Проблемы и пути совершенствования экспортного контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение актуальных проблем экспортного контроля в РФ на современном этапе и выявление путей их решения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть сущность экспортного контроля;
- рассмотреть виды товаров, для которых предусмотрен экспортный контроль;
- рассмотреть государственные органы в РФ, осуществляющие экспортный контроль;
- изучить процедуру и порядок осуществления экспортного контроля в РФ;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие экспортного контроля в РФ на современном этапе…………...7
1.1. Сущность экспортного контроля………………………………………………7
1.2.Виды товаров, для которых установлен экспортный контроль…………….13
1.3.Органы, осуществляющие экспортный контроль…………………………...18
Глава 2. Актуальные вопросы осуществления экспортного контроля…………24
2.1. Процедуры и порядок осуществления экспортного контроля……………...24
2.2. Особенности осуществления экспортного контроля………………………..37
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования экспортного контроля в РФ…..48
3.1. Проблемы организации экспортного контроля……………………………...48
3.2. Направления (пути) совершенствования экспортного контроля…………..58
Заключение…………………………………………………………………………64
Список использованных источников информации………………………………

Файлы: 1 файл

диплом актуальне проблемы экспортного контроля.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Экспортный контроль создавался в РФ как инструмент предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. В условиях, когда ряд государств пытается получить доступ к технологиям разработки собственного ядерного и ракетного оружия, экспортный контроль продолжает оставаться одним из важнейших способов поддержания международной стабильности. Страны, не имеющие оружия массового поражения и работающие над его созданием, предпринимают попытки закупить отдельные компоненты и технологии через посредников и использовать их в своих военных программах. Увеличение числа государств, располагающих, в частности, ядерным оружием, приведет к общему снижению международной стабильности. Кроме того, с ростом поражающих факторов и снижением габаритов средств поражения появляется реальная угроза использования такого оружия международными террористическими организациями. Поэтому контроль над экспортом оружия и технологий, которые могут быть использованы для его создания, стал частью политики большинства развитых стран, в том числе и России.

На экспорт отдельных  видов контролируемых товаров в  иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней  политике общепризнанных принципов  и норм международного права в  области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии. Получателем генеральной лицензии может быть только российское юридическое лицо, создавшее внутрифирменную программу экспортного контроля и получившее свидетельство о государственной аккредитации. В генеральной лицензии указывается количество товаров без определения конкретного покупателя. Перечень иностранных государств, а также виды контролируемых товаров, для экспорта которых требуется получение генеральных лицензий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Вывоз из Российской Федерации  контролируемых товаров и технологий может осуществляться и без лицензий, при условии, что такие товары и технологии будут оставаться под  непосредственным контролем российского лица, осуществившего их вывоз, и будут в установленные сроки возвращены в Российскую Федерацию.

В целях защиты национальных интересов и выполнения международных  обязательств Российской Федерации  могут устанавливаться запреты  и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники.

        Были выявлены особенности российской системы экспортного контроля.  Российская система обеспечения государственного контроля в области экспортного контроля является крайне запутанной и нуждается в упрощении. Так, выдача лицензий на вывоз объектов экспортного контроля в большинстве зарубежных стран осуществляется одному государственному органу. Государственные органы, задействованные в системе экспортного контроля, выполняют в основном разрешительные и контролирующие функции. Еще одну особенность экспортной системы в РФ – валютный контроль в системе экспортного контроля заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами.

         В выпускной квалификационной  работы были рассмотрены основные  проблемы в российской системе  экспортного контроля: трудности с передачей неосязаемых технологий, вопросы правоприменения остаются наиболее слабым звеном национальной системы экспортного контроля, недостаточна эффективность внутрифирменных программ экспортного контроля, трудности практического выполнения статьи «о всеобъемлющем контроле» контролируемых товаров, большое количество поддельных документов, нестабильность и подверженность постоянным изменениям системы экспортного контроля в РФ и другие.

          В выпускной работе были рассмотрены основные направления совершенствования системы экспортного контроля:

1. Выдача всех типов лицензий на внешнеэкономические операции (что полностью соответствует Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и практике выдачи лицензий в ЕС и большинстве стран – членов Всемирной торговой организации) одному государственному органу власти.

2.Создание единой базы данных ФТС и ФСТЭК по лицензиям и случаям отказов в выдаче лицензии.

3. Создание системы постоянного обучения специалистов в этой области в России.

4.Воспитание культуры экспортного контроля у работников таможенных органов.

5. Сокращение перечня документов при оформлении объектов экспортного контроля, создания системы межведомственного электронного взаимодействия СМЭВ.

6. Создание  технологических карт межведомственного взаимодействия.

7.Электронное декларирование  объектов экспортного контроля.

8.Внедрение технологии «Удаленного выпуска».

9. Внедрение более  четкой регламентации ответственности отдельных министерств и ведомств.

10.Расширение функций  государственных органов, занимающихся  экспортным контролем в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

1.Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

2.Таможенный кодекс Российской Федерации. : [федер. закон : принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества 28  июня 2003 г.: по состоянию на 6 дек. 2011 г.]. – М.: Юрайт, 2010. – 89 с.

3.Таможенный кодекс  Таможенного Союза. [протокол от 16 апр. 2010 г. : принят  27  ноябр. 2009 г. : по состоянию на 16 апр. 2010 г.].  – М.: ЮНИТИ, 2010. – 45 с.

4.   О государственном регулировании внешнеторговой деятельности [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 13 окт. 1995 г. : по сост. На 6 дек.2012 г.]. - [4-е изд.]. - М. : Ось-89, [2007?]. - 46с.

5. Об экспортном контроле [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 18 июля 1999 г. : по сост. на 8 дек.2011 г.]. - [2-е изд.]. - М. : Статус, [2008]. - 33 с.

6.Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

7.Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2006 г. № 1194 «О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия».

8.Указ Президента РФ от 20 августа 2007 г. № 1083 
«Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю».

9.Указ Президента РФ от 28 августа 2001 г. N 1082 
«Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» (с изм. от 31 января 2007 г.).

10.Указ Президента РФ «О Комиссии по экспортному контролю РФ» (с изм. на 25 апреля 2005 г.).

11.Указ Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» (с изм. от 1 декабря 2005 г., 6 марта, 4 декабря 2008 г.).

12.Указ Президента Российской Федерации № 1005 от  8.08.2001 г. «Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» (ред. от 20 апреля 2008 г.).

13.Указ Президента Российской Федерации № 202 от  14.02.1996 г. «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» (ред. от 12 мая 1997 г.).

14.Постановление Правительства РФ от 15 августа 2005 г. № 517 «О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности».

15.Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 22 декабря 2002 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» (ред. 15.02.2011 г.).

16.Андриашин, Х.А., Свинухов, В.Г., Балакин, В.В. Таможенное право. [Текст] / Х.А. Андриашин,  В.Г. Свинухов, В.В. Балакин Учебник. М.: Магистр, 2008, - 367 с.

17.Бакаева, О. Ю. Таможенное право: учебник. [Текст] / О.Ю.Бакаева - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2010. – 504 с.

18.Бекяшев, К.А., Моисеев,  Е.Г. Таможенное право: Учеб. [Текст] / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев.  – 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010 – 368 с.

19.Богомолова,  А. Таможенное  право. [Текст] / А. Богомолова. – М.: Высшее образование, 2009. – 314 с.

20.Булочников, А., Климанов, В., Кузьменых, В. Система экспортного контроля в России // Международный бизнес России. - 2008. -  № 4. – С.8 – 12.

21.Вобликов, О.В. Таможенное  право. [Текст] / О.В. Вобликова. - Тверь, 2011. - 180 с.

22.Вологдин, А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. [Текст] / А.А. Вологдин. - М.: Юрайт, 2011.- 432 с.

23.Завражных,  М.Л. Таможенное право России: учеб. пособие. [Текст] / М.Л. Завражных. -  3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2010. – 207 с.

24.Зведре Е. Становление системы экспортного контроля в России. Участие России в международном сотрудничестве в области нераспространения и экспортного контроля // Ядерный контроль. -  2008.  - № 1. – С.20 – 25.

25.Евстафьев Г. Экспортный контроль в России: наивно ожидать простых решений //Ядерный контроль.  - 2008. -  № 3. – С.22 – 23.

26.Козырин, А.Н. Таможенное право России в схемах и определениях: учебное пособие. [Текст] / А.Н. Козырин. - Система ГАРАНТ, 2009 г.

27.Кортунов, С. Контроль за экспортом вооружений со стороны органов исполнительной власти // Россия в мировой торговле оружием: стратегия, политика, экономика. - №4. -  2010. - С. 59-81.

28.Моденов, А.К. Таможенное право. [Текст] / А.К. Моденов. – Спб.: СПбГИЭУ, 2010г. - 241с.

29.Моллчанов, О.В. Таможенное  право. [Текст] / О.В. Молчанов. – Ростов наД.: Феникс, 2010. – 312 с.

30.Ноздрачев, А. Ф. Таможенное право / Под ред. А. Ф. Ноздрачева. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 688 с.

31.Новиков, А.В. Экспортный контроль в контексте проблем международной и национальной безопасности. [Текст] / А.В. Новиков. - СПб.: Северо-Западный НИИКиПН РАН, 2009. – 320 с.

32.Рогов, А. Вассенарские договоренности: Контроль за экспортом стратегических товаров // Зарубежное военное обозрение. -  2009. - № 10. – С.15 – 17.

33.Парфенов, А.В. Таможенное  дело. [Текст] / А.В. Парфенов. – Спб.: Питер, 2009. – 350 с.

34.Полищук И.А. Новое  в законодательстве об экспортном контроле // Журнал российского права. – 2010. - № 6. – С. 18 – 23.

35.Прокушев, Е.Ф.  Внешнеэкономическая деятельность. [Текст] / Е.Ф. Прокушев. – М.: Дашков и К, 2006. – 340 с.

36.Покровский, К.К.  Экспортный контроль при передаче интеллектуальной собственности на международные рынки. [Текст] / К.К. Покровский. – М.: МИФИ, 2009. – 132 с.

37.Таможенное право / Под ред. Андриашина Х.А. Учебник. – М.: Юстицинформ. – 2009. - 264с.

38.Фуросова И. Благодаря электронному декларированию участники ВЭД больше не теряют время зря / Российская Бизнес-газета. -  №846. – 2012. - C. 3.

39.http://www.fstec.ru/index.htm.

40.http://www.mid.ru/ns-psmak.nsf/processQueryBl?OpenAgent.

41.http://www.informatom.ru/rus/docs/uchebnik_2007_09.pdf.

42.http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_869.aspx.

43.http://pircenter.org/data/publications/sirus3-08/085-104_Analiz_Grave-Petrenko.pdf.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ФЗ РФ  от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. от 1.08.2011 г.), ст. 4.

2 Зведре Е. Становление системы экспортного контроля в России. Участие России в международном сотрудничестве в области нераспространения и экспортного контроля // Ядерный контроль. -  2008.  -  № 1. – С.22.

3 ФЗ РФ от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. от 1 декабря 2011 г.), ст. 6.

4 Там же, ст. 7.

5 Евстафьев Г. Экспортный контроль в России: наивно ожидать простых решений //Ядерный контроль.  - 2008. -  № 3. – С.23.


Информация о работе Проблемы и пути совершенствования экспортного контроля в РФ