Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров, ввозимых в Российскую Федерацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:15, реферат

Описание работы

Проблема обеспечения безопасности ввозимых товаров является одной из центральных проблем из стратегически значимых для развития ВЭД Российской Федерации и государства в целом.
Эта проблема не существует сама по себе, она тесно связана со всеми направлениями деятельности государственных контролирующих органов, коренной задачей которых является обеспечение реализации политики Российской Федерации в области внешней торговли.
Высокая значимость такой функции государственных органов, как обеспечение безопасности ввозимых товаров, объясняется тем, что она активно влияет на развитие в той или иной сфере жизнедеятельности. К тому же уровень обеспечения безопасности ввозимых товаров определяется уровнем развития потребительского рынка и системы контролирующих органов. Однако высокий уровень развития еще не гарантирует столь же высокого уровня безопасности, в том числе и в сфере импорта.

Файлы: 1 файл

Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров.docx

— 28.26 Кб (Скачать файл)

Осуществление проведения государственного контроля, в установленной сфере деятельности Ростехрегулирования, Роспотребнадзора, фактически возложено на коммерческие организации (аккредитованные органы по сертификации, центры санэпидемэкспертиз и т.д.), надзор за результатами деятельности которых, в силу указанных выше причин, проблематичен.

Так, в  условиях действия законодательства Российской Федерации о техническом регулировании  в период с 2003 по настоящее время  принят только один технический регламент, не имеющий статуса закона.

Национальные  стандарты, разработанные десятилетия  назад, не соответствуют реалиям  настоящего времени.

Законодательная база переходного  периода1 несовершенна и дает возможность ее неоднозначного толкования, а применение двойных стандартов в отношении России со стороны стран-экспортеров не позволяет российской продукции беспрепятственно выходить на мировые рынки и создает дополнительные проблемы на переговорах о присоединении России к ВТО.

Кроме того, несовершенство законодательства Российской Федерации в области обеспечения  безопасности товаров не способствует созданию оптимальной экономической  системы, которая обеспечивала бы эффективное  развитие Российского государства, а также стран – участников Содружества независимых государств (СНГ).

Зачастую  зарегулированность мер, не носящих экономического характера, приводит к тому, что требования к безопасности товаров, произведенных на территории Содружества, значительно выше, чем к товарам из стран дальнего зарубежья.

Недостаточное внимание к теоретическим и практическим аспектам проблем обеспечения безопасности товаров, а равно и к непосредственно  системе обеспечения данной безопасности может привести к тому, что диалог России с Европейским союзом о  совместной реализации концепции общих  пространств может проводиться  в условиях, когда экономические  интересы России будут учитываться  не в полном объеме.

В Российской Федерации, в целом, разработана  система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности ввозимых товаров, определены основные направления деятельности органов  государственной власти и управления в данной области, формируются или  преобразуются органы обеспечения  безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Одну из ведущих ролей в обеспечении безопасности ввозимых товаров играет таможенная служба Российской Федерации.

Для обеспечения  выгодной интеграции России в международное  экономическое пространство требуется  поиск новых подходов к исполнению возложенных на таможенную службу функций, что включает в себя расширение взаимодействия таможенных органов с деловыми кругами, совершенствование порядка 

1 В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ "О техническом регулировании" срок переходного периода ограничен 2010 г.

Кудряшев А.О. Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров, ввозимых в Российскую Федерацию // Таможенное обозрение. -2008. -1. 4

информирования  и консультирования участников ВЭД  по вопросам таможенного дела и дальнейшее развитие партнерских взаимоотношений  с ними, формирование нормального  делового климата в России.

Кроме того, обеспечению безопасности способствует повышение эффективности таможенного  контроля товаров и транспортных средств посредством развития экспертно-криминалистической службы, совершенствование ее методической и материально-технической базы, внедрение новых экспертно-исследовательских  технологий.

Для достижения качественно нового уровня таможенного администрирования, соответствующего возрастающему объему и многообразию внешнеторговой деятельности России, международной практике таможенного  дела, проводится кардинальная модернизация информационной системы ФТС России и техническое переоснащение  таможенных органов, а также реализация положений концепции информационно-технической  политики ФТС России и концепции  построения ведомственной интегрированной  телекоммуникационной сети ФТС России.

Одной из функций таможенной службы является обеспечение соблюдения, установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации, запретов и ограничений  в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. В тех  случаях, если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в  Российскую Федерацию, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, установлены запреты и ограничения, обеспечение, соблюдения которых находится  также в компетенции других государственных  органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и  их одновременное проведение.

В 2003-2007 годах получила дальнейшее развитие информационно-разъяснительная работа о безопасности товаров с привлечением российских и иностранных средств  массовой информации, информационное обеспечение органов государственной  власти, организаций и граждан.

Важнейшим фактором в создании благоприятных  условий в области безопасности ввозимых товаров явилась работа по сокращению избыточного таможенного  администрирования.

Оптимизация выполнения таможенных процедур позволила  повысить эффективность таможенного  контроля.

Развитие  мировых экономических процессов, а также международная торговля поставили перед таможенными органами новые задачи по применению информационных технологий для обеспечения безопасности цепей поставок товаров.

Всемирной торговой организацией планируется  принятие пакета Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой  торговли, которые базируются на четырех  принципах:

предварительный обмен данными о товарных поставках  в автоматическом режиме;

применение  системы анализа и управления рисками;

создание  на границе условий для физического  контроля транспортных средств и  контейнеров;

создание  сильных партнерских отношений  с бизнес-сообществом.

 

Реализация  перечисленных принципов предполагает установление и развитие мощной системы  информационного взаимодействия таможенной службы с иными государственными органами, зарубежными таможенными  службами, участниками внешнеэкономической  деятельности и иными национальными  и зарубежными ведомствами и  организациями.

В связи  с планируемым вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию информационное взаимодействие таможенных органов с внешними организациями  является важнейшим направлением повышения  уровня их информационной обеспеченности для повышения эффективности  таможенного контроля.

В то же время, принятие данных соглашений должно обеспечить снятие избыточных административных барьеров при выдаче разрешительных документов на ввоз товаров  и их использования при таможенном оформлении путем применения электронного декларирования и упрощения таможенных процедур, как на границе, так и  в местах доставки.

Для достижения положительных результатов  в указанных направлениях необходимо выполнение следующих комплексных  мер:

внедрение системы управления рисками;

развитие  системы сопоставительного анализа  данных статистики внешней торговли России и стран – контрагентов в плане расширения круга стран, вовлеченных в систему анализа  рисков, в целях минимизации угроз  личности, а также жизненно важным интересам общества и государства;

разработка  и внедрение автоматизированной модели вероятностной оценки и прогнозирования  рисков;

внедрение информационных технологий, в том  числе электронного декларирования;

осуществление работ по минимизации таможенных и иных формальностей на границе;

осуществление мероприятий по смещению акцента при проведении различных видов государственного контроля с этапа таможенного оформления на этап формирования товарных партий в стране - экспортера за пределами территории Российской Федерации;

 

Кудряшев А.О. Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров, ввозимых в Российскую Федерацию // Таможенное обозрение. -2008. -1. Кудряшев А.О. Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров, ввозимых в Российскую Федерацию // Таможенное обозрение. -2008. -1. 5

 

разработка  и применение системы учета и  контроля за деятельностью участников ВЭД, интегрированной с информационными ресурсами правоохранительных и контролирующих органов иностранных государств;

разработка  и внедрение компьютеризированной системы контроля за безопасностью товаров при их транзите через территорию Российской Федерации.

 

Среди первоочередных организационных и практических мер стоит укрепление взаимодействия и информационного обмена между  МВД России, ФСБ России, ФСКН России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Ростехрегулированием, Россельхознадзором, Росздравнадзором, Роспотребнадзором.

Остается  актуальной работа по повышению эффективности  мер, принимаемых уполномоченными  должностными лицами и направленных на соблюдение законности и обоснованности решений в процессе осуществления  государственного контроля.

Обеспечение защиты законных прав граждан в сфере  безопасности ввозимых товаров требует  повышения ответственности руководителей  государственных органов за принимаемые  решения, действия (бездействие) должностных  лиц, проведение постоянного анализа  причин и условий допускаемых  нарушений и выработку эффективных  мер по их предотвращению, оптимизации  работы по организации рассмотрения жалоб и обращений граждан  и юридических лиц.

Осуществление мониторинга состояния судебной практики будет способствовать формированию единообразного применения законодательства Российской Федерации в сфере  безопасности ввозимых товаров, а также  устранению причин нарушений должностными лицами государственных органов  требований данного законодательства, влекущих обращение в суд организаций  и граждан.

Развитие  интеграционных процессов и необходимость  обеспечения экономической безопасности Российской Федерации определяют актуальность дальнейшей активизации международной  деятельности в рамках Союзного государства, государств – членов ЕврАзЭС, государств – участников СНГ и других зарубежных стран.

Исследования, проводимые ФТС России в 2006-2007 годах, показали, что государственное регулирование  внешнеторговой деятельности в сфере  обеспечения безопасности ввозимых товаров не в полной мере представляет собой непрерывный процесс.

При использовании  значительных сил и средств контролирующих органов установлено, что их объединение, упорядочение усилий недостаточно организовано и скоординировано.

Элементы, составляющие единый государственный  контроль, функционируют в основном самостоятельно без должного взаимодействия.

До настоящего времени не создана единая автоматизированная информационная система, позволяющая  в реальном режиме времени осуществлять мониторинг результатов различных  видов государственного контроля.

Формы, методы, а также силы и средства государственного контроля не адекватны количеству подконтрольных объектов.

Изложенное выше не способствует рациональному  использованию сил и средств, имеющихся у государства, что, в  свою очередь, может привести к неспособности  системы государственного контроля своевременно и полно ликвидировать  или нейтрализовать постоянно появляющиеся угрозы причинения вреда, а также  повлиять на отношение людей и  общества в целом к данной системе.

Андрей  Кудряшев,

вице-президент 

ЗАО "И.Л.Т.С."

Источник: Таможенное обозрение, 2008, № 1


Информация о работе Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров, ввозимых в Российскую Федерацию