Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности 3
1.1 Государственное регулирование ВЭД 3
1.2 Таможенно-тарифное регулирование в России 10
Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе 17
2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования 17
2.2 Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до вступления в Таможенный союз 19
2.3 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2012-2013 года 22
Глава 3. Совершенствование таможно-тарифного регулирования 25
3.1 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД 25
3.2 Предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования 27
3.3 Значение таможенно-тарифного регулирования в развитии современной международной торговли 29
Заключение 33
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Организационно-правовое обеспечение таможенно-тарифного регулирования в России.docx

— 50.44 Кб (Скачать файл)

Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.

За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования.

Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.

Изменение ставок таможенных пошлин позволяет регулировать поступление в страну иностранных товаров в зависимости от уровня конкурентоспособности соответствующих отечественных товаров, соображений экономической безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать через торговлю.

Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами.

Таможенно-тарифное регулирование различных групп стран имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. В отличие от невысокого уровня таможенного обложения в развитых странах (по данным экспертов ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий уровень таможенного обложения позволяет правительствам диверсифицировать структуру экономики, создавать собственную промышленность, а также значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся государства при вступлении в ВТО "связали" ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют более низкие ставки, сохранив возможность существенного повышения импортных пошлин.

В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном вступлении России в ВТО в составе таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.

Проведенные исследования показывают, что средняя адвалорная ставка ЕТТ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана составляет 6,54%, что меньше чем средняя адвалорная ставка российского тарифа на 4,4%. Несмотря на незначительное уменьшение средней ставки тарифа, бюджетные последствия такого изменения тарифа весьма существенны. Расчеты показывают, что вклад ставок таможенного тарифа в платежи составляет всего 44% от платежей 2008 г. В финансовых поступлениях бюджет России может потерять до 9 млрд. долл. США (по сравнению с доходами от импортных таможенных пошлин, полученных в 2008 г.). Такая ситуация возникает в первую очередь из-за значительного снижения средней величины адвалорных ставок разд. XVI - от 6,9% до 0,94% и разд. XVII - от 10,86% до 2,3%. Между тем, если оставить средние ставки разд. XVI и XVII прежними, как в российском тарифе, то собираемость платежей составит около 90%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

"Несмотря на всякого рода  сложности, мы вышли на новый  этап сотрудничества. Это очень  значимое, долгожданное событие, которое  родилось в результате очень  непростых переговоров. Переговоры  шли долго, хотя, если смотреть  на процесс в историческом  ключе, то это не так долго. Мы движемся достаточно уверенным  темпом, вчера наши вице-премьеры  спорили до хрипоты, сегодня мы  встретились в узком составе  и договорились. Распад СССР, который  произошел в результате переговоров  в белорусской Беловежской пуще, и возникновение Таможенного  союза - события несопоставимые. Эти  события направлены в разные  стороны: в результате событий, произошедших  в Беловежской пуще, возникли  новые государства, а то, что совершилось  сегодня, с международный правовой  точки зрения означает возникновение  Таможенного союза. Три страны  впервые договорились передать  часть суверенитета в наднациональный  орган. В перспективе к трем  странам будут присоединяться  и другие страны, мы договорились  всемерно способствовать этому  процессу"

"По теории таможенный союз  должен ускорить процессы модернизации  экономики стран-участниц. Повысить  их глобальную конкурентоспособность. Но даст ли это результат - я  не уверен. Нет уверенности потому, что в разгаре кризис, необходимость  осуществления антикризисных мер. Неизвестно, как долго продлится  выход из кризиса. В общем, не  вполне ясно, как этот проект  будет увязан с решением текущих  проблем стран. Какая-то часть  бизнеса будет испытывать жесткую  конкуренции, будет вынуждена либо  повысить конкурентоспособность, либо  перепрофилироваться, либо закрыться  и уйти с рынка. "

В условиях предстоящего присоединения России к ВТО особое внимание следует уделять вопросам таможенно-тарифной политики. Исследования ученых посвящены именно оценке целесообразности и последствий вступления России в ВТО с точки зрения защиты отечественного производства. Однако до сих пор остаются не исследованными вопросы потерь бюджета вследствие снижения ставок импортного таможенного тарифа, изменения таможенного тарифа в случае присоединения России к ВТО в составе таможенного союза. Вместе с тем без решения этих вопросов формирование рационального таможенного тарифа не представляется возможным.

Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного администрирования в России нуждается в существенном улучшении. Таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность внешнеторговых операций.

Сегодня назрела потребность в изменении целей и приоритетов таможенно-тарифной политики. Если в 90-е годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный рынок от иностранной конкуренции и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное регулирование призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную перестройку и модернизацию отечественной экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Наибольший положительный эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.

На современном этапе экономического развития России основными задачами таможенно-тарифного регулирования должны стать:

содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа российских компаний к передовой зарубежной технике и технологии;

стимулирование конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более эффективного ее включения в мировое хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует рассматривать новые, высокотехнологичные производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;

создание благоприятных условий для развития производств, необходимых для поддержания занятости, стабильности и обеспечения экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых других);

поддержка производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных и российских инвестиций в перспективые отрасли национальной промышленности ("импорт производств вместо импорта товаров");

оптимизация географической структуры импорта;

обеспечение сбалансированности и эффективной конкуренции на внутреннем рынке;

унификация таможенного тарифа и других инструментов таможенно-тарифной политики с Белоруссией и Казахстаном - партнерами по формируемому Таможенному союзу.

В современных условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем - одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической  деятельностью. - М., ИТК "Дашков и  К", 2002.

2. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное  регулирование ВЭД. М., ИКЦ "МарТ", 2007.

3. Всемирная торговая организация  и национальные экономические  интересы (Колл. авторов; под ред. чл-корр. РАН Королева И. С.). - М., "Наука", 2003.

4. Габричидзе Б.Н. Курс таможенного права Российской Федерации. М., 2003.

5. Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 5.

6. Ершов А.Д. Основы управления  и организации в таможенном  деле: Учебное пособие. - Спб., 1998.С. 191.

7. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе". М., 2001.

8. Козырин АН. Страна происхождения товара и таможенные пошлины // Закон. - 1997. - №9. - С.78-81.

9. Козырин А.Н. Субъекты таможенно-тарифного регулирования // Налоговый вестник. - 2003. - №4. - С.98-108.

10. Корчажкина Н.П. Роль таможенно-тарифного регулирования в области внешнеторговой политики Российской Федерации // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. Вып.8. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

11. Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. Ї  М., 1997.С. 204.

12. Носков И.Ю. Отдельные вопросы  налогообложения экспортно-импортных  операций // Финансовые и бухгалтерские  консультации. - 1997. - №11. - 15 - 25.

13. Новокшонов И. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности // Право и экономика. - 1999. - №3. - 57-61.

14. Никольский С. О внешних таможенных  пошлинах. ѕ М.: 1865. С.12.

15. Назаренко М., Назаренко К. Таможенное  обслуживание внешнеэкономической  деятельности. - М., 2001.

16. Основы торговой политики  и правила ВТО. - М., "Международные  отношения", 2005.

17. Петров Ю. М,, Кудрявцева И, В. Практика таможенного регулирования. - М.: Автор, 1994. - 448с.

18. Пефтиев В., Черновская В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация? // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №7. - 39-47.

19. Рыбаков В. Тарифные преференции  во внешнеторговой деятельности  Российской Федерации // "Международная  экономика", №4, 2008.

20. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. - М., "Экономистъ", 2005.

21. Смитиенко Б.М. Всемирная торговая  организация и проблемы регулирования  международной торговли. М., 2000.

22. Теория, методология и практика  таможенного дела: Сборник научных  трудов / Под общ. ред.Н.М. Блинова. - М.: РИО РТА, 1996. - С.43.

23. Филлипенко СВ. Таможенное регулирование  в системе государственного управления  Российской Федерации. - М.: РАГС, 1999.

24. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М., Центр экономики и маркетинга, 1998.

25. Экономика таможенного дела: Учеб. - метод, пособие. - М.: РИО РТА, 1997.

Официальные и справочные материалы и публикации.

26. Закон Российской Федерации "О  таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. №5003-1.

27. Проект документа "Основные  направления таможенно-тарифной  политики на 2011 год и плановый  период 2012 и 2013 годов"

28. Таможенный кодекс Российской  Федерации (от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ)

29. Таможенный тариф Российской  Федерации. Ставки ввозных и вывозных  пошлин. - М., 1991-2007.

 


Информация о работе Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе