Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 10:38, реферат
Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.
Введение
1.Процесс управления в системе таможенных органов
2.Принципы управления в системе таможенных органов
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1.Процесс управления в системе таможенных органов
2.Принципы управления в системе таможенных органов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Эффективная деятельность любой
системы, включающей человеческий фактор
в виде отдельных исполнителей или
групп людей, возможна лишь при наличии
определенного организующего
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.
Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления - это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.
Для более глубокого понимания
сущности управления в таможенных органах
необходимо знать особенности, которые
присущи этому управлению. К ним
можно отнести: ярко выраженную нацеленность
управления на конечный результат служебной
деятельности; сочетание управленческой
деятельности внутри системы с работой
с участниками ВЭД; осуществление
полномочий органа государственного управления;
допустимость разумного риска в
процессе управления; динамичность процессов
управления в условиях противоборства
сотрудников таможенных органов
с недобросовестными
1. Процесс управления в системе таможенных органов
Важным компонентом системы управления является процесс управления. Процесс управления - это деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управленческого персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных, функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.
Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.
Методологический аспект
состоит в том, что процесс
управления реализуется по этапам в
определенной последовательности: целеполагание,
оценка ситуации, определение проблемы,
выработка управленческого
Цель - это представление руководителя таможенного органа о том, какой должна быть управляемая система.
Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутренних, и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя. Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.
Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия автоматически ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.
Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.
Выработка управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.
Экономический аспект определяется
деятельностью управляющей
Организационный аспект заключается
в использовании
Социальный аспект процесса управления определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той или иной степени автоматизации управления.
Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации).
Выделяют несколько типов управлении в таможенных органах: «управление по отклонениям», «программное управление» и «целевое управление».
Управление по отклонениям имеет место на всех уровнях иерархии управления таможенными органами, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.
Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы управления с указанием последовательности ее выполнения.
В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.
В практике управления его
типы применяются нередко в
Таким образом, из двух рассматриваемых компонентов системы управления - структуры и процесса - более динамичным является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не укладывается, когда структура создает существенные помехи, становится тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом.
Таким образом, совершенствуя
те или иные характеристики процесса
управления, необходимо постоянно учитывать
взаимосвязи процесса и структуры
системы управления и находить моменты
перестройки структуры. Поэтому
в настоящее время в ходе модернизации
таможенных органов значительное внимание
уделяется совершенствованию
Организация процесса управления в системе таможенных органов - это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления.
Организация процесса управления включает установление:
· Необходимой последовательности выполнения различных его циклов, этапов, стадий и управленческих работ (операций).
· Временных границ выполнения управленческих работ (операций) определенного вида и их группировку.
· Четкого поступления
достаточной и необходимой
· Порядка участия различных звеньев системы управления по этапам процесса управления.
· Процедур процесса управления как обязательных управленческих работ (согласования, обсуждения, визирования, утверждения, информирования и др.)
Любой процесс управления по своему содержанию состоит из циклов, этапов, стадий и фаз. Под циклом управления понимается отрезок времени, необходимый для полной реализации всех общих функций управления (анализа и прогнозирования, планирования, организации, регулирования, учета и контроля). Для реализации циклов управления необходимо иметь нормативную базу, систему планирования, систему учетов, системы оценки и стимулирования деятельности сотрудников, информационное и кадровое обеспечение и др.
Цикл включает этапы, под которыми понимаются промежутки времени, в течение которых в одном случае создается система предстоящей деятельности, а в другом - осуществляется управление ходом ее функционирования.
Каждый этап содержит стадии. Под стадией следует понимать время, необходимое для полной реализации какой-либо одной общей функции управления. В соответствии с этим, стадии процесса управления называются стадией анализа и прогнозирования, стадией планирования, стадией организации, стадией регулирования, стадией учета и стадией контроля. Каждая стадия состоит из различного количества фаз управления, под которыми необходимо понимать время, требуемое для выполнения одной управленческой работы (операции).
Таким образом, по своему содержанию процесс управления является достаточно сложным. Он идентичен для любого вида управления любыми таможенными органами. Кроме того, он остается неизменным и применительно к любым условиям.
2.Принципы управления в системе таможенных органов
Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов. Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.
В практике управления таможенными
органами применяются общие, частные
и организационно-
Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.
Системность - ведущий принцип управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.
Чем сложнее задачи, стоящие
перед таможенными органами, тем
большую значимость приобретает
принцип обратной связи системы.
Информация позволяет субъекту управления
иметь представление о
Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.
Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления.
Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами.
Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.
Частные принципы управления
в таможенных органах подразделяются
на две большие группы: принципы,
применяемые в экономической, социально-политической
и духовной сферах таможенной деятельности,
и принципы, имеющие место в
системе таможенных органов как
государственной
К частным относятся принципы управления: законности, централизации в сочетании с разумной децентрализацией, непрерывности, оперативности, гибкости, ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.
Управление в таможенной
системе опирается и на группы
таких частных принципов, как
принципы организации и деятельности
государственной службы; принципы подбора
кадров, их обучения и воспитания; принципы
осуществления оперативно-
Организационно-
К ним можно отнести принципы управления: единоначалия, конкретности, разделения труда, скалярный, иерархии, единства распорядительства и одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления и др.
Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.
В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.
Это выражается в полноте
и объеме властных полномочий, предоставляемых
для решения поставленных задач
перед данной структурой; наличии
законодательного обеспечения реализации
этой функции с ответственностью
перед государством за использование
предоставленных прав; в кадровом
и структурном обеспечении