Штриховое кодирование как вид маркировки продукции и значение применения штрихового кодирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:06, реферат

Описание работы

Штрих код - это набор геометрических символов, расположенных по определенному стандарту. Как правило, представляет собой вертикальные прямоугольники различной ширины. Набор таких прямоугольников представляет в машинном коде.
В 1948 году Бернард Сильвер (1924--1962), аспирант Института Технологии Университета Дрекселя в Филадельфии (штат Пенсильвания, США), услышал, как президент местной продовольственной сети просил одного из деканов разработать систему, автоматически считывающую информацию о продукте при его контроле. Сильвер рассказал об этом друзьям -- Норманну Джозефу Вудланду (род. 1921) и Джордину Джохэнсону. Втроём они начали исследовать различные системы маркировки. Их первая работающая система использовала ультрафиолетовые чернила, но они были довольно дороги, а кроме того, со временем исчезали.

Файлы: 1 файл

Стандартизация.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Штриховое кодирование как вид маркировки продукции и значение применения  штрихового кодирования.

Введение.

Штрих код - это набор геометрических символов, расположенных по определенному стандарту. Как правило, представляет собой вертикальные прямоугольники различной ширины. Набор таких прямоугольников представляет в машинном коде.

В 1948 году Бернард Сильвер (1924--1962), аспирант Института Технологии Университета Дрекселя в Филадельфии (штат Пенсильвания, США), услышал, как президент местной продовольственной сети просил одного из деканов разработать систему, автоматически считывающую информацию о продукте при его контроле. Сильвер рассказал об этом друзьям -- Норманну Джозефу Вудланду (род. 1921) и Джордину Джохэнсону. Втроём они начали исследовать различные системы маркировки. Их первая работающая система использовала ультрафиолетовые чернила, но они были довольно дороги, а кроме того, со временем исчезали.

Убеждённый в том, что система реализуема, Вудланд покинул Филадельфию и перебрался во Флориду в апартаменты своего отца для продолжения работы. Его следующее вдохновение неожиданно дала Азбука Морзе -- он сформировал свой первый штриховой код из песка на берегу. Как он сам сказал: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Чтобы прочитать штрихи, он приспособил технологию саундтрек (звуковой дорожки), а именно оптический саундтрек, используемую для записи звука в кинофильмах. 20 октября 1949 года Вудланд и Сильвер подали заявку на изобретение. В результате ими был получен патент США №2 612 994, изданный 7 октября 1952.

1. Штрих кодирование

Штрих-код чем-то напоминает заводской номер. Числа и/или знаки, закодированные штрих кодом - это уникальный идентификатор, который, после считывания, может быть использован компьютером для поиска дополнительной информации о продукте. Например, штрих-код на плитке шоколада - идентификатор продукта, который используется системой продаж, для определения цены, текущей скидке, и других коммерческих данных по базе данных.

Штриховое кодирование эффективно используется в системах, в которых участие человека минимально или отсутствует совсем. Применение технологий штрихового кодирования максимально возможно устраняет ошибки, которые возникают при вводе данных вручную. Штрих-код имеет множество сфер применения, в их числе - идентификация товаров, инвентаризация, маркировка грузов и т.д.

Поскольку штрих-код печатается и считывается с машин, их обработка занимает гораздо меньше времени, а так же с более высокой точностью, чем ввод данных вручную. Например, ввод 12-ти позиций займет у оператора около 6 секунд. В то время, как считывание штрих-кода 12-ти позиций займет около 300 миллисекунд. При ручном вводе в среднем возникает ода ошибка на 300 позиций. При работе с контрастным штрих - кодом, нормой является менее одной ошибки в каждом миллионе считанных позиций. Ошибки при вводе данных приводят к дополнительным затратам - от стоимости повторного ввода данных до отгрузки не того товара не тому клиенту.

Существует множество различных стандартов штрих-кода. Каждый из них имеет свои ограничения. Штрих - коды с фиксированной длиной (EAN-13) позволяют закодировать только 13 символов, в то время, как при помощи штрих-кода стандартов Code 39 и Code 128 можно закодировать любое количество информации, которое будет ограничено только размером области для печати штрих-кода. В общем случае, больше данных закодировано штрих - кодом, тем длиннее он будет. Сканеры штрих-кода так же имеют ограничения размера считываемого штрих-кода в конкретных приложениях. На практике, самой популярности длиной для одномерного штрих-кода является 64 символа, а для двумерного штрих-кода - 1600 символов или более.

Штрих-код чрезвычайно точен. В то время как оператор может допускать ошибку каждые 300 позиций, штрих - коды имеют нормы, допускающие менее одной ошибки на каждый миллион считанных штрих - кодов. К тому же стандарты кодирования имеют алгоритмы корректирования ошибок, что ведет к уменьшению этой нормы.

На данный момент существует более 300 стандартов штрих кодирования. Различные стандарты используют различные алгоритмы кодирования. У каждого алгоритма существуют свои особенности, такие как минимальная и максимальная длина данных, ограничения на размер штрих-кода и т.д. различные стандарты имеют свои достоинства и недостатки и часто разрабатываются с учетом конкретной области применения. Однако есть небольшое количество стандартов, которые подходят для большинства приложений.

Различные стандарты используются для различных целей (приложение №1)

2. Виды штрих кодирования

Существуют различные способы кодирования информации, называемые (штрих кодовыми кодировками или символиками). Различают линейные идвумерные символики штрих кодов.

2.1 Линейное кодирование

Линейным кодированием (обычными) в отличие от двумерных, называются штрих коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространенные линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов -- обычно цифр) с помощью несложных штрих кодов, читаемых недорогими сканерами. Пример кода символики EAN-13:

В некоторых странах, например в Японии, можно встретить штрих код в несколько необычном виде, но суть значения кода от этого не меняется:

2.2 Двумерное кодирование

Двумерный штрих - код хранит данные по горизонтали и по вертикале и часто кажется, что несколько штрих - кодов наложили один на другой. Существует более 20 стандартов двумерного штрих-кода, но самым популярными являются DPF417 и DataMatrix. В основном двумерных штрих - кодов лежат передовые алгоритмы, которые позволяют закодировать больше информации на меньшей площади, а так же представляют средства для поиска и корректировки ошибок при повреждении поверхности со штрих - кодом.

Двухмерные символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали)

Datamatrix............Data Glyph........................Aztec

Штриховой код можно наносить при производстве упаковки (типографским способом) или использовать самоклеящиеся этикетки, которые печатаются с использованием специальных принтеров.

Для считывания штрих кодов используются специальные приборы, называемые сканерами штриховых кодов. Сканер засвечивает штрих код своим осветителем и считывает полученную картинку. После этого он определяет наличие на картинке черных полос штрих кода. Если в сканере нет встроенного декодера (блок расшифровки штрих кода), то сканер передает в приемное устройство серию сигналов, соответствующих ширине черных и белых полос. Расшифровка штрих кода должна выполняться приемным устройством или внешним декодером. Если сканер оснащен внутренним декодером, то этот декодер расшифровывает штрих код и передает информацию в приемное устройство (компьютер, кассовый аппарат и т.д.) в соответствии с сигналами интерфейса, определяемого моделью сканера.

Расшифровка штрих кода:

C помощью штрихового кода зашифрована  информация о некоторых наиболее  существенных параметрах продукции. Наиболее распространеныамериканский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN. Наиболее распространенны EAN/UCC товарные номера EAN-13, EAN-8, UPC-A, UPC-E и 14-разрядный код транспортной упаковки ITF-14. Так же существует 128 разрядная система UCC/EAN-128. Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13).

Возьмем, к примеру, цифровой код: 4820024700016. Первые две цифры (482) означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта, следующие 4 или 5 в зависимости от длинны кода страны (0024) -- предприятие-изготовитель, еще пять (70001) -- наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (6) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. EAN -- 13:

Для кода товара:

1 цифра: наименование товара,

2 цифра: потребительские свойства,

3 цифра: размеры, масса,

4 цифра: ингредиенты,

5 цифра: цвет.

Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара

1. Сложить цифры, стоящие на четных  местах:

8+0+2+7+0+1=18

2. Полученную сумму умножить на 3:

18Ч3=54

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных  местах, без контрольной цифры:

4+2+0+4+0+0=10

4. Сложить числа, указанные в  пунктах 2 и 3:

54+10=64

5. Отбросить десятки:

получим 4

6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:

10-4=6

Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих - коде, это значит, что товар произведен незаконно.

Для кода страны-изготовителя отводится два или три знака, а для кода предприятия -- четыре или пять. Товары, имеющие большие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из восьми цифр - EAN-8.

Как правило, код страны присваивается Международной ассоциацией EAN. Обращаем внимание потребителей на то, что код странны никогда не состоит из одной цифры.

Иногда код, нанесенный на этикетку, не соответствует стране изготовителю заявленной на упаковке, тут причин может быть несколько:

Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции.

Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии.

Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.

Четвертая -- когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.

Значение применения штрихового кодирования.

В условиях мировой экономической системы лидерство отдельных

государств проявляется в том, насколько система создаваемых в этих

государствах условий способствует опережающему технологическому

развитию приоритетных сфер деятельности, экономической стабилизации и

проведению эффективной инвестиционной политики, созданию и

обеспечению необходимых и достаточных социальных гарантий

комфортного проживания населения данной страны. С этих позиций

рассмотрим в общих чертах вопрос об эффективности использования и

развития технологий штрихового кодирования в России.

Технологии штрихового кодирования – это новое направление в

развитии науки и техники, которое по уровню решаемых научных и

прикладных задач и масштабам использования относится к базовым

технологиям ХХI века.

Использование и развитие технологий штрихового кодирования в

России, прежде всего, связано с управлением хозяйственной деятельностью

предприятия. В данном случае технологии штрихового кодирования

являются средством информационного обеспечения хозяйственной

деятельности и одновременно технологической основой работы

автоматизированных систем маркетинга и менеджмента предприятия,

бизнес-планирование, обеспечения конкурентоспособности и качества

продукции, товаров и услуг, бухгалтерского учета и отчетности,

производственных процессов, анализа и прогноза финансового состояния

предприятия, в совокупности образующих автоматизированную систему

управления предприятием (АСУ П).

Системы АСУ П с использованием технологий штрихового

кодирования применяются на предприятиях торговли и общественного

питания, в городских аптеках, на станциях переливания крови, на многих

оптовых базах и складах. На предприятиях торговли они позволили увеличить товарооборот до 20%, расширить до 10% ассортимент

реализуемых товаров за счет сокращения складских помещений и снизить до

15% издержки обращения. Окупаемость  таких систем составляет не  более

полутора лет, что обеспечивает им инвестиционную привлекательность в

условиях становления в России кредитно-финансовой системы.

Оценивая социальную эффективность использования технологий

штрихового кодирования выделяют три основополагающих фактора.

Фактор первый. Технологии штрихового кодирования относятся к

категории высоких. Развитие высоких технологий и эффективных

производств требует консолидированного участия в решении этих задач

отечественных и зарубежных предпринимателей. Этот фактор сближает

интересы инвесторов, производителей и пользователей проектов

использования технологий штрихового кодирования в России и среди ее

деловых партнеров. Он способствует повышению инвестиционных и

инновационных процессов и стабилизации рынков производства и

потребления разных уровней.

Фактор второй. Повышение уровня межрегиональной хозяйственной

деятельности при использовании новых информационных методов

осуществления маркетинга и менеджмента объективно способствует

Информация о работе Штриховое кодирование как вид маркировки продукции и значение применения штрихового кодирования