перемещаемые через  таможенную границу, подлежат  таможенному контролю в порядке,  установленном таможенным законодательством.  Однако особо отмечено, что таможенные  органы и их должностные лица  при проведении таможенного контроля  не вправе устанавливать требования  и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством РФ.

Принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений отражен  в статье 152 ТКТС - «Соблюдение запретов и ограничений при перемещении  товаров через таможенную границу».

Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением  запретов и ограничений, если иное не установлено ТКТС, международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного  союза и нормативными правовыми  актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государства, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Товары, запрещенные к ввозу  на таможенную территорию РФ, прибывшие на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории РФ, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами государства.

Принятие мер по вывозу указанных  товаров возлагается на перевозчика  либо на их собственника, если иное не установлено законодательством  и международными договорами государства.

Товары, запрещенные к вывозу с  таможенной территории, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории, если иное не предусмотрено законодательством  и международными договорами.

Если при ввозе на таможенную территорию или вывозе с такой  территории товаров, ограниченных к  ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются положения  пунктов 2 и 3  статьи 152 ТКТС.

В случае невозможности вывоза товаров, указанных в пунктах 3 и 4  статьи 152, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 ТКТС.

 

II. ОСОБЕННОСТИ  ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ  ГРАНИЦУ И СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ  ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ  КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ

 

2.1. Особенности  перемещения товаров для  личного  пользования

 

В соответствии с ТКТС и Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд является специальной таможенной процедурой.10

Необходимо учитывать, что  в соответствии с пунктом 1 статьи 150 ТК ТС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. При этом в соответствии со статьей 203 ТКТС право выбора таможенной процедуры в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, предоставляется лицу их перемещающему. 11

Следует отметить, что применение какой либо процедуры, либо порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу обусловлено необходимостью соблюдения всех требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством.

Порядок перемещения товаров, предусмотренный главой 49 ТКТС, применяется только в отношении физических лиц и только в отношении перемещаемых ими товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (далее – для личного пользования).

Таким образом, одной из составляющих, имеющих существенное значение для  применения порядка перемещения  товаров, предусмотренного главой 49 ТКТС , является процедура определения предназначения товаров.

Товары для личного пользования  могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или  несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а  также в международных почтовых отправлениях в соответствии с главой 44 ТКТС

Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования,  перемещаемых через таможенную  границу, совершаются в порядке,

определяемом ТКТС и международным  договорами РФ.

Таможенные операции в отношении  товаров для личного пользования

совершаются в зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства, на территории которого постоянно (или временно) проживает  физическое лицо, имеющее право выступать  в качестве декларанта таких товаров.

При перемещении товаров  для личного пользования физическими  лицами таможенные органы предоставляю этим лицам возможность

совершать  таможенные операции, не покидая  такие транспортные средства, за  исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения

таможенного  законодательства.

Товары для личного пользования  при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 ТКТС и  выпуску для личного пользования  без помещения под

таможенные процедуры, предусмотренные настоящим  Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством.

Декларирование физическими лицами товаров для личного пользования

осуществляется в письменной форме  с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».

Согласно п. 4 ст. 8 Соглашения «О порядке перемещения физ. лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском при таможенном декларировании перемещаемых товаров для личного пользования в письменной форме декларант обязан:

1)представить таможенному  органу документы, на основании  которых заполнена таможенная  декларация, в том числе подтверждающие  уплату таможенных платежей либо  обеспечение уплаты таможенных  пошлин, налогов;

2)предъявить декларируемые  товары по требованию должностного  лица таможенного органа;

3)уплатить причитающиеся  таможенные платежи или обеспечить  уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, установленных ТКТС и Соглашением;

4) выполнять иные требования, предусмотренные таможенным законодательством.12

По желанию лица, перемещающего  товары для личного пользования, в отношении таких товаров  могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением  на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с настоящим Кодексом, а также  вывозом с таможенной территории таможенного союза, если они не покидали место прибытия.

В случае не совершения таможенных операций, указанных в абзацах  первом и втором настоящего пункта, товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 ТКТС.

Таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования,  перемещаемых через таможенную  границу, производится в соответствии  с настоящим законодательством   и международными договорами РФ.

Согласно соглашению «О  порядке перемещения физ. лицами товаров для личного пользования  через таможенную границу ТС и  совершения таможенных операций, связанных  с их выпуском» (далее Соглашение) определяется порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Порядок перемещения физическими  лицами товаров для личного

пользования  через таможенную границу определяет: критерии отнесения товаров к товарам для личного пользования; стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей; случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования; порядок применения таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования.

Правоотношения, возникающие  в связи с перемещением физическими  лицами товаров для личного пользования  через таможенную границу, не урегулированные  настоящим Соглашением, определяются таможенным законодательством таможенного  союза и законодательствомРФ.

Таможенным законодательством  определяются: порядок перемещения физическими лицами наличных денежных средств (денег) и денежных инструментов через таможенную границу; особенности перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования, вывозимых с территории Калининградской области Российской Федерации и ввозимых на остальную часть таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, а также вывозимых с остальной части таможенной территории таможенного союза и ввозимых на территорию Калининградской области Российской Федерации.13

При ввозе товаров для  личного пользования на таможенную территорию и вывозе с этой территории применяются запреты и ограничения, указанные в приложении 2 к настоящему Соглашению.   
Международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза или нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами РФ, могут устанавливаться иные запреты и ограничения в отношении товаров для личного пользования.

Перемещение через таможенную границу товаров для личного  пользования, ограниченных к ввозу  или вывозу, за исключением указанных  в пункте 3 статьи 4 данного соглашения, допускается при представлении таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение ограничений, выдаваемых уполномоченными органами государства в соответствии с таможенным законодательством.

К товарам для личного  пользования, перемещаемым через

таможенную границу, не применяются меры нетарифного   и технического

регулирования.

Выпуск товаров для  личного пользования, подлежащих фитосанитарному, ветеринарному и другим видам  государственного контроля в соответствии с международными договорами РФ, осуществляется после проведения соответствующих видов контроля.

Согласно ст. 3 Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением;

характера и количества товаров;

частоты пересечения физического  лица или перемещения им товаров  через таможенную границу.

Если под видом товаров  для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу и к таким товарам после их выпуска применяются нормы Таможенного кодекса таможенного союза без учета особенностей, установленных главой 49 Кодекса ТКТС.

Таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».14

2.2 Перемещение товаров физическими лицами

Товары, предназначенные  для личных, семейных, домашних и  иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями гл. 23 (ст. 281-290) ТК.

Порядок перемещения через  таможенную границу физическими  лицами товаров для личного пользования  включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, обязательное подтверждение соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления (ст. 281 ТК) /5/.

Предназначение товаров  определяется таможенным органом Российской Федерации исходя из заявления физического  лица о товарах, перемещаемых через  таможенную границу, о характере  товаров, их количестве, частоте перемещения товаров через таможенную границу.

При ввозе товаров полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется, если одновременно выполняются следующие  условия:

- ввоз товаров осуществляется  при следовании лица через  таможенную границу РФ в сопровождаемом  и несопровождаемом багаже;

- общая стоимость ввозимых  товаров не превышает 65 тыс.  рублей включительно и (или) вес ввозимых товаров не превышает 50 кг включительно;

- количество товаров не  превышает ограничений, установленных  в Приложении к постановлению Правительства РФ от 29.11.2003 г. N 718 (таблица 1).

Кроме вышеуказанных товаров  физические лица могут ввозить без  уплаты таможенных пошлин, налогов культурные ценности при условии их письменного декларирования и специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей.

Единые ставки таможенных пошлин и налогов применяются  в отношении всех категорий товаров  независимо от уровня их налогообложения  и страны происхождения /4/.

В отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, могут применяться две единые ставки:

- 30% от таможенной стоимости,  но не менее 4 евро за кг;

- 30% от таможенной стоимости.

- Ставка 30% от таможенной  стоимости, но не менее 4 евро  за кг применяется в следующих случаях. При ввозе товаров, если одновременно соблюдаются следующие условия:

- ввоз товаров при следовании  лица через таможенную границу  РФ в сопровождаемом и несопровождаемом багаже;

- общая стоимость товаров  превышает 65000 рублей, но не более  650000 рублей включительно (единая  ставка применяется в части  такого превышения);

- и (или) вес товаров  превышает 50 кг, но не более  200 кг включительно (единая ставка  применяется в части превышения).

Если стоимость товаров  не превышает 65000 рублей включительно, но вес составляет более 50 кг, но не боле 200 кг включительно, то к таким  товарам будет применяться ставка 4 евро за кг в части превышения.

При отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров /5/.

2.3 Перемещение транспортных средств

Порядок перемещения транспортных средств для личного пользования  физическими лицами определен главой 23 Таможенного кодекса и постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 г. N 718 /6/.

Транспортные средства подлежат обязательному декларированию.

В отношении транспортных средств применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством РФ исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами.

Основой для начисления таможенных пошлин, налогов служит таможенная стоимость или объем двигателя транспортного средства.

Таможенная стоимость  автомобиля, с момента выпуска  которого прошло менее 3 лет, рассчитывается как цена, по которой этот или  подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции.

Эта цена определяется на основании  данных, полученных от производителя автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска. Если стоимость автомобиля, определенная таким способом, будет меньше таможенной стоимости, заявленной физическим лицом таможенному органу РФ, то для целей определения единых ставок таможенных пошлин, налогов будет использована таможенная стоимость, заявленная физическим лицом /7/.

Без уплаты таможенных пошлин, налогов ввезти транспортное средство разрешено:

1) физическим лицам, постоянно  проживающим в Российской Федерации, - в случае ввоза ими автомобилей, происходящих с территории бывшего СССР либо выпущенных в свободное обращение на его территории и находившихся в собственности указанных лиц или членов их семей по состоянию на 31.12.1991 года;

2) физическим лицам, признанным  в установленном порядке беженцами  или вынужденными переселенцами,  а также переселяющимися из  иностранных государств на постоянное место жительства в РФ, - в случае ввоза ими автомобилей, страной происхождения которых является РФ или другое государство - участник СНГ и которые были приобретены этими лицами до въезда в РФ;

3) иностранным физическим  лицам временно ввезти транспортные  средства для личного пользования, зарегистрированные в иностранном государстве, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год. В течение одного года допускается оформление продления сроков временного ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов. Транспортные средства могут принадлежать иностранным физическим лицам, быть арендованы ими либо взяты во временное пользование иным способом. Временный ввоз транспортных средств может осуществляться одновременно с въездом иностранного лица либо до или после такого въезда и должен предназначаться для личного пользования этими лицами в период временного пребывания в РФ /4/.

Временно ввезенные транспортные средства могут быть обратно вывезены с таможенной территории РФ через любой таможенный орган без взимания таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера.

Если временно ввезенные  транспортные средства серьезно повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой  силы, то их обратный вывоз может не осуществляться.

Российские физические лица не могут временно ввозить транспортные средства без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Российские физические лица могут временно ввозить на таможенную территорию РФ транспортные средства, зарегистрированные на территории иностранного государства, на срок не более 6 месяцев  в течение одного календарного года в отношении каждого временно ввезенного транспортного средства. Обязательным условием такого ввоза является обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом /8/.

2.4 Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях

Порядок перемещения товаров  в международных почтовых отправлениях (МПО) в адрес физических лиц определен  Всемирной почтовой конвенцией 1994 года, Почтовыми правилами Российской Федерации, главой 24 Таможенного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 г. N 718.

Под международными почтовыми  отправлениями понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки  за пределы таможенной территории РФ либо следующие транзитом через эту территорию. К международным почтовым отправлениям относятся:

1) письма (простые, заказные, с объявленной ценностью);

2) почтовые карточки (простые,  заказные);

3) бандероли и специальные  мешки «М» (простые, заказные);

4) секограммы (простые, заказные);

5) мелкие пакеты (заказные);

6) посылки (обыкновенные, с объявленной ценностью);

7) международные отправления  экспресс-почты.

Таможенное законодательство РФ содержит перечень товаров, запрещенных к пересылке в МПО:

- запрещенных законодательством  к ввозу (вывозу) в РФ;

- запрещенных к пересылке  в соответствии с актами Всемирного  почтового союза;

- в отношении которых  применяются ограничения, установленные  в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и перечень которых может определяться Правительством РФ /7/.

Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в приоритетном порядке в кратчайшие сроки, которые не могут превышать 3 дней.

Декларирование товаров  путем подачи отдельной таможенной декларации требуется в случае, если:

1) стоимость ввозимых  на таможенную территорию РФ  товаров превышает 10 тыс. руб. в адрес одного получателя в течение одной недели, за исключением случаев, когда товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, пересылаются в адрес физических лиц;

2) вывоз товаров с таможенной  территории РФ должен быть  подтвержден отправителем товаров  таможенному и (или) налоговому  органам;

3) ввозимые на таможенную  территорию РФ товары предназначены  к помещению под таможенный  режим, не предусматривающий выпуска  товаров для свободного обращения.

Физические лица могут  получать пересылаемые в МПО товары без уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 10000 рублей.

Если физическое лицо в  течение одной недели получает товары, пересылаемые в МПО, общей стоимостью свыше 10000 рублей, то такие товары облагаются таможенными пошлинами, налогами по ставке 30% таможенной стоимости указанных товаров - в части превышения /5/.

2.5 Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц

К отдельным категориям иностранных  лиц, перемещающим через таможенную границу РФ товары и, соответственно, пользующимся таможенными льготами применительно ко всем таможенно-правовым институтам (таможенное оформление, контроль, платежи), глава 25 ТК РФ относит следующих лиц:

1) дипломатические представительства  иностранных государств (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для официального пользования представительств);

2) главы дипломатических  представительств иностранных государств  и проживающие вместе с ними  члены их семей (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для личного, семейного пользования, а также для первоначального обзаведения);

3) члены дипломатических  представительств иностранных государств  и проживающие вместе с ними  члены их семей (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для личного, семейного пользования, а также для первоначального обзаведения);

4) члены административно-технического  персонала дипломатических представительств  иностранных государств и проживающие  вместе с ними члены их семей  при условии, что указанные  лица не проживают постоянно  в РФ и не являются гражданами  РФ (свободный ввоз товаров, предназначенных для первоначального обзаведения) /7/.

Главой 25 TK РФ предусмотрены  некоторые льготы в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Таможенное оформление указанных товаров также производится в упрощенном порядке /5/.

2.6 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач

Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с нее товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается после принятия таможенной декларации и выпуска таможенным органом товаров в соответствии с условиями заявленного в ней таможенного режима. При подаче таможенной декларации фактического предъявления товаров не требуется. При ввозе на таможенную территорию РФ или вывозе с нее товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается смешивание товаров, а также изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами, действующими в РФ. Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, не применяются (ст. 310 ТК) /4/.

Согласно ст. 311 ТК при  перемещении товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. В ней допускается заявление сведений исходя из намерений ввоза или вывоза ориентировочного количества товаров в течение определенного периода времени, не превышающего срока действия внешнеторгового договора, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно количеству товаров, планируемому к перемещению через таможенную границу, и (или) предусмотренного условиями внешнеторгового договора порядка определения цены указанных товаров.

Идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не осуществляется, что не препятствует таможенным органам устанавливать в таможенных целях количество, качество и другие характеристики товаров, используя сведения, содержащиеся в документах, показания счетчиков и других измерительных приборов.

Временная таможенная декларация представляется декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду. Если в течение календарного месяца поставки изменяются условия поставки и (или) количество товаров, указанных в принятой таможенным органом временной таможенной декларации, допускается подача дополнительной временной таможенной декларации в течение месяца поставки. Таможенные пошлины уплачиваются за товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин на 15-е число месяца поставки товаров (ст. 312 ТК).

В соответствии с положениями  ст. 314 ТК ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с нее товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей. Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, не применяются /5/.

2.7. Особенности перемещения припасов

Перемещение припасов через  таможенную границу осуществляется в соответствии с положениями  50 главы ТКТС, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством.

Перемещение припасов  через таможенную границу осуществляется  без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер  нетарифного регулирования.

Положения 50 главы ТКТС не применяются в отношении товаров, находящихся на транспортных средствах, эксплуатируемых физическими лицами для личного пользования.

Решением Комиссии таможенного  союза могут определяться количественные нормы припасов, к которым применяются  положения настоящей главы.

Припасы, превышающие нормы, установленные в соответствии с частью первой настоящего пункта, подлежат помещению под таможенные процедуры в соответствии с ТКТС.

Таможенные операции в  отношении припасов при ввозе  на таможенную территорию производятся в местах прибытия, при вывозе с  таможенной территории - в местах начала международной перевозки либо местах убытия.

Припасы подлежат таможенному  декларированию без помещения товаров  под таможенные процедуры.

При таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации при  таможенном декларировании припасов, определяется решением Комиссии таможенного  союза.

Таможенные операции в  отношении припасов совершаются  одинаково вне зависимости от страны регистрации или национальности водных судов, воздушных судов или  поездов.

Припасы, предназначенные  для потребления пассажирами  и членами

экипажей водных судов, и припасы, необходимые для обеспечения

нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта водных судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судна.

При совершении запланированной  посадки воздушных судов в  одном

аэропорте или нескольких аэропортах, которые находятся на таможенной территории РФ, припасы, предназначенные для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, и припасы, предназначенные для потребления членами экипажей и пассажирами во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними, могут использоваться во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними.

Припасы, предназначенные  для продажи пассажирам и членам экипажей воздушных судов без  цели их потребления на борту этих судов, могут продаваться во время  нахождения воздушных судов на таможенной территории РФ при условии, что их продажа осуществляется на борту этих судов.

Припасы, предназначенные  для потребления пассажирами  поездов и

работниками поездных бригад, и припасы, тнеобходимые для  обеспечения

нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих поездов, могут потребляться и использоваться в этих поездах в пути их следования или в пунктах промежуточной  остановки либо стоянки на таможенной территории РФ в количестве, соответствующем численности пассажиров и работников поездных бригад, а также продолжительности стоянки и времени нахождения в пути.

Таможенные органы вправе обязать перевозчика принять  меры, необходимые для обеспечения  соблюдения условий использования

припасов, предусмотренных  настоящим законодательством, во время  нахождения водных судов, воздушных судов или поездов на таможенной территории РФ. По решению таможенного органа место, в котором хранятся припасы, может быть опечатано путем наложения таможенных пломб и печатей.

Припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться соответственно на другие суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, если соблюдаются  условия, предусмотренные главой 50 ТКТС.

Использование припасов в  целях, не предусмотренных настоящей  главой, допускается при их помещении  под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта.15

Заключение

Активное экономическое  развитие страны, рост внешнеэкономических  связей, продолжающаяся интеграция нашей  страны в мировую экономику неизбежно  приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассажирооборота и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу РФ. Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. От организации работы таможен, таможенных постов в регионе зависит соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений. Как уже отмечалось, эти факторы оказывают влияние как на пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, так и на экономическую, общественную и государственную безопасность страны.

В связи с этим, необходима модернизация и усовершенствование работы таможенных органов в области  таможенного оформления и таможенного  контроля товаров и транспортных средств. Это достигается планированием  и постепенной реализацией на практике специальных мероприятий, предусмотренных ФТС и Правительством РФ.

Список использованных источников

1. Бакаева О. Ю. Таможенное  право России: учебник.- 2-е изд., перераб.  и доп. - М. : Юристъ, 2007. – 504 с.

2. Тимошенко И.В. Таможенное  право России. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. - 512 с.

3. Габричидзе Б. Н. Таможенное  право. - М.: Дашков и К, 2004. - 841 с.

4. Таможенный Кодекс Российской  Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007

5. Таможенное право. - Под  общ. ред. Андриашина Х.А. Учебник.  – М.: изд. Юстицинформ. - 2006 - 264с.

6. Постановление Правительства  от 29 ноября 2003 г. № 718.

7. Козырин А.Н. Комментарий  к Таможенному Кодексу Российской  Федерации. – М.: ТК Велби, 2005. – 522 с.

8. Куприянов И.А. Юридические  особенности перевозки автомобилей  // Таможенное регулирование & таможенный  контроль. – 2007. - № 7. – С.34-36

9. Материалы официального  сайта Федеральной Таможенной  Службы: www.customs.ru

10. Данные таможенной статистики  за 2007-2008 гг. // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 7. – С.35-37

11. Трошкина Т.Н. Соотношение  экономических и административных  методов регулирования внешнеторговой  деятельности в России // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 11. – С.22-26

12. Ковалева Н.А. Таможне  добавили полномочий // Таможенное  регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 9. – С.8-9

13. Калинин М.В. Правовое  регулирование уплаты таможенных  платежей // Таможенное регулирование  & таможенный контроль. – 2008. - №  5. – С.38-42

14. Бочаров Е.В. Электронный  комплекс разгрузит границу // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 2. – С.2-4

15. Большаков А.Л. Таможенная  стоимость: дискуссии продолжаются // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 3. – С.24-25

16. Приказ ФТС № 1145 от 17 сентября 2007 г. «О реорганизации Оренбургской и Орской таможен»

17. Честным импортерам  приоткроют границу // Таможенное  регулирование & таможенный контроль. – 2006. - № 12. – С.25-26

 
 

1 Таможенный Кодекс Таможенного Союза, гл.22, ст.150 (1)

2 решение Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об Основах таможенных законодательств государств – участников Содружества Независимых Государств», ст.11 (6)


Информация о работе Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу