Природоохранная политика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:28, реферат

Описание работы

Природоохранная политика Японии по своей сути напоминает политику западноевропейских стран . Среди эффективных черт японской природоохранной политики следует назвать :
• инициативы местных органов власти в сфере охраны окружающей среды , активно поддерживаемые населением ;
• разработку и широкое применение новых , экологически чистых технологий благодаря привлечению частного бизнеса ;

Файлы: 1 файл

Япония.docx

— 18.54 Кб (Скачать файл)

Япония

Природоохранная политика Японии по своей сути напоминает политику западноевропейских стран . Среди эффективных черт японской природоохранной политики следует назвать : 
  • инициативы местных органов власти в сфере охраны окружающей среды , активно поддерживаемые населением ; 
  • разработку и широкое применение новых , экологически чистых технологий благодаря привлечению частного бизнеса ; 
  • четко функционирующую государственную систему экологического регулирования , сформированную под воздействием общественного экологического движения 60 -70- х годов ( движение экологического протеста было связано с заболеваниями , вызванными загрязнением окружающей среды : « болезнью Минамата » ( отравление метаном и ртутью ) , болезнью « итай - « итай - итай » ( отравление кадмием ) , астмой Ехати ( астма вследствие загрязнения воздуха , вызванного деятельностью нефтехимического комбината ) . 
  Последний фактор стимулировал возникновение природоохранного законодательства Японии . Начиная с конца 60 - х годов была принята целая серия нормативных актов , среди которых Закон об охране окружающей среды , Основной закон о контроле за загрязнением , закон об охране воздушного бассейна , закон об охране водных ресурсов и др . В 1971 году в Японии было создано Управление по охране окружающей среды , призванное обеспечить координацию деятельности различных министерств в экологической сфере , однако на практике его функции достаточно скромные. 
 Префектуры Японии имеют свои законы по охране окружающей среды и собственные экологические программы . Заслугой местных органов самоуправления в решении экологических проблем стало заключение добровольных соглашений с компаниями о контроле за загрязнением . В Японии , как и в большинстве стран Запада , в контроле за состоянием окружающей среды активно задействованы ( наряду с центральными и местными органами власти ) многочисленные подразделения , созданные в промышленных компаниях . 
  Формирование природоохранного механизма Японии тесно связано с принципом « загрязнитель платит » , в результате чего промышленные предприятия были вынуждены разрабатывать технологии по контролю за экологической обстановкой . В случае несоблюдения экологических стандартов было предусмотрено привлечение к уголовной ответственности . Загрязнитель также в соответствии с Законом о компенсации ущерба для здоровья в связи с экологическим загрязнением должен оплачивать пострадавшему населению лечение специфических заболеваний . 
  В настоящее время в проведении экологической политики Япония сочетает административные и экономические методы регулирования . К административным мерам относятся : ​​введение стандартов качества продукции и окружающей среды ; экологическая экспертиза ; соглашения между местными органами власти и предприятиями о контроле за загрязнением ; система арбитража экологических конфликтов . Следует также отметить , что в Японии одни из самых строгих в мире нормативов по загрязнению атмосферы , превосходящие в 2-3 раза аналогичные параметры в других странах . Экономические меры включают : платежи за природные ресурсы ( они идут на финансирование экологических проектов ) ; налоги на источники выбросов серы , налоги на потребителей бензина , повышен налог на покупку земель в окрестностях городов и др . С другой стороны , поощряются предприятия , использующие экологически чистые технологии . 
  Япония не считает неизбежным противоречие между экологическим регулированием и экономическим ростом . Страна использует экологотехнологический подход к обеспечению экологически безопасного развития - так называемое « спасение с помощью науки » , активно финансируемой государством . 
  С середины 90 - х годов Япония активно присоединилась к международному экологическому сотрудничеству подписанием соглашений по сохранению озонового слоя Земли и Конвенции по климатическим изменениям , финансированием отдельных экологических проектов развивающихся стран и др . В то же время требует корректировки позиция Японии относительно снижения выбросов углекислого газа , учитывая , что страна принадлежит к первой пятерке стран , ответственных за потепление климата .

Великобритания

В Великобритании экологическое право стало развиваться в наиболее крупных масштабах в семидесятые годы. Была проведена систематизация природных ресурсов, создана национальная информационная система данных, что, в свою очередь, способствует наиболее полному и качественному контролю за состоянием окружающей среды.

О внимании к проблеме охраны окружающей среды и степени развития механизма, направленного на охрану природных ресурсов, говорит то обстоятельство, что Великобритания раньше, чем другие страны, начала осуществлять на практике принципы экологической оценки хозяйственной продукции, хотя и более длительное время, чем они, препятствовала принятию директивы ЕЭС по экологической экспертизе.

Большое значение в сфере охраны окружающей среды уделяется выявлению негативных последствий, которые оказывают или, чаще всего, могли оказать производственные объекты на природу. Так, общие инструкции по оценке значительности негативных последствий содержатся в отдельных циркулярах и предполагают наличие трех основных критериев значительности:

а) если проект выходит за рамки местного значения, главным образом по своим физическим масштабам;

б) если проект планируется реализовать в экономически уязвимом районе, например, в национальном парке или на территории специального научного интереса, и по этой причине он может оказать значительное влияние на окружающую среду района, даже если этот объект не относится к категории особо крупных;

в) если проект может дать сложные иди даже негативные последствия.

В законодательных актах Великобритании, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды, особая роль отводится механизмам прогнозирования и защиты окружающей среды от вредных последствий деятельности предприятий.

Основным направлением деятельности, а следовательно, и принципом экологического законодательства Великобритании является своевременное оповещение населения о состоянии окружающей среды.

Канада

В Канаде признана необходимость включения природоохранных задач в экономическое планирование и процесс принятия решений. Законодательство обязывает экономический сектор учитывать требования охраны окружающей среды в своей деятельности.

Особенностью экологического права Канады является то, что охрана окружающей среды находится, главным образом, в юрисдикции провинций. В каждой провинции действуют законы или правительственные директивы по проведению мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в области охраны природы.

Кроме того надо отметить, что Канада включена в систему государств, имеющих образцово-показательные леса. В 1992 г. программа создания такой системы по инициативе канадцев была утверждена на конференции ООН. В конце 80-х гг. в Канаде был принят так называемый «зеленый план», ее власти выделяют из бюджета значительные средства на организацию образцовых лесов. Уже существует десять таких хозяйств. Кроме того, 3 млн. канадских долларов с 1994 г. и в течение пяти последующих лет будут предоставляться в виде долгосрочного кредита Российской Федерации на реализацию этой же цели на Дальнем Востоке. Таким образом, ассигнования канадской казны направлены также на развитие экологии по всему миру. (Подобные мероприятия планируется провести в Малайзии и Мексике).

Норвегия 

В Норвегии раз в два года правительство предоставляет парламенту доклады о состоянии окружающей среды в стране и о проводимой экологической политике. Особая роль в реализации экополитики отводится муниципальным органам власти. Законодательство по охране окружающей природной среды направлено непосредственно на источник сбросов, а объемы регулируются через разрешение на сбросы. В Норвегии сама промышленность несет ответственность за соблюдение нормативов по охране окружающей среды. Система государственного контроля базируется на инспектировании и системном аудите. Активно действует Норвежский правительственный экологический фонд, поддерживающий экологически чистые технологии. 
  Вопросы безопасности, технические решения в сфере внешней окружающей среды при разведке и добыче нефти координируются Нефтяным Директоратом (NPD). Практикуется выдача лицензий через тендерные раунды. 
  С 1988 года в Норвегии действует Национальное ведомство по расследованию и пресечению экономической и экологической преступности - Экокрим. По его контролем подготавливаются руководства по борьбе с загрязнением окружающей среды и с преступлениями против культурных ценностей. Наиболее крупный штраф, наложенный в Норвегии, составил 300 000 долларов, такую же сумму составила самая крупная конфискация.  
  В 1997 году была принята долгосрочная программа-стратегия «Норвежский дом», в основе которой было заложено производство в рамках экологически стабильного общества. В качестве основных направлений экополитики были определены: 
  • развитие структуры, стимулирующей устойчивое производство и потребление; 
  • развитие инструментов для контроля социального развития в направлении стабильности и для гарантии эффективных действий по защите окружающей среды в различных сферах; 
  • международное сотрудничество в целях решения глобальных и региональных экологических проблем; 
  • деятельность по сохранению биологического разнообразия, сокращению распространения опасных химических веществ, снижению выбросов парниковых газов; 
  • привлечение промышленности, предпринимателей и потребителей к работе по устойчивому развитию.

 

 


Информация о работе Природоохранная политика Японии