Создание и развитие российской таможенной системы в период с 1990-2000 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:01, реферат

Описание работы

В условиях становления в современной России новых экономических отношений возрастает научный и практический интерес к изучению исторического опыта формирования и осуществления таможенной политики России, а также роли и места таможенных органов в системе государственного управления. Переход экономики России на рыночные отношения обусловил необходимость возрождения таможенной политики как важнейшей сферы политической, экономической и правовой деятельности государства, неотъемлемого инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а вместе с ней и коренного преобразования российской таможенной службы.

Файлы: 1 файл

Челябинский Государственный Университет.docx

— 23.32 Кб (Скачать файл)

Челябинский Государственный Университет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: Основы таможенного дела. 
Реферат на тему 
«Создание и развитие российской таможенной системы

в период с 1990-2000 гг.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Литвинова  Елена. 
группа 21т-204

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013год.

Введение.

 
В условиях становления в современной  России новых экономических отношений  возрастает научный и практический интерес к изучению исторического  опыта формирования и осуществления  таможенной политики России, а также  роли и места таможенных органов  в системе государственного управления. Переход экономики России на рыночные отношения обусловил необходимость  возрождения таможенной политики как  важнейшей сферы политической, экономической  и правовой деятельности государства, неотъемлемого инструмента государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, а вместе с ней и  коренного преобразования российской таможенной службы. В этой связи  актуальное научное и практическое значение приобрела проблема востребования  исторического отечественного опыта  и традиций разработки и осуществления  таможенной политики, формирования соответствующего общественного мнения, его воздействия  на характер и направленности таможенных тарифов, всей таможенной деятельности.

Существенный интерес  представляет изучение таможенной политики России в период с

1990 – 2000 года.

Становление таможенной службы Российской Федерации - неотъемлемая составная  часть формирования атрибутов российского  государства и обеспечения его  суверенитета. Правовой основой и  организующим началом этого процесса стал Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина "О Государственном таможенном комитете РСФСР". Эта дата отмечается как начало создания современной  российской таможенной службы. Государственный  таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган  России. На него возлагалась ответственность  за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов. 
 

 

 

 

 

 

Формирование  таможенной политики.

ГТК России расположился в здании на Комсомольской площади. Создание ГТК определило начало трудного этапа  возрождения и становления российской таможенной службы (1991 - 1993 гг.). От бывшего  союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную  сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих  таможен. Общая штатная численность  таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с  международными правовыми нормами  и технически не оборудованными, увеличилась  на 13,5 тыс. км. В таких условиях возрождение  системы таможенных органов России при шлось начинать прежде всего с разработки новой концепции их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Потребности становления рыночной экономики в стране и процессы либерализации внешнеэкономической деятельности диктовали задачи превращения таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Для реализации этих задач требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю. Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 - 1995 гг., разработанной ГТК. Она определила приоритетное развертывание сети таможенных органов внутри страны, в крупных индустриальных центрах, а также пограничных таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела.

Намеченная программа в основном была выполнена. Об этом свидетельствовали  как динамичный рост сети таможенных органов, так и глубокие качественные изменения ее  состава. Особенно результативными в этом плане были 1992 - 1993 гг.  Более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы таможни и пункты пропуска были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвленнее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Территориально они создавались в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы. В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и др.). В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление таможенного дела на новых границах и на всей территории России. За три года существования российской таможенной службы в доход государства было перечислено более 18,5 трлн. руб. (неденоминированных).

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно  связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации "О таможенном тарифе" и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. В конце года таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики и таможенного  дела.  В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТО) - ныне Всемирной таможенной организации (ВТО).Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств - участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными  службами.  ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ в таможенных делах. По его предложениям Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур. Таможенный кодекс содержал положения об атрибутах и символах таможенной службы,  утверждаемых на государственном уровне.  8 июня 1993 года - приказом ГТК России был учрежден нагрудный знак "Отличник таможенной службы Российской Федерации". Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года ГТК России было разрешено учредить нагрудный знак "Почетный таможенник России".

 
     Таможенные службы в 2000 г.

Административная реформа, осуществленная в соответствии с  Указом Президента России от 13.05.2000 г. повлекла за собой изменения и в системе  таможенных органов. Вызвано это прежде всего учреждением института полномочных представителей Президента Российской Федерации и созданием в стране семи федеральных округов. В связи с этим 13 региональных таможенных управлений были реорганизованы в 7 управлений, действующих на территориях федеральных округов. Количество таможен сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постов увеличилось до 571 (вместо 507). Сформировалось новое территориально-структурное размещение таможенных органов России. 2000 год стал для таможенной службы России рубежным. Она включилась в осуществление кардинальной реформы таможенной системы государства. Ее необходимость была обоснована в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 8 июля 2000 г. Во главу угла были поставлены задачи оптимизации таможенного тарифа и коренного изменения системы таможенного администрирования.

В этом же году состоялось новоселье  ГТК России в комплексе зданий в Филях. Дальнейшее развитие получила и экспертная служба таможенных органов. Количество таможенных лабораторий  увеличилось с 15 до 39. Они оснащены современным оборудованием и  техникой для проведения химического  анализа и криминалистической экспертизы. В них сосредоточены квалифицированные  кадры. В результате значительно  возросла роль таможенных лабораторий  в проведении таможенного контроля, реализации мер тарифного и  нетарифного регулирования.  В 2000 г. ими проведено 30,7 тысяч экспертно-исследовательских работ. Достигнутый косвенный экономический эффект составил 1,2 миллиардов рублей Широкая информация и открытость таможенной службы для участников внешнеэкономической деятельности, всего общества - необходимые условие и средство обеспечения прозрачности и предсказуемости ее работы, формирования в общественном мнении положительных образов российской таможни и таможенника. Эти составляющие характеризуют стратегический курс таможенных органов России на сотрудничество и утверждение партнерских отношений с участниками внешнеэкономической деятельности. В этих целях по инициативе ГТК России создан Консультативный совет по таможенной политике. В него вошли руководители таможенных органов, объединений предпринимателей и бизнесменов. Аналогичные советы действуют при региональных (ныне территориальных) таможенных управлениях, таможнях. ГТК России заключил договор о сотрудничестве с Российской ассоциацией брокеров. Подобные формы сотрудничества содействуют выработке согласованных подходов к решению проблем упрощения и унификации процедур таможенного оформления и контроля, совершенствования тарифно-пошлинной политики, нормативно-правовой базы. Развивается инфраструктура, обеспечивающая оказание услуг в таможенной сфере. Последовательная реализация принятого курса направлена на преобразование российской таможни в новое качество - «таможню для клиента», которая по стандартам Всемирной таможенной организации представляет высший класс таможни - таможню нового века. 2000 год был ознаменован тем, что Совет Всемирной таможенной организации принял решение об использовании русского языка в качестве рабочего в работе Комитета по гармонизированной системе. Таможенная служба развернула активную работу по присоединению Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), которая определила основные черты и принципы деятельности таможни XXI века. В 2000 году был введен в эксплуатацию Международный автомобильный пункт «Сайменское» на российско-финляндской границе, рассчитанный на пропуск 1280 автомобилей в сутки.


Информация о работе Создание и развитие российской таможенной системы в период с 1990-2000 гг