Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:49, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение системы государственного регулирования ВЭД РФ на рубеже XX-XXI веков и направлений ее совершенствования.
Задачи работы:
рассмотреть теоретические и организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности;
проанализировать современное состояние системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ;
провести анализ тенденций развития и направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ;
выявить основные направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ и эффективность от их реализации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности 6
1.1. Понятие, сущность и принципы государственного регулирования ВЭД и ее роль для страны 6
1.2. Формы и направления внешнеэкономической деятельности на современном этапе 34
1.3. Формы, методы государственного регулирования ВЭД и ее нормативно-правовое регулирование 16
Глава 2. Современное состояние системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ 34
2.1. Этапы развития системы государственного управления и регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 9
2.2. Современная внешнеэкономическая политика и состояние системы государственного регулирования ВЭД РФ. Органы, регулирующие и содействующие ее развитию 10
2.3. Влияние внешнеэкономической деятельности на состояние социально-экономического развития РФ и обеспечение ее национальной экономической безопасности 44
Глава 3. Анализ тенденций развития и направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 65
3.1. Анализ тенденций и перспектив развития ВЭД в условиях экономической интеграции и глобализации 65
3.2. Основные направления и мероприятия совершенствования системы государственного регулирования ВЭД РФ и эффективность от их реализации 69
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Вследствие
наличия большого количества участников
внешнеэкономической
К субъектам, обладающим общей компетенцией, относятся Президент РФ, Правительство РФ, а также Министерство экономического развития и торговли РФ.
Они реализуют права РФ в области внешнеторговой деятельности.
Президент РФ в этих целях наделяется следующими полномочиями:
К ведению Правительства РФ относится:
- введение специальных
защитных мер, антидемпинговых
мер и компенсационных мер
при осуществлении внешней
Министерство экономического
развития и торговли РФ в пределах
своей компетенции осуществляет
функции в области
Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты РФ.
В соответствии со ст. 8 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности9 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности относятся:
В случае, если разрабатываются предложения, касающиеся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, и при этом затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, то разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федераци10.
Минэкономразвития РФ обязано
согласовывать с
К субъектам, регулирующим
внешнеэкономическую
Федеральная таможенная служба, которая осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля;
Министерство финансов РФ разрабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в отношении валютных операций, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.
Специальной компетенцией
также обладают различные федеральные
службы и комиссии, наделяемые полномочиями
по регулированию отдельных
Государство с целью
защиты своих национальных интересов,
интересов всего общества регулирует
внешнеэкономическую
Государственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности может быть прямым, например предоставление конкретным экспортерам льгот по освобождению от обязательной продажи части валютной выручки, или косвенным, например через установление высоких импортных тарифов на какую-либо продукцию с тем, чтобы побудить участников внешнеэкономической деятельности импортировать не эти, а другие товары.
Воздействие осуществляется
посредством принятия законодательных
и иных нормативных актов, регулирующих
возникающие при ведении
Государственное воздействие осуществляется по следующим направлениям:
а) обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития.
Все государственное регулирование направлено на эти цели, в частности, государство контролирует экспортно-импортные операции, осуществляя таможенный, а также валютный контроль, обеспечивая репатриацию валютной выручки с тем, чтобы не допустить отток капитала из страны и, следовательно, защитить экономические интересы;
б) обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды.
в) обеспечение возможности
доступа отечественный
г) обеспечение
д) обеспечение стимулирования развития отдельных отраслей экономики и содействие научно-техническому прогрессу.
е) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики.
Обеспечение этих нужд может осуществляться государством различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия отдельных отраслей необходимым сырьем, государство может непосредственно через уполномоченные органы заключать договоры поставки продукции для государственных нужд, возможно содействие в обеспечении сырьем и оборудованием путем установления льготного режима импорта такой продукции, а также ограничения экспорта продукции, без которой не могут работать отечественные предприниматели.
Государственное регулирование
внешнеэкономической
Воздействие на деятельность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, может быть прямым и косвенным. Например, установление таможенных ставок относится к виду косвенного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Установив высокие таможенные пошлины на импорт какого-либо товара, государство тем самым не поощряет его ввоз, хотя и не ограничивает и не запрещает его. Прямым способом государственного воздействия является, например, запрет экспорта или импорта какого-либо товара или установление количественных ограничений экспорта или импорта определенного товара.11
Методами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
Нетарифное регулирование осуществляется в следующих формах.
Установление количественных ограничений. По общему правилу экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений, однако Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать:
а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;
б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;
в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;