Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационные систем и технологий приобретает все большее значение для таможенного дела. Передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий, а правительства выделяют для этих целей гигантские суммы.
Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Значение и правовые основы применения информационных технологий в деятельности таможенных органов 4
Глава 2. Применение информационных технологий в сфере оказания таможенных услуг на современном этапе 10
2.1. Современное состояние информационной системы таможенных органов 10
2.2. Основные направления использования информационных технологий в деятельности таможенных органов. Электронное декларирование 13
2.3. Интеграция информационных ресурсов 17
Глава 3. Информационное обеспечение деятельности таможенных органов и компьютерная безопасность 19
Заключение 28
Список использованных источников 30
Предметный указатель 32
Интернет ресурсы в предметной области исследования 33
Действующий сайт в Интернете 37
Граф научных интересов 38
Презентация магистерской диссертации 39

Файлы: 1 файл

ПКР Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

Эта работа послужила  началом серьезного переосмысления концепции информатизации таможенных органов Республики Беларусь.

Руководство ГТК  Республики Беларусь отчетливо понимает, что планируемое вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО) требует создания информационных систем качественно нового уровня, отвечающего требованиям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В соответствии с ней таможенная служба должна при выборе форм таможенного контроля использовать систему управления рисками и, где это возможно, информационные технологии и средства электронных телекоммуникаций. Выполнение этих требований является основной целью развития информационно-технического обеспечения таможенных органов в ближайшей перспективе.[10, с. 118-119]

В связи с  этим в Комитете разрабатывается  комплекс новых таможенных технологий, реализация которых потребует изменения нормативной базы, оптимизации организационной структуры таможенных органов и создания соответствующих автоматизированных систем.

Основу этого  комплекса составляет сквозной документальный контроль на основе анализа электронной информации, тесно связанный с реализацией мероприятий по снижению рисков при таможенном оформлении и контроле. Эта технология отражает порядок действий сотрудников таможенных органов, формирование ими соответствующих электронных документов при осуществлении таможенного оформления начиная с пункта пропуска, при доставке товаров под таможенным контролем, при временном хранении и основном таможенном оформлении, а также после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Информационную основу технологии составляет формирование и периодическое обновление электронного паспорта товара, который должен отражать всю информацию о товаре и ввозящих его на таможенную территорию транспортных средствах, необходимую для осуществления со стороны таможенных органов контрольных функций.

Реализация  данной технологии уже начала осуществляться с августа 2002 г. На первом этапе отрабатывается нормативно-правовая база таможенного  оформления и контроля за товарами и ввозящими их на таможенную территорию транспортными средствами. В дальнейшем будут проведены работы по оптимизации комплексных систем таможенного оформления и контроля.

Следующим проектом, определенным в ГТК Республики Беларусь в качестве важной составляющей информационно-технической  политики Комитета на ближайшие годы, является создание автоматизированной системы анализа и управления рисками в таможенном деле. Этот проект ориентирован на формирование системы оперативного контроля за таможенным оформлением, использование комплекса агрегированных баз данных обеспечения деятельности функциональных подразделений ГТК Республики Беларусь, создание комплексной системы информационного обеспечения контроля таможенной стоимости и внедрение системы удаленного доступа к базам данных органов исполнительной власти и контролирующих организаций.

Данная технология необходима при выборе форм таможенного  контроля. Она позволяет оценивать  вероятность несоблюдения законодательства при совершении таможенных процедур и выбирать обоснованные решения  при принятии таможенными органами решений о выпуске товаров.[16]

В настоящее  время одним из важнейших направлений  совершенствования таможенных процедур является пересмотр специализации  должностных лиц таможенных органов, производящих таможенное оформление и  таможенный контроль непосредственно на таможенных постах. Комитетом установлены условия, при выполнении которых таможенное оформление, исключая досмотр товаров, может производиться одним должностным лицом таможенного органа. Обязательным условием при этом является внедрение комплексных автоматизированных систем таможенного оформления.

Отличительные черты данных систем: процедурная  целостность, которая позволяет  обеспечить возможность контроля за товарами, начиная с их прибытия на СВХ, прозрачность системы для  дальнейшего анализа деятельности таможенника, протоколирование процессов оформления товаров, системное ведение НСИ, регистрацию участников ВЭД, а также возможность совмещения одним сотрудником таможенного органа всех этапов документального оформления с одного рабочего места.

 

2. Основные  направления использования информационных  технологий в деятельности таможенных  органов. Электронное декларирование.

Если говорить более подробно, то следует выделить два основных направления. Первое направление  — это перевод таможенного оформления и таможенного контроля на принципы анализа и управления рисками. А это абсолютно невозможно без соответствующих информационных систем, без связи с базами данных других министерств и ведомств. И второе — это создание такой технологии работы, при которой участник внешнеэкономической деятельности может проводить все операции, связанные с таможенным оформлением, в режиме удаленного доступа с использованием технологии электронного декларирования. Эти два аспекта очень важны для будущей работы всей таможенной службы.

Внедрение системы  управления рисками в совокупности с системами поддержки принятия решений создают абсолютно новые  технологии работы таможенного инспектора. Создаются предпосылки не только оптимизации деятельности инспектора, но и изменения структуры таможенной службы в целом. А внедрение электронного декларирования минимизирует связь инспектора и участника ВЭД. Они могут вообще не видеть друг друга. И это очень важный момент. Ведь ни для кого не секрет, что наиболее частая критика в адрес таможенной службы раздается по поводу коррупции. Руководство таможенных органов в курсе этой проблемы и всячески пытается устранить и изжить это явление. Однако пока документы из рук в руки будут передаваться от участников ВЭД к инспектору, сделать это практически невозможно. Как только физически и территориально они будут разнесены, договариваться будет нельзя. Общаться будут компьютер с компьютером, что полностью исключит возможность нарушения правил таможенного оформления. Эти два направления безусловно порождают новые бизнес-процессы.[16]

Современное представление  о таможне XXI века диктует необходимость  изменений в налогообложении, тарифах, в требованиях к проведению таможенных операций, предполагает решение вопросов ответственности, защиты информации, охраны прав потребителя. Сейчас белорусские законы лишь частично регулируют проведение торговых операций в электронной форме, и практически отсутствуют правовые нормы, регулирующие выполнение таможенных процедур с использованием электронной формы декларирования. Учитывая эти обстоятельства, в текст нового Таможенного кодекса были заложены соответствующие положения, позволяющие представлять документы в таможенные органы в электронном виде. Прежде всего речь идет об электронном декларировании товаров и транспортных средств.

Кроме того, в текст нового Таможенного кодекса Республики Беларусь введена специальная глава, определяющая порядок применения информационных технологий в таможенном деле. При  этом наиболее важной является статья, говорящая о возможности представления документов с использованием телекоммуникационных систем. Для таможенных органов это принципиально важно, так как уже сегодня декларанты представляют электронные копии грузовой таможенной декларации, однако эта информация все равно сопровождается традиционными документами на бумаге. Переход к электронной форме декларирования позволит полностью отказаться от бумажных документов, что существенно упростит взаимодействие участника внешнеэкономической деятельности с таможней, максимально сократит необходимость личного контакта с инспектором.[5, c. 292-293]

В соответствии с этими  положениями важное место среди  работ по автоматизации таможенного  оформления занимает создание и внедрение  системы электронного декларирования.

Внедрение данной информационной технологии в процесс таможенного оформления и контроля должно создать условия для приведения таможенных процедур в Республике Беларусь в соответствие с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Нельзя не отметить, что таможенные органы очень волнует проблема обеспечения безопасности информации при электронном декларировании товаров и транспортных средств. Сегодня никого не надо убеждать, что проблема борьбы с международной компьютерной преступностью приобрела небывалую остроту. Совершенно очевидно, что создание транснациональных компьютерных сетей как неотъемлемой части современной международной финансовой и банковской деятельности формирует реальные предпосылки, облегчающие совершение преступных экономических деяний.

Успех внедрения  электронного декларирования в первую очередь зависит от того, смогут ли таможенные органы обеспечить безопасность создаваемых информационных технологий. При этом сегодня еще не до конца  выяснена степень возможных негативных последствий нарушения безопасности информационного обмена с развитием трансграничных товаропотоков, в том числе в рамках электронной торговли. Прежде всего, может быть скомпрометирована сама идея упрощения таможенных процедур за счет перехода к электронным формам декларирования. Это возможно при формировании в обществе недоверия к информационным системам в случае нарушения безопасности документооборота. Даже тот незначительный опыт, который уже имеется в этой области, а тем более опыт наиболее развитых стран мира, со всей очевидностью свидетельствует о несомненной важности вопросов безопасности при внедрении таких новых и широкомасштабных проектов. В то же время Комитет уверен, что при той тесной и продуктивной поддержке, которую оказывает Научно-технический совет Военно-промышленного комитета Республики Беларусь, таможенные органы смогут противостоять возникающим угрозам в информационной сфере.[15]

Таким образом, управление рисками  и анализ является инструментом, который  может помочь работать с рисковыми  ситуациями и быть уверенным в том, что принятое решение оптимально и позволяет максимально использовать имеющиеся ресурсы, а также дает уверенность в том, что известны все слабые стороны оперативной работы и по ним принимаются необходимые меры, так как цель управления рисками - это принятие мер по устранению возможного риска или сведения к минимуму его последствий. Использование информационных систем при выявлении благоприятствует развитию экономики страны в целом, приводит к ускорению международного товарообмена, повышению собираемости таможенных платежей, сокращению расходов на содержание таможенной службы и обеспечению экономической безопасности страны.

 

3. Интеграция информационных  ресурсов.

Следующим важнейшим  направлением информационно-технической  политики ГТК Республики Беларусь является совершенствование системы информационного взаимодействия в таможенной сфере.

К проектам, реализуемым  Комитетом, относится создание Единой автоматизированной информационной системы  Таможенного комитета Союзного государства  с поэтапным осуществлением унификации НСИ и программного обеспечения на основе методологии сквозного документального контроля и формирования интегрированной телекоммуникационной сети, а также осуществление информационного обмена с таможенными службами стран ЕврАзЭС и государств-членов СНГ.[13, с. 354]

Очевидно, что такое большое  количество сложных проектов, которые  находятся сейчас в разработке, требует  соответствующего финансового обеспечения. Поэтому начиная с 2000 г. Комитетом  ведется активная работа с Министерством экономики, Министерством финансов Республики Беларусь и Всемирным банком по получению целевого кредита на модернизацию информационной системы таможенных органов. В соответствии с планом, согласованным со Всемирным банком, таможенные органы готовят необходимые документы и проводят переговоры, для того чтобы реальное финансирование запланированных мероприятий началось не позднее июля 2010 г.

Сегодня во второй раз в течение новейшей истории  ГТК Республики Беларусь таможенные органы находятся в точке коренного изменения основных принципов таможенного администрирования. Принятие нового Таможенного кодекса Республики Беларусь в 2007 году потребовало внесения большого количества изменений во всю нормативную базу таможенной деятельности. Республика Беларусь готовится к вступлению в ВТО, что также налагает большие требования к прозрачности процедур таможенного оформления и контроля. Поэтому руководство ГТК Республики Беларусь делает все возможное, чтобы в новых условиях обеспечить высокую эффективность работы таможенных органов, безусловное выполнение задач, которые ставят Президент и Правительство Республики Беларусь. И одним из основных путей достижения этих высоких целей является внедрение новых технологий, основанных на комплексной информатизации. Без информационных технологий таможня XXI века просто невозможна.[10, с. 221]

Таким образом, применение информационных технологий имеет неоспоримую важность в современном мире: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту.

 

Глава 3. Информационное обеспечение деятельности таможенных органов и компьютерная безопасность.

Конкретно информационного  обеспечения деятельности таможенных органов касается Указ Президента Республики Беларусь № 228 от 21 апреля 2008 года «О некоторых вопросах таможенных органов». Целью Указа является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела. Для этого предлагаются следующие шаги: внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Республики Беларусь; создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговых и таможенных органов Республики Беларусь; создание операционного центра для обработки информации и принятия решений.

Представляется довольно странным, что в Указе уделено большое внимание применению информационных систем и технологий, но ни слова не сказано об обеспечении информационной безопасности. Данный подход представляется не совсем обоснованным, так как внедрение новых информационных технологий должно идти вместе с развитием систем защиты. Если на первых этапах становления информационных систем и технологий не уделить должного внимания проблеме информационной безопасности, то в дальнейшем мы рискуем столкнуться с проблемой незащищенности всей системы внешнеэкономической деятельности перед угрозами неправомерного доступа, копирования и изменения информации, представленной в электронном виде.[7]

Этот пробел восполняет Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2008 года № 419 «Об утверждении положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы». В Постановлении сформулированы факторы, влияющие или снижающие эффективность принимаемых ГТК Республики Беларусь мер:

- низкий уровень технической и программной оснащенности, то есть низкий уровень развития инфраструктуры (в том числе и обеспеченность людскими ресурсами);

- ухудшение криминогенной обстановки, все большее проникновение криминала в информационные системы.[9]

На устранение этих факторов и должна быть направлена в первую очередь деятельность ГТК Республики Беларусь в рамках обеспечения информационной безопасности. Это невозможно сделать автономно, то есть без участия других ведомств и улучшения социально-экономической обстановки в целом. Кроме этого Постановление определяет основные угрозы обеспечения информационной безопасности таможенных органов. По своей общей направленности угрозы информационной безопасности таможенных органов подразделяются на следующие виды:

Информация о работе Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов