Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:51, реферат
Названные субъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты.
Специальные субъекты - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой, которая определяется установленной законодательством компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на таможенные органы и их служащих конкретных задач и функций, а также объемом их прав и обязанностей.
Некоммерческие товары соответственно
не предназначены для торгового
оборота. В таможенном законодательстве
часто устанавливается
Источники таможенного права
Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня.
Основным критерием
1. Международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация.
2. Конституция РФ, нормы
которой являются нормами
3. Федеральные законы (в
том числе и законы сводного
характера -- кодексы), нормы которых
рассчитаны на длительный
4. Подзаконные нормативно-
Конституция РФ формирует
принцип законности (ст. 15), являющийся
одним из основных принципов осуществления
таможенного дела в Российской Федерации,
а также такие принципы как: равенство
всех перед законом и судом (ст.
19); неприкосновенность жилища (ст. 25); институт
обжалования и судебная защита прав
и свобод (ст. 46); гарантия на получение
квалифицированной юридической
помощи (ст. 48); презумпция невиновности
(ст. 49); гарантия на возмещение государством
вреда, причиненного незаконными действиями
или бездействием органов государственной
власти и их должностных лиц (ст.
53); действие закона во времени (ст. 54) и
другие. Все эти принципы, так
или иначе, имеют непосредственное
отношение к таможенно-
В систему источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К таким законам относятся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц -- субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение.
Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе». К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Таможенном кодексе РФ, а неясность на этот счет формулировки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве правовых конфликтов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешают подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.
Другим базовым законом
в системе источников таможенного
права является Закон РФ «О таможенном
тарифе», принятый 21 мая 1993 года. Этот закон
устанавливает порядок
К «чисто таможенным законам»
относится также и Федеральный
закон РФ «О службе в таможенных
органах Российской Федерации» от 21
июля 1997 года, который определяет порядок
прохождения службы в таможенных
органах, а также основы правового
положения должностных лиц
Немаловажное место в
системе источников таможенного
права занимает Федеральный закон
РФ «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности», который
определяет основы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности, порядок
ее осуществления российскими и
иностранными лицами, права, обязанности
и ответственность органов
Анализ законодательства
позволяет отнести к числу
источников таможенного права также
ряд федеральных законов, которые
содержат правовые нормы, регулирующие
отдельные аспекты таможенно-
1. Закон РФ «О вывозе
и ввозе культурных ценностей»,
который имеет целью
2. Закон РФ «О валютном
регулировании и валютном
3. Федеральный закон РФ
«О наркотических средствах и
психотропных веществах», который
устанавливает правовые основы
государственной политики в
4. Федеральный закон РФ
«Об оружии», который
Следующую ступень в иерархии
подзаконных нормативно-
Заключение
Итак, таможенные правоотношения
являются разновидностью управленческих
отношений, основываются на принципах
власти и подчинения и носят публично-правовой
характер. Одной стороной этих отношений
всегда выступает государство. И
поэтому они складываются из очень
разнородных отношений и
Для таможенных правоотношений характерен ряд специфических признаков, особенностей, выделяющих их из общего комплекса общественных отношений, урегулированных нормами права.
Таможенные правоотношения
неизменно представляют собой определенный
блок таможенного дела. Сфера социальной
жизни, отношения в которой могут
быть определены как таможенные, представляет
собой определенный элемент внешнеэкономической
деятельности. В качестве таможенных
могут быть определены только правоотношения,
непосредственно связанные с
перемещением через таможенную границу
государства товаров и
Таможенные правоотношения
обязательно предполагают участие
в них с одной стороны
Информация о работе Субъеты и объекты таможенных правоотношений