Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить нетарифные методы регулирования ВЭД.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие нетарифных методов регулирования.
2. Изучить виды и методы нетарифного регулирования ВЭД
3. Рассмотреть влияние нетарифного регулирования на импорт

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические понятия нетарифного регулирования 6
1.1. Понятие нетарифных методов регулирования ВЭД 6
1.2. Виды нетарифного регулирования ВЭД 14
2. Примеры нетарифных методов регулирования ВЭД 19
2.1. Регулирование импорта продовольствия 19
2.2. Нетарифные методы регулирования мяса 22
3. Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

нетарифное регулирование ВЭД.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Лицензирование во внешнеэкономической деятельности осуществляется в следующих случаях:

    • Введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров (квоты);
    • Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
    • Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
    • Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

 

3. Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД

Государственное регулирование  способно создавать или разрушать  экспортно-импортные возможности. Оно  не всегда направлено на контроль за внешнеторговыми  операциями как таковыми. Часто государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономических связей. Обязательное страхование импорта национальными компаниями практикуется во многих развивающихся странах, в ряде из них необходимо пользоваться услугами национальной государственной фирмы. Аналогичными являются требования использовать для перевозки внешнеторговых грузов национальные государственные транспортные средства.

Отдельные методы торговой политики чаще применяются при необходимости  либо ограничить, либо увеличить экспорт. Основной задачей государства ВЭД является помощь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Особую роль играет государственное регулирование экспорта. Цели регулирования экспорта многообразны: военно-стратегические цели, обусловленные необходимостью предотвратить в условиях частного хозяйствования и политической нестабильности в мире, неконтролируемые и нежелательные поставки за границу вооружения и военных материалов, продукций и технологий двойного применения, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных интересах (ракетная техника, ядерная технология, ряд химических соединений, биологических субстанций и др.), стремление правительств путем ограничения вывоза необработанного сырья оградить природные ресурсы от истощения, обеспечить приоритетное снабжение сырьем отечественных предприятий, поддержать занятость населения и бесперебойное снабжение его необходимыми товарами по умеренным ценам, ограничить вывоз товаров, изготовление которых субсидируется государством для удовлетворения внутренних потребностей страны, наконец, увеличить валютную выручку от экспорта и строго контролировать его поступление.

В настоящее время  государством РФ разработаны эффективные  нетарифные методы регулирования ВЭД, которые обеспечивают поддержку производственной и сельскохозяйственной сфере РФ:

    • Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции осуществляется с учетом необходимости защиты отечественных производителей в сфере агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности РФ
    • Установление квот на мясо птицы дало положительный эффект - стали развиваться российские птицефабрики, потребление населением охлажденного, а не замороженного импортного мяса птицы значительно выросло.
    • Увеличилось производство мяса скота и птицы (в живом весе), его планируется довести до 11,4 млн. т., что позволит увеличить долю российских производителей на рынке мяса и мясопродуктов  с 61,1% в 2008 г. до 69,6% в 2012 г.

Несмотря на это, в  рамках нетарифного регулирования ВЭД можно предложить следующие рекомендации, которые позволят более эффективно балансировать импорт и внутренний рынок страны:

    • импорт, который является традиционным источником таможенного дохода государства, не должен определяться сугубо фискальными соображениями. Чрезмерное обложение импорта (пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы) и усложненная бюрократическая процедура могут привести к его резкому сокращению и вздорожанию, что подхлестывает инфляцию и усиливает диспропорции на внутреннем рынке.

Поэтому в отношении  импорта оправдан дифференцированный подход в зависимости от экономической  исоциальной значимости того или  иного товара;

    • регулируя импорт, ограничивая ввоз в страну продукции, которая может нанести ущерб национальному производству, необходимо учитывать конкурентообразующее и антимонопольное значение импорта, не дающего «дремать» нерадивым отечественным производителям. Протекционизм должен применяться воптимальных формах, соотносящихся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве с тем, чтобы максимально защитить отечественных производителей реального сектора экономики прежде всего от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков.
    • необходимо рассмотреть принцип распределения квот на торгах между импортерами. Это позволит обеспечить условия конкуренции при распределении квот, вход новых участников на этот рынок и дополнительную защиту отечественных товаропроизводителей, а также позволит принести дополнительный доход в бюджет РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Одним из важнейших направлений регулирования внешней торговли, как свидетельствует международная практика, исторически являются нетарифные методы и инструменты. Данные средства внешнеторговой политики играют все более возрастающую роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно - тарифной защиты национальных рынков. Использованием нетарифных ограничений во внешней торговле зарубежные страны успешно решают широкий комплекс задач внешней и внутренней экономической политики.

В работе были изучены  виды нетарифного регулирования  ВЭД в РФ на примере продовольственных  товаров и были сделаны следующие выводы:

    • Импорт продовольственных товаров на протяжении с 2006 по 2008 год продолжал расти, но в 2009 году импорт существенно снизился. Это произошло из-за снижения квот в 2009 году.
    • С 1 января 2009 года были значительно повышены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мяса. Ставка пошлины на ввоз свинины повышается до 75% против планировавшихся ранее 40%. Пошлина на импорт мяса птицы сверх квоты повышена до 95% против заложенных изначально 40%, выйдя фактически на запретительный уровень. И только пошлина на ввоз охлажденной и замороженной говядины снижена до 30%, что связано с дефицитностью этого вида мяса, что тоже позволило снизить импорт продовольственных товаров.
    • Важным фактором роста импорта мяса в 2007-2008 гг. стало укрепление курса рубля. До тех пор, пока в конце 2008 г. курс рубля не сдал позиции, ввозить товары было все выгоднее - номинированные в долларах товары «дешевели», что при сохранении рублевой цены обеспечивало рост выгоды. Ситуация изменилась с девальвацией рубля в конце 2008 г.: импортное мясо подорожало и соответственно лишилось своего главного достоинства - относительной дешевизны.

В условиях все более  активного участия России в мирохозяйственных  процессах актуализируется задача защиты национальных интересов, обеспечения  экономической безопасности страны. В рамках проводимого в последние  годы радикального реформирования российской экономической системы, в том числе внешнеэкономической деятельности (ВЭД), меры нетарифного регулирования внешней торговли не всегда находили должное применение, что в совокупности с другими причинами вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения в стране. Как показал опыт предшествующих лет, задачи регулирования внешней торговли с использованием нетарифных ограничений часто не решались продуманно и последовательно, а применению данных инструментов внешнеторговой политики в условиях либерализации ВЭД не уделялось должного внимания. Четкие подходы к использованию нетарифного регулирования внешней торговли в нашей стране далеко не полностью выработаны и на сегодняшний день, что наносит серьезный ущерб экономике страны и ее экономической безопасности.

В современных экономических  условиях Российской Федерации следует  совершенствовать тактику защиты своих  национальных интересов в сфере  международной торговли. Используя  в этих целях нетарифные меры, она  сможет решать основные задачи, стоящие перед системой государственного регулирования внешней торговли, среди которых поддержка позитивных преобразований, происходящих в российской экономике, и содействие ее включению в мирохозяйственную систему.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о тесной и органичной взаимосвязи мер нетарифного регулирования с основными принципами торговой политики России и со стратегией внешнеэкономических связей государства. При этом на развитии мер нетарифного регулирования существенным образом сказывается стремление отечественной экономики в международное сообщество с учетом защиты интересов российских производителей.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ
  2. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. – Ростов-на-Дону: изд. МарТ, 2007.
  3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: Учебник для вузов, под общ. редакцией Б.Н. Габричидзе.  5-е изд. перераб. и доп.,  М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004.
  4. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов, М:, Деловой мир, 2008.
  5. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации, под общей редакцией Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной,  М.: Норма, 2004.
  6. Таможенное право Российской Федерации. Учебник, под общ. ред. В.А. Шамахова.,  М.: Софт Издат, 2007.
  7. Таможенное право России. Учебник, Отв. ред. С. И. Истомин, В.А. Максимцев.,  М.: Софт Издат, 2005.
  8. Таможенное право: учебник, отв. ред. А.Ф. Ноздрачев., М.: Волтерс Клувер, 2007.
  9. Таможенное право: Учебник для вузов, под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп.  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  10. Таможенное право: учебник для вузов,  под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп.,  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  11. Халипов С.В. Таможенное право: учебник.,  М.: Юрайт-Издат, 2007.
  12. Федотов Б.Г. Актуальные вопросы таможенно - тарифной политики. Финансы, №3, 2008.
  13. www.gks.ru – федеральный сайт государственной статистики и информации
  14. http://www.akdi.ru/ - Интернет - сервер Акди, экономика и жизнь

 

1 Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. – Ростов-на-Дону: изд. МарТ, 2007.

2 Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. – Ростов-на-Дону: изд. МарТ, 2007.


Информация о работе Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД