Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 07:13, курсовая работа
После распада СССР Российская федерация, столкнувшись с рядом проблем, в определенной степени отстала в развитии от развитых стран Запада. Процесс совершенствования законодательства (не только таможенного) носит плановый характер и не сопряжен с социальными потрясениями, приведшими к серьезным последствиям. Не имея личного опыта в нормотворческой деятельности, соответствующего запросам современного правового общества, Россия стала активно применять пра-вовые нормы западных стран. Совершенствование законодательной базы направлено на то, чтобы достичь мирового уровня.
Введение
Глава 1. Декларирование товаров и транспортных средств как таможенная процедура
1.1 Понятие декларирования
1.2 Места декларирования
1.3 Субъекты декларирования
Глава 2. Совершенствование форм декларирования
2.1 Общее понятие о формах декларирования. Виды
2.2 Совершенствование письменной формы декларирования
2.3 Совершенствование электронной формы декларирования
2.4 Совершенствование иных форм декларирования
Заключение
Список использованных источников
а) фиксирование факта подачи таможенной декларации и документов;
б) контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации;
в) пересылку (получение) таможенной декларации (при необ-ходимости);
г) регистрацию (принятие) поданной таможенной декларации".
Графа №43 комплектов ТД3 и ТД4, а также графы ГТД, обозначенные заглавными буквами латинского алфавита "A", "C", "D", "D/J", "E", "E/J", заполняются должностными лицами таможенных органов. Остальные графы ГТД заполняются декларантом.
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
2.1 Общее понятие о формах декларирования. Виды
Таможенный кодекс закрепляет четыре формы декларирования (в различной учебной литературе – четыре формы предоставлении сведений при декларировании):
1. Электронная;
2. Письменная;
3. Устная;
4. Конклюдентная.
Письменная форма декларирования заключается в предоставлении таможенному органу сведений о товарах в письменной форме, т.е. в документарной. Примерами письменного декларирования товаров и транспортных средств являются:
1. Грузовая таможенная декларация (при перемещении товаров);
2. Заявление участника ВЭД (на использование специальных упрощенных процедур таможенного оформления и т.д.);
3. Книжка МДП (при перемещении товаров автомобильным транспортом);
4. Общая (Генеральная) декларация (при перемещении товаров водным транспортом) и т.д.
При декларировании товаров в письменной форме основным документом является грузовая таможенная декларация (ГТД). Она была введена в практику таможенного оформления товаров в нашей стране в 1989 году. Ее прообразом был единый административный документ (ЕАД), введенный в Европейском союзе (ЕС) и странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в соответствии с подписанной ими в 1987 году Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами. Введение ГТД в практику таможенного оформления сократило объем документооборота, позволило вести автоматизированную обработку данных.
Под электронным декларированием понимается выполнение процедур таможенного оформления и контроля исключительно на основе электронных документов и других компьютерных данных с использованием средств электронного обмена.
С начала 80-х гг. прошлого века практика электронного декларирования начала применяться сначала в США, а чуть позже в Японии, поэтому с середины 80-х гг. стали появляться международные конвенции и соглашения, стимулирующие участников внешнеторговых сделок и перевозчиков использовать электронные формы документов. В 1988 г. Международная организация по стандартизации (ISO) утвердила первые стандарты UN/EDIFACT (ЭДИФАКТ ООН), под которыми понимается комплекс справочников и правил, направленных на унификацию построения электронных сообщений в различных областях человеческой деятельности. Стремление к внедрению электронного обмена информацией во внешней торговле послужило одной из главных причин переработки в 1990 г. международных правил интерпретации коммерческих терминов "ИНКОТЕРМС". Согласно редакции 1990 г. применение средств компьютерной связи возможно при представлении сторонами различных документов (коммерческих счетов, документов необходимых для таможенной очистки, или документов, подтверждающих поставку товаров, а также транспортных документов). В соответствии со статьями правил интерпретации бумажные документы могут быть заменены электронной информацией при условии, что стороны договорились осуществлять электронную связь.
Конклюдентная форма декларирования товаров заключается в осуществлении декларирования товаров в устной форме путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, а также не имеется товаров, перемещаемых несопровождаемым багажом [3]. В современной таможенной практике декларирование через совершение конклюдентных действий практикуется в международных аэропортах, где организована система "зеленых коридоров". Пассажир, не составляя письменной декларации, путем выбора "зеленого коридора" заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу (вывозу) товаров [9].
Система "зеленого" и "красного" каналов в нашей стране начала функционировать с 15 августа 1989 года в соответствии с приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совете министров СССР. Первыми пунктами пропуска через государственную границу, в которых начала применяться "двухканальная" система, были аэропорты "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2".
Система "красного" и "зеленого" коридоров показала свою эффективность. Приказ от 22 ноября 2006 г. № 1208 "Об утверждении поряд-ка декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме" определяет обязанность по созданию этой системы, ее обустройству в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, морских (речных) портах, открытых для захода иностранных судов, портах, открытых для международных сообщений, аэропортах, открытых для международных полетов. "Красный" коридор предназначен для декларирования товаров в письменной форме, "зеленый" - в устной форме.
2.2 Совершенствование письменной формы декларирования
Как уже говорилось, основой ГТД стал единый административный документ (ЕАД), введенный в Европейском союзе (ЕС) и странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в соответствии с подписанной ими в 1987 году Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами. Однако со временем ГТД стала отличаться от единого административного документа. Кроме того, для таможенного оформления товаров, перемещаемых транзитом, в России был введен отдельный документ – Документ контроля доставки товаров (ДКД). В странах же Евросоюза и ЕАСТ единый административный документ используется универсально: при вывозе, ввозе и транзите товаров.
В 1994 году Россия и ее основной торговый партнер - Европейский союз - подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривает, в числе прочего, гармонизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление взаимосвязи между транзитными системами ЕС и России. Федеральная таможенная служба приучает себя и бизнес к работе по европейским правилам. С 1 января 2007 года вместо двух форм таможенных деклараций в таможенных органах начали использовать новые единые бланки таможенной декларации. При разработке нормативных правовых документов, устанавливающих правила применения нового таможенного документа, ФТС России решала следующие основные задачи:
1. базируясь на положениях Конвенций, максимально учесть особенности российского таможенного законодательства;
2. сохранить продиктованные практикой подходы к заявлению и получению сведений о перемещаемых товарах;
3. создать основу для последующего присоединения Российской Федерации к Конвенциям.
Минюстом России зарегистрированы основополагающие нормативные правовые акты, позволяющие применять в Российской Федерации единый защищенный таможенный документ при экспорте, импорте и транзите товаров, подготовленные ФТС России:
1. приказ ФТС России от 03.08.2006 № 724 "Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации" (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2006, рег. № 8226).
2. приказ ФТС России от 04.09.2007 №1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации" (зарегистрирован Минюстом 26.09.2007, рег. № 10183).
Многие вопросы в связи с введением новых бланков документов предстояло решить. Особо сильным было волнение в таможнях и таможенных постах:
1. долгое время к ним не поступала информация об этих документах;
2. неизвестны были причины введения новых бланков ГТД, непонятно их принципиальное отличие от старых;
3. неопределенными казались изменения в программных средствах, используемых таможней и т.д.
В интернет-интервью начальник Правового управления ФТС России Андрей Борисович Струков сказал: "Введение Единого административного документа происходит в целях совершенствования порядка декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, и унификации таможенных документов. Оно направлено на гармонизацию таможенного оформления с нормами Европейского союза и упрощение таможенных процедур, ускорение таможенного оформления и увеличение объема товарооборота. Новая форма грузовой таможенной деклара-ции/транзитной декларации соответствует форме Единого адми-нистративного документа (ЕАД). Порядок ее заполнения также отвечает требованиям ЕАД. Новая форма грузовой таможенной декларации позволяет использовать данный документ, оформленный на территории Российской Федерации, для таможенного оформления задекларированных в указанной декларации товаров на территории других государств, применяющих ЕАД".
Среди положительных результатов ведения новых бланков ГТД/ТД следует выделить следующие:
1) Значительное упрощение таможенного оформления и таможенного контроля;
2) Став частью европейской системы, Россия свяжет два центра мирового экономического развития и внешней торговли – Европу и страны азиатско-тихоокеанского региона, что повысит ее привлекательность как страны транзита между ними. Транспортный коридор Запад - Восток позволяет практически в два раза сократить доставку грузов между ЕС и странами ЮВА: через Россию они будут идти 16-17 дней вместо 30 дней через Индийский океан. Однако на деле возможности российского транзита крайне ограничены из-за неразвитости транспортной инфраструктуры. По статистике, средняя скорость движения грузов в ЕС составляет 60 км в час, у нас - 30 км в час, то есть в два раза медленнее. Присоединение к Конвенции является всего лишь одной из мер решения транспортной проблемы России. Нужно рассматривать данное международное соглашение не как "лекарство", а лишь как "стимулятор" строительства новых дорог и модернизации старых.
3) По данным Всемирной таможенной организации, для бизнеса расходы снизятся на 5 - 10 процентов от общей суммы таможенной сделки.
Многие эксперты утверждали, что первый год использования новых бланков ГТД будет периодом "притирания", "приспосабливания" таможенных органов и участников ВЭД к новой форме документа. Но опыт введения нового документа показал всю неправомерность данных утверждений.
Каждый комплект бланков новой ГТД/ТД состоит из пяти сброшюрованных листов, правила заполнения которых различаются в зависимости от таможенного режима, под который помещается перемещаемый товар.
Например, в связи с тем, что в соответствии с Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года графа 7 ЕАД – "графа декларанта" – заполняется по желанию пользователей и может содержать любой справочный номер, присвоенный данной партии товаров заинтересованным лицом, регистрационный номер грузовой таможенной декларации и транзитной декларации с 01.01.2007 будет проставляться в графе "А" – "графе таможенного органа". Поскольку в соответствии с указанной Конвенцией графа 50 ЕАД подлежит заполнению лишь при оформлении процедуры таможенного транзита, данное положение нашло свое отражение в новых правилах: сведения, ранее заявляемые в графе 50 ГТД, подлежат заявлению с 01.01.2007 в графе №44.
Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года не предусмотрено также заполнение графы 45 ЕАД при производстве оформления в стране экспорта. В связи с этим по новым правилам заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, графа 45 также не заполняется.
2.3 Совершенствование электронной формы декларирования
Сегодня в мировой практике электронное декларирование является приоритетным. Наша страна также планомерно постепенно переходит на него: еще в 2002 году российская таможня вступила на непростой инновационный путь декларирования, выпустив первую электронную декларацию. Сегодня новая форма работы в таможенных органах становится все более привычным делом. Все больше участников ВЭД заявляют о своем желании перейти на электронной декларирование, хотя в 2002 году инициатива таможни была встречена с недоверием. Прошло время и многие организации оценили преимущества новой формы декларирования. Но, к сожалению, на сегодняшний день доля электронных деклараций от общего числа оформляемых ГТД невелика. Так, по Шелеховскому таможенному посту Иркутской таможни удельный вес электронных деклараций достиг 14,5% в 2008 году [14].
На протяжении нескольких лет руководство ФТС совместно с ГНИВЦ, ГУИТ разрабатывают нормативно-правовую базу, программные средства, обеспечивающих реализацию технологии электронного декларирования. Среди документов, регламентирующих на данный момент технологию электронного декларирования, целесообразно выделить следующие:
1. Приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме".
2. Приказ ФТС России от 31 января 2005 г. N 64 "О решении коллегии ФТС России от 17.12.2004 "О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств".
3. Приказ ФТС РФ от 24.05.2007 №646 "Об утверждении порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования".
4. Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. №52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".
5. Письмо ГТК России от 19.07.2004 № 01-06/26462 "Об обеспечении условий для декларирования товаров в электронной форме".
6. Письмо ФТС России от 26.01.2007 № 01-06/2735 "Об отметках таможенных органов, проставляемых на бумажных копиях электронных ГТД".
В рамках данной курсовой наибольшее внимание будет уделено технологии электронного декларирования, существующей в таможенных органах, и проблемах, решение которых на ближайшее время станет основным направлением развития этой формы декларирования.
Таможенная декларация, подаваемая в электронной форме, определяется Инструкцией о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме как электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках формы ТД1 (ТД2) и ТД3 (ТД4) в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой тамо-женной декларации либо в таможенной декларации в виде письменного заявления, поданных в таможенный орган в электронной форме, в форматах, определенных ФТС России, и подписанных электронной цифровой подписью. В Инструкции утверждается, что в электронную копию ГТД должны вноситься все сведения, содержащиеся в в грузовой таможенной декларации, в т.ч. в дополнениях. В электронной копии ГТД не допускается ссылка на другие графы декларации в случае, если текстовые данные граф совпадают.
Применяемая в настоящее время технология обеспечивает подключение абонентского пункта брокера (декларанта) к ЕАИС и информационный обмен по выделенному каналу связи на уровне таможенного поста. Программные средства используются для проведения начального и заключительного этапов основного таможенного оформления должностными лицами структурных подразделений таможенного органа. [13]. Комплекс программных средств обработки сведений в электронной форме состоит из двух подсистем: подсистемы декларанта и подсистемы таможенного органа.