Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, а также организационную структуру таможенных органов России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Эволюция таможенной политики России
1.1. Таможенная политика Московского государства
в XII - XVII веках……………………………………………………………………..……4
1.2. Таможенная политика СССР в 1917 - 1991 годах………………..…..7
Глава 2. Структура таможни РФ и сущность таможенных пошлин
2.1. Структура государственных таможенных органов России……..11
2.2. Таможенные платежи: виды, общая характеристика………….…17
2.3. Сущность и назначение таможенных пошлин………………………..21
Глава 3. Роль таможенных пошлин в торговле и совершенствование таможенных платежей
3.1. Влияния таможенных пошлин на внешнюю торговлю,
функция и роль таможенных пошлин……………………………………..25
3.2. Проблемы определения величины таможенных платежей….28
Заключение…………………………………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Основным методом определения  таможенной стоимости является метод  по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости данного метода. При невозможности его использования применяется последовательно каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой очередности.

Определение таможенной стоимости является одной из самых дискуссионных проблем в таможенном деле. Несмотря на то что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов.

Мировая практика, положенная в основу системы определения  таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости  не должна зависеть от метода ее определения.

Международные организации  рассматривают таможенную оценку в качестве меры по защите отечественного производителя. Однако несовершенство ее методики влечет за собой серьезные проблемы для национальной экономики.

Недостатки системы  таможенной оценки товаров влекут за собой невозможность или, по крайней мере, затруднительность для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В связи с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки. Поэтому таможенная оценка выступает в качестве дополнительного барьера, затрудняющего ведение внешней торговли.

С приходом кризиса давно  отлаженная система ввоза в Россию различных товаров начала буксовать  — таможенные органы стали требовать от импортеров увеличения заявленной стоимости грузов.

Сумма доначисления ФТС  после корректировки таможенной стоимости (КТС) составляет 27,800 млрд. руб. Это только доначисленные суммы  по платежам, а фактически нагрузка в виде корректировки таможенной стоимости, т.е. базы с которой ведется расчет таможенный платежей, откорректирована более чем на 110 млрд. рублей.

Для сравнения – 44 млрд. руб., которые бюджет не получил в  результате непродуманной протекционистской  политики только в автомобилестроительной отрасли (по оценкам ФАС, Минэкономразвития) - не считают в правительстве маленькой суммой.

Таким образом, меры и  методы, которые сегодня принимает  таможенная служба, не создают условий  для развития экономики страны. Причем стратегические ошибки, цель перевыполнить план ведомства невзирая ни на что, касаются напрямую всех нас как конечных потребителей. Из-за необоснованных дополнительно взысканных платежей покупатель платит в магазине за импортный товар в 1,5 – 2 раза дороже, чем европейский потребитель. Такие меры ведут лишь к необоснованному росту цен и дефициту. Такие действия сводят на нет все попытки руководства страны, бизнес сообщества на создание конкурентно устойчивого реального сектора экономики страны. Для справки: 10 лет назад таможенные платежи составляли 15 – 17% бюджета страны. Сегодня – это более 50% бюджета.

Корректировка таможенной стоимости ничего, кроме дополнительной нагрузки на импортеров не дает, что, в  свою очередь, сказывается напрямую на потребителях. Импортеры вынуждены отказываться и возвращать импортный груз отправителю, или в доход государства. Есть случаи, когда просто бросают груз, т.к. его реализация на российском рынке после такой таможенной политики становится нерентабельной, или денежных средств оплатить корректировку таможенной стоимости нет. Таким образом, создаются условия для сворачивания импорта или переориентации его на другие не совсем легальные схемы.

Таможня выбирает максимально  возможную стоимость импортного товара — вся номенклатура представлена в постоянно обновляемой базе данных. Таможенные органы часто и не пытаются установить действительную стоимость товара, а в качестве повода для корректировки используют недостатки в оформлении и содержании документов.

Одним из приоритетных направлений таможенного дела в Российской Федерации можно назвать контроль заявления и определения таможенной стоимости. Недостаточная урегулированность указанного контроля в таможенном законодательстве Российской Федерации создает предпосылки для коррупции, различного рода злоупотреблений со стороны должностных лиц таможенных органов и уклонения от уплаты таможенных платежей со стороны недобросовестных участников ВЭД.

Процедура контроля таможенной стоимости должна проводиться в  возможно короткие сроки с целью  недопущения необоснованной задержки выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Можно выделить следующие  слабые места в решениях таможенных органов по таможенной стоимости:

  • необоснованность решения таможенного органа в неприятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров или о несогласии с избранным декларантом методом ее определения;
  • несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров.

От правильности определения  величины таможенной стоимости зависит количественный показатель поступления в федеральный бюджет таможенных платежей, поэтому следует законодательно закрепить понятие «таможенная стоимость». В связи с этим целесообразно внести в статью 11 ТК РФ пункт 33 следующего содержания: «таможенная стоимость - ценовая характеристика товара, определяемая в соответствии с методами, закрепленными в Законе о таможенном тарифе, отражающая его реальную цену и используемая в качестве стоимостной основы для целей таможенного обложения».

Следует усилить ответственность таможенных органов, в том числе за незаконное применение при определении таможенной стоимости резервного метода, корректировку таможенной стоимости без достаточных к тому оснований и т.д. Такая ответственность может заключаться в увеличении судебных расходов и взыскании их с таможни в полном объеме, в материальном и дисциплинарном наказании сотрудника таможенного органа, допустившего данное нарушение.

Контроль заявления  и определения таможенной стоимости  должен осуществляться специально уполномоченными должностными лицами, назначаемыми на должность приказом ФТС России. Указанные лица должны осуществлять свою деятельность во всех таможнях Российской Федерации и быть подотчетными непосредственно ФТС.

Целесообразно повсеместное применение выборочного таможенного контроля на основе анализа рисков нарушения таможенных правил. Внедрение выборочного контроля таможенной стоимости крайне актуально, так как он позволяет снизить затраты времени на контроль, упростить соответствующие таможенные процедуры, а также значительно сократить уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости. Это положительно отразится на формировании доходной части бюджета страны, статистике внешней торговли, а также будет способствовать сокращению издержек участников ВЭД на прохождение таможенных процедур.

 

Заключение

Сегодня таможенная служба России насчитывает около 60 тысяч  сотрудников, в подчинении Государственного таможенного комитета находится 16 региональных таможенных управлений, 160 таможен, 512 таможенных постов. 
           Одной из характерных черт современной ситуации в сфере мировой торговли является ее глобализация, в связи с чем становится все более актуальной необходимость тесного взаимодействия таможенных служб различных государств. Уже сейчас национальные таможенные службы ориентируются на международные стандарты и нормативы, рекомендуемые Всемирной таможенной организацией.

Следует отметить, что  действующая в России система  таможенных платежей не соответствует  их роли в современной экономике, что вызывает необходимость трансформации этой системы на основе исследования всего комплекса факторов, обуславливающих таможенные платежи, выявления основных способов уклонения от уплаты данных платежей и выработки рекомендаций по совершенствованию механизма их администрирования.

Наиболее эффективным  способом увеличения дохода бюджета  от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер  государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования.

Эффективность деятельности таможенных органов выступает одним  из принципов их работы. Эффективно действующий механизм таможенного  тарифного и нетарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов. Льготы по уплате таможенных платежей можно отнести к одной из подсистем такого механизма.

Перед таможенными органами стоят масштабные и ответственные  задачи по формированию доходной части  федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности. И определение и учет факторов, влияющих на начисление таможенных платежей играет важную роль в построении торговых взаимоотношений между странами, а также является основой экономической стабильности России.

Практическая значимость дипломного исследования состоит в  возможности использования полученных выводов и рекомендаций для разработки мер таможенно-тарифного регулирования, совершенствования системы взимания и перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты РФ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.05.2010).

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, с изм. и доп. от 28.11.2009 г.

3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 08.12.2003 г.

4. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-I (с изм. и доп. от 28.06.2009 г.).

Научная и учебная  литература:

5. Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник для вузов - ЗАО "Юстицинформ". - 2006 г.

6. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. Монография. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.

7. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование деятельности таможенных органов в Российской Федерации: Дис. ... д. ю.н. Саратов, 2005.

8. Бакаева О.Ю., Кочубей И.С. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика. - 2008.

9. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Экзамен. – 2009.

10. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. – М., 2007.

11. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.

12. Журавлев А.А. Таможенные платежи в системе экономических отношений на современном этапе. – Автореф. дисс. … канд. экон. наук. – М. – 2007.

13. Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. 3-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2006.

14. Рутгайзер В.М., Окороков И.В. Таможенная стоимость и ее оценка. – Международная академия оценки и консалтинга. – 2009.

15. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учеб. пособие - М.: Экономист. – 2007.

16. Стрижова О.А. Правовое регулирование таможенной стоимости. – автореф. дисс. к.ю.н., Москва – 2008 г.

17. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование. - 2009.

18. Трошкина Т.Н. Таможенные платежи: учебно-практическое пособие. - Нижний Новгород: Городец. – 2008.

19. Рассолова О.Е. Ввоз иностранных товаров в качестве вклада в уставный капитал: проблемы таможенного контроля // «Налоговая политика и практика». - № 8. - август 2009 г.

20. Сокольникова О.Б. Таможенные платежи как инструмент государственного регулирования ВЭД и экономики России. // Финансы и кредит. - 2009. - № 17.


Информация о работе Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин