Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 13:49, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.
Содержание работы
Введение 1 Глава 1. Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности 3 1.1 Государственное регулирование ВЭД 3 1.2 Таможенно-тарифное регулирование в России 10 Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе 17 2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования 17 2.2 Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до вступления в Таможенный союз 19 2.3 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2012-2013 года 22 Глава 3. Совершенствование таможно-тарифного регулирования 25 3.1 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД 25 3.2 Предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования 27 3.3 Значение таможенно-тарифного регулирования в развитии современной международной торговли 29 Заключение 33 Список используемой литературы 37
Все страны в той или иной форме используют
инструменты таможенно-тарифной политики,
с помощью которых они решают многие приоритетные
социально-экономические проблемы, выходящие
за рамки экспортно-импортной деятельности,
в частности, реформирование и модернизация
хозяйства, поддержание определенного
уровня внутренних цен, стимулирование
роста перспективных отраслей производства,
пополнение доходной части бюджета и т.д.
За истекшее десятилетие Россия сделала
важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного
регулирования, отвечающей международным
нормам и правилам. Но сегодня перед нашей
страной стоят сложные задачи по переходу
на инновационную модель развития, диверсификации
экономики и экспорта, укреплению национальной
конкурентоспособности. Реализация этого
экономического курса требует адекватных
мер и в области государственного таможенно-тарифного
регулирования, что повышает актуальность
темы данного исследования.
Несмотря на либерализацию мировой торговли
и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная
политика продолжает оказывать большое
влияние на динамику и структуру товарооборота,
поскольку таможенные тарифы применяют
почти все страны, импортные пошлины охватывают
преобладающую часть товарной номенклатуры
и являются наиболее транспарентным видом
торговых ограничений.
Изменение ставок таможенных пошлин
позволяет регулировать поступление в
страну иностранных товаров в зависимости
от уровня конкурентоспособности соответствующих
отечественных товаров, соображений экономической
безопасности и социальной стабильности,
состояния бюджета и платежного баланса
и иных обстоятельств. Тем самым страны
с разными социально-экономическими условиями
могут взаимодействовать через торговлю.
Таможенно-тарифное регулирование эффективно
выполняет свои функции только при качественной
организации таможенного дела: достоверного
статистического учета и их строгого контроля,
нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся
платежей, борьбу с контрабандой и ввозом
некачественной и фальсифицированной
продукции. Громоздкая и запутанная система
таможенного администрирования создает
простор для принятия субъективных решений
и коррупции в таможенных органах, формирует
благоприятную почву для злоупотреблений
и обременяет потребителей дополнительными
расходами.
Таможенно-тарифное регулирование различных
групп стран имеет специфику, что отражает
объективно существующие различия в национальных
интересах. В отличие от невысокого уровня
таможенного обложения в развитых странах
(по данным экспертов ВТО, в странах ЕС
- 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся
государств применяет среднеарифметическую
ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий
уровень таможенного обложения позволяет
правительствам диверсифицировать структуру
экономики, создавать собственную промышленность,
а также значительно пополнять доходную
часть бюджета. Многие развивающиеся государства
при вступлении в ВТО "связали" ставки
пошлин на очень высоком уровне, но фактически
применяют более низкие ставки, сохранив
возможность существенного повышения
импортных пошлин.
В настоящее время Правительством РФ
принято решение о возможном вступлении
России в ВТО в составе таможенного союза
России, Казахстана и Белоруссии. Завершается
разработка ЕТТ и правовых документов
в сфере нетарифного и технического регулирования.
Утвержден базовый перечень ЕТТ более
чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект
ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных
подсубпозиций.
Проведенные исследования показывают,
что средняя адвалорная ставка ЕТТ таможенного
союза России, Белоруссии и Казахстана
составляет 6,54%, что меньше чем средняя
адвалорная ставка российского тарифа
на 4,4%. Несмотря на незначительное уменьшение
средней ставки тарифа, бюджетные последствия
такого изменения тарифа весьма существенны.
Расчеты показывают, что вклад ставок
таможенного тарифа в платежи составляет
всего 44% от платежей 2008 г. В финансовых
поступлениях бюджет России может потерять
до 9 млрд. долл. США (по сравнению с доходами
от импортных таможенных пошлин, полученных
в 2008 г.). Такая ситуация возникает в первую
очередь из-за значительного снижения
средней величины адвалорных ставок разд.
XVI - от 6,9% до 0,94% и разд. XVII - от 10,86% до 2,3%.
Между тем, если оставить средние ставки
разд. XVI и XVII прежними, как в российском
тарифе, то собираемость платежей составит
около 90%.
Заключение
Таможенно-тарифное регулирование призвано
всемирно содействовать целям и задачам
внешнеэкономической деятельности, а
также обеспечению безопасности страны
и защите общенациональных интересов.
Методы таможенно-тарифного регулирования
в большей степени соответствуют природе
рыночных отношений и поэтому играют главную
роль в регулирование ВЭД в современных
условиях.
"Несмотря на всякого рода
сложности, мы вышли на новый
этап сотрудничества. Это очень
значимое, долгожданное событие, которое
родилось в результате очень
непростых переговоров. Переговоры
шли долго, хотя, если смотреть
на процесс в историческом
ключе, то это не так долго.
Мы движемся достаточно уверенным
темпом, вчера наши вице-премьеры
спорили до хрипоты, сегодня мы
встретились в узком составе
и договорились. Распад СССР, который
произошел в результате переговоров
в белорусской Беловежской пуще,
и возникновение Таможенного
союза - события несопоставимые. Эти
события направлены в разные
стороны: в результате событий, произошедших
в Беловежской пуще, возникли
новые государства, а то, что совершилось
сегодня, с международный правовой
точки зрения означает возникновение
Таможенного союза. Три страны
впервые договорились передать
часть суверенитета в наднациональный
орган. В перспективе к трем
странам будут присоединяться
и другие страны, мы договорились
всемерно способствовать этому
процессу"
"По теории таможенный союз
должен ускорить процессы модернизации
экономики стран-участниц. Повысить
их глобальную конкурентоспособность.
Но даст ли это результат - я
не уверен. Нет уверенности потому,
что в разгаре кризис, необходимость
осуществления антикризисных мер.
Неизвестно, как долго продлится
выход из кризиса. В общем, не
вполне ясно, как этот проект
будет увязан с решением текущих
проблем стран. Какая-то часть
бизнеса будет испытывать жесткую
конкуренции, будет вынуждена либо
повысить конкурентоспособность, либо
перепрофилироваться, либо закрыться
и уйти с рынка. "
В условиях предстоящего присоединения
России к ВТО особое внимание следует
уделять вопросам таможенно-тарифной
политики. Исследования ученых посвящены
именно оценке целесообразности и последствий
вступления России в ВТО с точки зрения
защиты отечественного производства.
Однако до сих пор остаются не исследованными
вопросы потерь бюджета вследствие снижения
ставок импортного таможенного тарифа,
изменения таможенного тарифа в случае
присоединения России к ВТО в составе
таможенного союза. Вместе с тем без решения
этих вопросов формирование рационального
таможенного тарифа не представляется
возможным.
Несмотря на положительные сдвиги последних
лет, система таможенного администрирования
в России нуждается в существенном улучшении.
Таможенные процедуры по-прежнему сильно
забюрокрачены, издержки и сроки таможенного
оформления чрезмерно велики, что затрудняет
товарообмен, особенно кооперационные
поставки, и искажает экономическую эффективность
внешнеторговых операций.
Сегодня назрела потребность в изменении
целей и приоритетов таможенно-тарифной
политики. Если в 90-е годы Россия с помощью
импортного тарифа пыталась оградить
собственный рынок от иностранной конкуренции
и решить бюджетные проблемы, то на этапе
перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное
регулирование призвано стимулировать
и поддерживать хозяйственный подъем,
структурную перестройку и модернизацию
отечественной экономики, укреплять конкурентные
позиции российских компаний на внутреннем
и внешнем рынках. Наибольший положительный
эффект тарифные меры могут дать, будучи
составной частью общей стратегии динамичного
и устойчивого экономического развития,
нацеленной на повышение национальной
конкурентоспособности.
На современном этапе экономического
развития России основными задачами таможенно-тарифного
регулирования должны стать:
содействие модернизации экономики за
счет облегчения доступа российских компаний
к передовой зарубежной технике и технологии;
стимулирование конкурентоспособных
на внутреннем и мировом рынках производств,
на этой основе осуществление диверсификации
структуры народного хозяйства и формирование
обновленной внешнеторговой специализации
страны для более эффективного ее включения
в мировое хозяйство. В качестве основных
объектов покровительственной политики
следует рассматривать новые, высокотехнологичные
производства, а также отрасли, обладающие
экспортным потенциалом;
создание благоприятных условий для
развития производств, необходимых для
поддержания занятости, стабильности
и обеспечения экономической безопасности
страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической,
текстильной промышленности и некоторых
других);
поддержка производственно-технологической
кооперации российских и иностранных
компаний, прежде всего в наукоемких отраслях;
поощрение притока прямых иностранных
и российских инвестиций в перспективые
отрасли национальной промышленности
("импорт производств вместо импорта
товаров");
оптимизация географической структуры
импорта;
обеспечение сбалансированности и эффективной
конкуренции на внутреннем рынке;
унификация таможенного тарифа и других
инструментов таможенно-тарифной политики
с Белоруссией и Казахстаном - партнерами
по формируемому Таможенному союзу.
В современных условиях таможенно-тарифная
политика может и должна стать эффективным
инструментом смягчения и постепенного
преодоления кризисных явлений в отечественной
экономике, а затем - одним из ключевых
факторов послекризисного экономического
развития.
Список
используемой литературы
1. Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической
деятельностью. - М., ИТК "Дашков и
К", 2002.
2. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное
регулирование ВЭД. М., ИКЦ "МарТ",
2007.
3. Всемирная торговая организация
и национальные экономические
интересы (Колл. авторов; под ред. чл-корр.
РАН Королева И. С.). - М., "Наука", 2003.
4. Габричидзе Б.Н. Курс таможенного права
Российской Федерации. М., 2003.
5. Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование
механизма таможенно-тарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности РФ
// Российский внешнеэкономический вестник.
- 2009. - № 5.
6. Ершов А.Д. Основы управления
и организации в таможенном
деле: Учебное пособие. - Спб., 1998.С. 191.
7. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ
"О таможенном тарифе". М., 2001.
8. Козырин АН. Страна происхождения товара
и таможенные пошлины // Закон. - 1997. - №9.
- С.78-81.
10. Корчажкина Н.П. Роль таможенно-тарифного
регулирования в области внешнеторговой
политики Российской Федерации // Актуальные
проблемы финансов и банковского дела:
Сб. науч. тр. Вып.8. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.
11. Киреева А.П. Международная экономика.
Учебное пособие для Вузов. Ї
М., 1997.С. 204.
12. Носков И.Ю. Отдельные вопросы
налогообложения экспортно-импортных
операций // Финансовые и бухгалтерские
консультации. - 1997. - №11. - 15 - 25.
13. Новокшонов И. Таможенно-тарифное регулирование
внешнеторговой деятельности // Право
и экономика. - 1999. - №3. - 57-61.
14. Никольский С. О внешних таможенных
пошлинах. ѕ М.: 1865. С.12.
15. Назаренко М., Назаренко К. Таможенное
обслуживание внешнеэкономической
деятельности. - М., 2001.
16. Основы торговой политики
и правила ВТО. - М., "Международные
отношения", 2005.
17. Петров Ю. М,, Кудрявцева И, В. Практика
таможенного регулирования. - М.: Автор,
1994. - 448с.
18. Пефтиев В., Черновская В. Развивающийся
мир: глобализация или регионализация?
// Мировая экономика и международные отношения.
- 2000. - №7. - 39-47.
19. Рыбаков В. Тарифные преференции
во внешнеторговой деятельности
Российской Федерации // "Международная
экономика", №4, 2008.
20. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование
внешнеэкономической деятельности и таможенная
стоимость. - М., "Экономистъ", 2005.
21. Смитиенко Б.М. Всемирная торговая
организация и проблемы регулирования
международной торговли. М., 2000.
22. Теория, методология и практика
таможенного дела: Сборник научных
трудов / Под общ. ред.Н.М. Блинова. - М.:
РИО РТА, 1996. - С.43.
23. Филлипенко СВ. Таможенное регулирование
в системе государственного управления
Российской Федерации. - М.: РАГС, 1999.
24. Шишаев А.И. Регулирование международной
торговли товарами. М., Центр экономики
и маркетинга, 1998.
25. Экономика таможенного дела:
Учеб. - метод, пособие. - М.: РИО РТА, 1997.
Официальные и справочные материалы
и публикации.
26. Закон Российской Федерации "О
таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г.
№5003-1.
27. Проект документа "Основные
направления таможенно-тарифной
политики на 2011 год и плановый
период 2012 и 2013 годов"
28. Таможенный кодекс Российской
Федерации (от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ)
29. Таможенный тариф Российской
Федерации. Ставки ввозных и вывозных
пошлин. - М., 1991-2007.