Роль таможенных органов в пресечении попыток перемещения через таможенную границу РФ фальсифицированных и контрафактных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 08:37, реферат

Описание работы

Цель работы – проследить развитие контрафактной и фальсифицированной продукции, а также изучить роль таможенных органов в пресечении попыток перемещения таких товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАФАКТНЫМИ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫМИ ТОВАРАМИ 4
1.1.КОНТРАФАКТНАЯ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ 4
1.2.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВВОЗА КОНТРАФАКТНОЙ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ 7
2. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ПРЕСЕЧЕНИИ ПОПЫТОК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОНТРАФАКТНЫХ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ТОВАРОВ 10
2.1.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ПРЕСЕЧЕНИИ ВВОЗА НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ 10
2.2. МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ТОВАРОВ, ОБЛАДАЮЩИХ ПРИЗНАКАМИ КОНТРАФАКТНЫХ ТОВАРОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

товароведение.docx

— 67.05 Кб (Скачать файл)

 

Ведется работа по защите олимпийской и паралимпийской символики в рамках подписанного 25 апреля 2008 года соглашения между ФТС России и Оргкомитетом «Сочи 2014» об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году. Таможенные органы в 75 случаях выявили 31 тыс. единиц контрафактной продукции с использованием олимпийской символики. Деятельность ФТС России в этом направлении получила высокую оценку руководства АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» как в ходе рабочих встреч, так и в рамках проведения ежегодных семинаров-совещаний по защите прав интеллектуальной собственности.

 

В июне 2011 года была одобрена Стратегия ФТС России до 2020 года, составной частью которой стало обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности. Важным элементом этой деятельности является сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, общественными и международными организациями, таможенными службами иностранных государств, а также с правообладателями. Регулярно проводятся заседания совместных рабочих групп ФТС России и Роспатента, ФТС России и Содружества производителей фирменных торговых марок «РусБренд» и т.д.

 

Таможенные органы уделяют большое внимание и подготовке кадров по данному направлению, в том числе по линии международного сотрудничества. В 2011 году проведены шесть региональных семинаров (Белгород, Иркутск, Челябинск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Владивосток) и Всероссийский семинар (Петрозаводск). В марте 2011 года проведен семинар для авиационных таможен на базе Шереметьевской таможни. В начале 2012 года проведены региональные семинары в г. Санкт-Петербурге, г. Ростове-на-Дону и г. Тюмени. Всероссийский семинар по защите интеллектуальной собственности в 2012 году планируется провести в сентябре в г. Казани. Региональные семинары в 2012 г. планируется провести в городах Владимир (май), Петропавловск-Камчатский (июнь), Томск (июнь), Минеральные Воды (октябрь) и Ростов-на-Дону (август).

 

ФТС России проводит работу по подготовке изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза. В частности, подготовлены предложения по имплементации в ТК ТС норм, предоставляющих таможенным органам полномочия по принятию мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр (ex-officio). Также подготовлены изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза, направленные на отмену изъятий, касающихся освобождений от контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и пересылаемых в адрес физических лиц в международных почтовых отправлениях. В марте 2012 года создана рабочая группа по защите интеллектуальной собственности при Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза.

 

В процессе окончания переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию отмечалось, что российское законодательство в области обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами полностью соответствует положениям Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

 

В 2012 году ФТС России продолжает укреплять взаимодействие с таможенными службами иностранных государств в целях противодействия международной торговле контрафактной продукцией. ФТС России активно участвует в мероприятиях, проводимых по линии Таможенного союза и ЕврАзЭС, Всемирной таможенной организации, Всемирной организации интеллектуальной собственности, АТЭС, ЕС, СНГ. В настоящее время идет работа, направленная на подписание меморандумов об укреплении сотрудничества по защите интеллектуальной собственности между таможенными службами в рамках ШОС, а также между ФТС России и ГТС Украины.

 

В целях практической реализации положений Меморандума между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики об укреплении сотрудничества по защите прав интеллектуальной собственности создана рабочая группа по защите прав интеллектуальной собственности Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств Китая и России. С ГТУ КНР достигнуто понимание, что основной акцент во взаимодействии таможенных служб по защите интеллектуальной собственности и противодействию международной торговле контрафактом должен быть сделан на региональное сотрудничество, особенно на приграничные таможенные органы.

 

Принимая во внимание, что таможенным органам экономик АТЭС принадлежит ключевая роль в противодействии международной торговле контрафактной продукцией, а также с учетом российского председательства в АТЭС в 2012 году, перед ФТС России стоит задача активизации деятельности по направлению защиты прав интеллектуальной собственности в рамках разработанных Российской Федерацией инициатив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Меры, принимаемые  таможенными органами при выявлении  товаров, обладающих признаками контрафактных товаров

 

Мероприятия по ужесточению мер борьбы с контрафактом

В целях борьбы с контрафактом по нашему мнению, необходимо ужесточение мер ответственности в сфере нарушения авторских прав на законодательном уровне. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны: в апреле 2007 года Минэкономразвития Российской Федерации подготовило четыре законодательные инициативы, направленные на борьбу с контрафактной продукцией:

- введение института самостоятельной  ответственности за дорелизный выпуск продукции как квалифицирующего признака, отягчающего ответственность за правонарушение;

- введение ответственности  за съемку фильмов в кинотеатрах;

- усовершенствование механизма определения размера поставок контрафактной продукции;

- введение самостоятельной  ответственности за фактическую  розничную продажу контрафактной  продукции.

Разработка данных законодательных инициатив Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во многом объясняется планами России по вступлению в ВТО. Но данные меры объективно необходимы. В настоящее время статьи УК РФ, устанавливающие ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а также изобретательских и патентных прав (ст. 146, 147), не вполне отвечают жизненным реалиям. Результат - практически полная безнаказанность лиц, занимающихся интеллектуальным пиратством.

Кроме того, необходима разработка четких методических рекомендаций для правоохранительных органов по проведению плановых и внеплановых проверок рынков соответствующей продукции, возбуждению и расследованию уголовных дел по факту нарушения авторских и смежных прав, а также прав изобретателей. Конкретизация и выработка единой методики необходимы и в сфере расследования административных правонарушений.

В качестве подкрепления в борьбе с фальсификатом необходимо, чтобы таможенные органы получили дополнительные полномочия задерживать товар по своему усмотрению, если возникнут хоть малейшие подозрения в том, что перед ними продукция сомнительного происхождения.

Сейчас таможенный орган, руководствуясь ст. 397 Таможенного кодекса РФ, может по заявлению правообладателя приостановить максимум на 20 рабочих дней выпуск товаров, если есть достаточные основания полагать, что они контрафактные. Депутаты Государственной думы предложили дополнить ТК РФ статьей 399.1, которая позволяет работникам таможенной службы тормозить товар на границе без заявления правообладателя, а делать это по принципу "ex officio" (действие по собственной инициативе и по служебному долгу).

Другими словами, таможенники будут вправе самостоятельно решать, является ли подозрительный, на их взгляд, товар, который не числится в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, подделкой или нет. Для приостановки выпуска товара и для последующего проведения проверок достаточно только одного подозрения на незаконное использование объектов интеллектуальной собственности и наличие признаков контрафактности.

 

Заключение

 

Вообще, предотвращение фальсификации и контрафакции – одна из наиболее актуальных проблем современности, которая волнует правительства разных стран, производителей, продавцов, общественные организации и, конечно, потребителей. Приобретение многих товаров сопряжено с определенным риском для жизни, здоровья и имущества потребителей.

Фальсифицированные, в том числе контрафактные и контрабандные товары поступают в Россию не только из Китая, но и из других азиатских стран (Вьетнама, Гонконга, Индии и др.). На их долю приходится до 80% фальсифицированных импортных товаров. Из европейских стран к нам ввозят тоже немало фальсифицированной и контрафактной продукции, особенно из Польши (мясо, парфюмерия и косметика), Украины (мясные продукты, сыры) и Молдовы (вина).

Основным фактором для масштабных фальсификаций в отечественной экономике является наличие в ее структуре огромного теневого сектора, который по объемам производства вполне заслуживает названия параллельной экономики.

Рассматривая механизмы борьбы с контрафактом, приходим к выводу о том, что в российском законодательстве существует комплекс правовых механизмов защиты прав на средства индивидуализации, включая административную и уголовную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака но, эффективно бороться с оборотом контрафактной продукции в России производителям и правообладателям не удается в силу следующих причин: длительности судебного разбирательства, трудностей сбора доказательств, незначительности присуждаемых в арбитражном порядке сумм штрафов, возникающих трудностей с их реальным получением, больших судебных издержек, малоэффективной работы правоохранительных органов.

Необходимо наметить перспективные направления предупреждения и выявления фальсифицированных товаров для предотвращения их выпуска и реализации потребителям.

 

1. Активизировать работы  по определению наиболее объективных  и достоверных показателей идентификации  товаров однородных групп, позволяющих  подтвердить их тождественность  или несоответствие установленным  нормативными документами и/или  описаниями требованиям. Включить  эти показатели в национальные  стандарты на продукцию однородных групп.

 

2. Продолжить работу по  созданию, утверждению и применению  стандартов на методы обнаружения фальсификации продовольственных и непродовольственных товаров.

 

3. Создать Центры идентификации  товаров для проведения идентификационных  экспертиз по заказу организаций  торговли и общественного питания. Это позволит выявлять фальсифицированные и контрафактные товары на стадии заключения договоров, а при периодическом обследовании поступающих товаров расторгать заключенные договора из-за нарушений их выполнения, если в договорах поставки будут включены соответствующие условия о недопустимости разных видов фальсификации.

 

4. Вернуть в торговые  организации товароведов как  специалистов по идентификации  и оценке качества товаров. Осуществлять  их силами приемку товаров  по качеству в соответствии с действующими нормативными документами.

 

5. Разработать проект  федерального закона "О фальсификации  и контрафакции потребительских товаров" и передать его на рассмотрение в Госдуму. Предусмотреть более строгие меры ответственности за выпуск и реализацию фальсифицированных товаров, в том числе и продавцов, не знавших о фальсификации или контрафакции реализуемых товаров.

 

6. Организовать с помощью  средств массовой информации, а  также издания соответствующей учебной и научно-популярной литературы ликвидацию потребительской неграмотности населения по вопросам фальсификации и контрафакции продукции.

 

7. Провести в РГТЭУ  научные исследования по вопросам  идентификации и обнаружения фальсификации непродовольственных и продовольственных товаров, создать соответствующую лабораторную базу для проведения испытаний.

 

8. Активизировать выступления  ученых РГТЭУ: товароведов, маркетологов, юристов в СМИ с целью проведения разъяснительной работы среди населения, а также работников торговли.

 

9. Организовать краткосрочные  семинары и курсы повышения  квалификации для преподавателей  образовательных учреждений, а также  руководителей и специалистов  торговли.

 

10. Внести в ФЗ "О  техническом регулировании" дополнения  о включении в число обязательных  требований показателя функционального  назначения, его соответствия заявленной ассортиментной принадлежности.

 

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что проблема защиты отечественного ᴨᴏᴛребительского рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции является государственной и требует значительных усилий и ресурсов по обеспечению прав правообладателей и защиты прав ᴨᴏᴛребителей на приобретение качественной и безопасной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Об утверждении Порядка создания постоянных зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: Приказ ФТС от 23 сентября 2008 г. N 1161 // СПС «Гарант»
  2. О полномочиях должностных лиц, осуществляющих производство по делам: Письмо ФТС от 30 мая 2006 г. N 18-12/18616 // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Федеральный закон № 164 – ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 2003. 18 дек. № 254.
  4. Бякишев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  5. Доня, П.П. Таможенная деятельность и дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов./П.П.Доня, А. Кавкалюк // Таможенное дело.- 2007.- № 1.
  6. Толкушин А.В. Таможенное дело: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2008.
  7. Р.Р.Мухина.Еще раз о контрафактности // Российский исследователь. – 2009 г. - № 24.
  8. С.Л.Панов.Соотношение понятий «контрафактная», «фальсифицированная», «пиратская» продукция: теоретический аспект // Право и политика. – 2008 г. - № 2.

Информация о работе Роль таможенных органов в пресечении попыток перемещения через таможенную границу РФ фальсифицированных и контрафактных товаров