Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:38, лабораторная работа
Транспортная задача (задача Монжа — Канторовича) — математическая задача линейного программирования специального вида о поиске оптимального распределения однородных объектов из аккумулятора к приемникам с минимизацией затрат на перемещение. Для простоты понимания рассматривается как задача об оптимальном плане перевозок грузов из пунктов отправления в пункты потребления, с минимальными затратами на перевозки.
<<Дальневосточный
путей сообщения>>
Кафедра:<<САПР>>
Лабораторная работа
Тема: Решение транспортных задач с помощью средств MS Excel
Выполнил: ..
группа 32К
Проверил: Ланец С.А.
Хабаровск 2012
Определение №1
Транспортная задача (задача Монжа — Канторовича) — математическая задача линейного программирования специального вида о поиске оптимального распределения однородных объектов из аккумулятора к приемникам с минимизацией затрат на перемещение. Для простоты понимания рассматривается как задача об оптимальном плане перевозок грузов из пунктов отправления в пункты потребления, с минимальными затратами на перевозки. Транспортная задача является по теории сложности вычислений NP-сложной и входит в класс сложности NP. Когда суммарный объём предложений (грузов, имеющихся в пунктах отправления) не равен общему объёму спроса на товары (грузы), запрашиваемые пунктами потребления, транспортная задача называется несбалансированной (открытой).
Определение №2
Транспортная задача — задача о поиске оптимального распределения поставок однородного товара от поставщиков к потребителям при известных затратах на перевозку (тарифах) между пунктами отправления и назначения. Является задачей линейного программирования специального вида. Транспортная задача может быть записана в виде прямоугольной таблицы. Пример подобной таблицы приведен ниже:
Цена перевозки (например,
в рублях за 1 килограмм груза) Cij записывае
Классическую транспортную задачу можно решить симплекс-методом, но в силу ряда особенностей её можно решить проще (для задач малой размерности).
Условия задачи располагают в таблице, вписывая в ячейки количество перевозимого груза из в груза , а в маленькие клетки — соответствующие тарифы .
Требуется определить опорный план и путём последовательных операций найти оптимальное решение. Опорный план можно найти следующими методами: «северо-западного угла»,«наименьшего элемента», двойного предпочтения и аппроксимации Фогеля.
На каждом этапе максимально возможным числом заполняют левую верхнюю клетку оставшейся части таблицы. Заполнение таким образом, что полностью выносится груз из или полностью удовлетворяется потребность .
Одним из способов решения задачи является метод минимального (наименьшего) элемента. Его суть заключается в сведении к минимуму побочных перераспределений товаров между потребителями.
Алгоритм:
После нахождения опорного плана перевозок, нужно применить один из алгоритмов его улучшения, приближения к оптимальному.
Рассматривается двудольный граф, в котором пункты производства находятся в верхней доле, а пункты потребления — в нижней. Пункты производства и потребления попарно соединяются рёбрами бесконечной пропускной способности и цены за единицу потока .
К верхней доле
искусственно присоединяется исток. Пропускн
Аналогично
к нижней доле присоединяется сток. Пропускна
Дальше решается задача нахождения максимального потока минимальной стоимости (mincost maxflow). Её решение аналогично нахождению максимального потока в алгоритме Форда — Фалкерсона. Только вместо кратчайшего дополняющего потока ищется самый дешёвый. Соответственно, в этой подзадаче используется не поиск в ширину, а алгоритм Беллмана — Форда. Привозврате потока стоимость считается отрицательной.
Алгоритм «mincost maxflow» можно запускать и сразу — без нахождения опорного плана. Но в этом случае процесс решения будет несколько более долгим. Выполнение алгоритма «mincost maxflow» происходит не более чем за операций. ( — количество рёбер, — количество вершин.) При случайно подобраных данных обычно требуется гораздо меньше — порядка операций.
При решении несбалансированной транспортной задачи применяют приём, позволяющий сделать ее сбалансированной. Для этого вводят фиктивные пункты назначения или отправления. Выполнение баланса транспортной задачи необходимо для того, чтобы иметь возможность применить алгоритм решения, построенный на использовании транспортных таблиц.
В этом варианте пункты не делятся на пунктов отправления и пункты потребления, все пункты равноправны, но производство задается положительным числом, а потребление - отрицательным. Перевозки осуществляются по заданной сети, в которой дуги могут соединять любые пункты (включая производитель -> производитель, потребитель -> потребитель). Задача решается слегка измененным методом потенциалов, практически тем же, что и классическая постановка.
Вариант транспортной задачи в сетевой постановке, в котором задается максимальная пропускная способность некоторых дуг. Задача решается слегка усложненным методом потенциалов.
Вариант транспортной задачи, в которой присутствует несколько продуктов (пункты могут производить/потреблять несколько продуктов). Для некоторых дуг задается ограничение на пропускную способность (без этого ограничения задача распадается на отдельные задачи по продуктам). Задача решается симплекс-методом (используется разложение Данцига-Вулфа, в качестве подзадач используются однопродуктовые транспортные задачи)
Метод Северо-западного угла
Исходная таблица с учётам суммы данных и двух последних цифр в зачётке (99)
м1 |
м2 |
м3 |
м4 |
производство | |
пр1 |
104 |
114 |
112 |
101 |
299 |
пр2 |
114 |
113 |
100 |
104 |
599 |
пр3 |
101 |
112 |
114 |
109 |
399 |
Потребность |
299 |
399 |
399 |
299 |
1297 |
Построим вспомогательную таблицу в которой будут расписаны доставки товара в магазины
для вычисления плановых
объемов потребления и
м1 |
м2 |
м3 |
м4 |
испльзавоно |
производство | ||
пр1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
299 |
|
пр2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
599 |
|
пр3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
399 |
|
объём доставки |
0 |
0 |
0 |
0 |
общие суммы |
1297 |
|
ПОТРЕБНОСТЬ |
299 |
399 |
399 |
299 |
1396 |
не совпадает | |
0 |
Далее в ячейку G14 используем функцию =если для значения в ячейках
F14=G13;''совпадает'';''не
Выполните команду Сервис →Поиск решения . Ввели целевую ячейку, свести все к минимальному значению и поставили ограничения. В вкладке параметры следует поставить галочки Линейная и Неотрицательные значения.
Окно Поиск решения.
Устанавливаем параметры: линейная модель, неотрицательные значения.
Нажмите кнопку
Выполнить. Средство Поиск
м1 |
м2 |
м3 |
м4 |
испльзавоно |
производство | ||
пр1 |
0 |
99 |
200 |
0 |
299 |
299 |
|
пр2 |
299 |
300 |
-7,1E-15 |
0 |
599 |
599 |
|
пр3 |
0 |
0 |
199 |
200 |
399 |
399 |
|
объём доставки |
299 |
399 |
399 |
200 |
общие суммы |
1297 |
|
ПОТРЕБНОСТЬ |
299 |
399 |
399 |
299 |
1396 |
не совпадает | |
146158 |
Информация о работе Решение транспортных задач с помощью средств MS Excel