Сущность таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 23:06, реферат

Описание работы

Таможенно-тарифное регулирование рассматривается ГАТТ в качестве основного, а в перспективе – единственного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. В частности, в ст.11 ГАТТ записано, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы или на продажу для экспорта любого товара, предназначенного для территории другой страны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

Содержание работы

Введение
1. Сущность таможенного тарифа, виды тарифов
2. Принцип построения таможенных тарифов
3. Таможенные пошлины, виды таможенных пошлин
4. Таможенная стоимость товара
5. Налоговое регулирование
Заключение

Файлы: 1 файл

09.docx

— 35.34 Кб (Скачать файл)

Таможенная пошлина представляет собой денежный сбор, или налог, взимаемый государством с товаров, имущества, ценностей при пересечении ими таможенной границы. Как всякий налог, она, прежде всего, увеличивает размер стоимости товара и снижает его конкурентоспособность.

Стоимостные барьеры, которые создаются с помощью таможенных пошлин, различаются в зависимости от группы товара и от степени его обработки. По сырьевым товарам они невелики (0,5-2,6%), но значительны по готовой продукции (7-12%). В странах рыночной экономики в последний период просматривается тенденция тарифной эскалации , т.е. роста уровня таможенных пошлин по мере увеличения степени обработки продукции.

Здесь проявляется еще одна функция пошлин – протекционистская. Однако уровни таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от степени готовности товара и уровня экономического развития государств: по одним и тем же товарам они значительно выше в развивающихся странах, чем в развитых. Это объясняется необходимостью защиты отдельных отраслей национальной промышленности развивающихся государств. Таможенные пошлины используются также как инструмент торгово-политического соперничества на внешних рынках.

В международной практике тарифное регулирование включает несколько видов пошлин, которые связаны с порядком их установления.

Адвалорные пошлины предполагают обозначение процентной ставки по отношению к цене товара и применяются в большинстве стран. В тарифе США, например, их 80%. Применение адвалорных пошлин способствует увеличению таможенных сборов в условиях повышения мировых цен на продукцию обрабатывающей промышленности.

Специфические пошлины выражают размер пошлины в виде фиксированной денежной величины, взимаемой с физического объема (веса) единицы товара. Они характерны для развивающихся стран.

Смешанные пошлины означают одновременное применение адвалорных и специфических пошлин по отношению к одному товару.

В случае, когда таможенным органам предоставляется право взимания пошлины на их усмотрение (адвалорной или специфической), она считается альтернативной.

Принципиальным отличием адвалорной пошлины от специфической является то, что в случае роста цены пропорционально увеличивается сумма адвалорных пошлин.

В зависимости от страны происхождения товара таможенные пошлины делятся на максимальные, минимальные и преференциальные.

Максимальные (импортные) пошлины предполагают установление ставок для товаров, ввозимых из любой страны, минимальные – для товаров из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, и преференциальные – в отношении товаров из конкретно обозначенных стран или групп стран.

В зависимости от характера происхождения различаются автономные и конвенционные пошлины.

Автономные (ввозные) пошлины устанавливаются правительством в одностороннем порядке вне зависимости от существующих договоров и соглашений между государствами. Довольно часто они отличаются значительными размерами и впоследствии этого являются предметом двухсторонних и многосторонних переговоров и соглашений для снижения путем взаимных уступок.

Конвенционные (импортные) пошлины вырабатываются в процессе вышеназванных переговоров и фиксируются сторонами-участниками. Они не подлежат повышению без согласия сторон или сопровождаются компенсацией в форме тарифной уступки по другим позициям. Они получили в современный период широкое распространение, прежде всего в результате переговоров по линии ВТО.

Следует особо подчеркнуть, что в абсолютном большинстве стран таможенными пошлинами облагается импорт. Экспортные пошлины в настоящее время ни в одном развитом государстве не используются. Их применяют лишь отдельные развивающиеся страны.

Наиболее специфическая система экспортных пошлин и налогов существует в Аргентине, где экспортные товары делятся на две группы – традиционного (минеральное и сельскохозяйственное сырье, продукты питания и легкой промышленности) и нетрадиционного экспорта.

Пошлины взимаются лишь с товаров первой группы, кроме того, все экспортеры платят статистический (3%) и сельскохозяйственный специальный налог в размере 1,5-6%.

4. Таможенная стоимость товара.

Начисление и уплата импортной пошлины предполагает определение таможенной стоимости ввозимого товара, то есть реальной (не заниженной) базы для таможенных платежей и возможных штрафных санкций.

Таможенная стоимость товара определяется декларантом и заявляется при ввозе на таможенную территорию, предполагая предоставление подтверждающих ее сведений. При этом за каждый день отсрочки уплаты таможенной пошлины, обусловленной определением стоимости товара, взимается сбор в размере 0,2% от суммы предстоящего платежа.

В качестве основного документа, подтверждающего декларируемую стоимость товара, принимается счет-фактура, где указана цена сделки, включая некоторые дополнительные расходы (транспортные, комиссионные, по упаковке и т.п.). Однако если таможенные органы считают, что указанная в документе сумма не отражает действительной стоимости товара и завышена с целью уклонения от уплаты более значительного размера пошлины и налогов, они вправе для ее определения воспользоваться рядом других методов.

Согласно существующему порядку, таможенная стоимость может быть определена одним из шести установленных методов, каждый из которых применяется последовательно, если исключено использование предыдущего.

Методы и последовательность определения таможенной стоимости товара .

1. По цене сделки с ввозимыми  товарами (обязательный)

2. По цене сделки с идентичными  товарами

3. По цене сделки с однородными  товарами

4. Метод сложения стоимости

5. Метод вычитания стоимости

6. Резервный метод

Первый из методов определяет стоимость как величину, равную цене сделки, фактически уплаченной и подлежащей оплате экспортером с дополнительным включением компонентов, ранее не учтенных в цене: расходы по доставке до порта или места ввоза на таможенную территорию (транспортные, страховые, погрузо-разгрузочные), затраты покупателя (комиссионные и брокерские вознаграждения, оплата контейнеров и многооборотной тары, расходы по упаковке), часть стоимости материалов и услуг, предоставленных покупателем, а также лицензионные и другие платежи, часть прямого или косвенного дохода продавца от последующих продаж на российском рынке. Данный метод не может быть использован в случае имеющихся ограничений прав импортера на товар или установления тесной взаимосвязи и обоюдных интересов сторон (контрагентов) в процессе сделки.

Таможенная стоимость, определенная с помощью оценки двумя другими методами (вторым и третьим), означает, что за основу цены сделки принимается сделка с идентичным (однородным) товаром, скорректированная с учетом расходов покупателя (по доставке до места ввоза). При этом под идентичностью подразумевается равнозначность товаров по всем оцениваемым признакам (качеству, физическим свойствам, репутации на рынке), под однородностью аналогичные товары, имеющие сходные характеристики, компоненты и коммерческая взаимозаменяемость.

Методы четвертый и пятый могут применяться в обратной последовательности по усмотрению декларанта.

В одном случае стоимость определяется исходя из цены единицы товара, по которой оцениваемые (идентичные или однородные) товары продаются наибольшей партией на российском рынке, исключая расходы на комиссионные вознаграждения, таможенные платежи при ввозе (пошлины, налоги, сборы), затраты на транспортировку, страхование и погрузо-разгрузочные работы.

В другом случае оценка таможенной стоимости складывается из затрат на материалы и издержек изготовителя, включая расходы на обеспечение вывоза товара из страны его происхождения, а также прибыль экспортера в результате таких поставок.

Резервный метод базируется на данных мировой торговли и рынков, базирующихся на предоставлении таможенным органам необходимой информации о ценах на товары, поступавшие ранее из страны-импортера на российский рынок и рынки третьих стран или стоимости аналогичных товаров отечественного производства.

Однако эти цены не могут заменять цену сделки, указанную в контракте и счет-фактуре, а, следовательно, служить базовой основой для начисления таможенных платежей.

Импортеру может быть предоставлена отсрочка об уплате (до 30 дней) пошлины по одной партии товара при условии гарантийного обязательства уполномоченного банка или под залог товара. За отсрочку платежа назначается пеня в размере 0,3% за каждый день просрочки (при рублевом эквиваленте и 0,03% при оплате в СКВ). При невыполнении обязательств плательщиком или его банком, помимо взыскиваемой таможенной суммы платежа взимается с импортера или его банка, выдавшего гарантийное обязательство, весь размер начисленных пени в бесспорном порядке.

Предусмотрены и возврат ранее уплаченных импортных пошлин – при неправильном их начислении и в случае корректировки таможенной стоимости, при пересмотре ставок пошлины с учетом даты подписания контракта.

В условиях финансового кризиса и фискальных целей государства в 1998 г. Центральным банком принято решение об оплате таможенных пошлин непосредственно в таможне в наличной форме в СКВ без ограничения сумм платежа.

Начисление и уплата таможенных пошлин при ввозе товаров физическими лицами осуществляется на общих принципах импортного регулирования и производится в случае, если целевое назначение товара – производственная или коммерческая деятельность, а общая их стоимость и количество превышают установленные квоты и ограничения.

5. Налоговое регулирование.

Налоговое регулирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с тарифным, поскольку налог и таможенная пошлина оказывают прямое влияние на цену товара.

Роль налогового инструмента регулирования импорта особо возросла в связи с тенденцией снижения ставок таможенных пошлин в международной торговле. Импортные налоги, увеличивая цену иностранного товара, с одной стороны, ведут к сокращению его потребления на внутреннем рынке, снижению объемов импорта в целом, а с другой – к росту цен на национальные товары.

Налоги и импортные таможенные пошлины отличаются процессом взимания. Пошлина взимается только с иностранного товара в момент пересечения таможенной границы как плата за право ввоза. Налогом облагаются как иностранный товар, так и товары национального производства.

Заключение

Особая роль в разработке и формировании механизма тарифного и нетарифного регламентирования в международной торговле принадлежит межправительственным организациям и объединениям государств. К их числу относится Генеральное соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ), на базе которого в 1995 г. начала функционировать Всемирная торговая организация (ВТО); Совет таможенного сотрудничества (СТС) – Всемирная таможенная организация; Таможенный союз Европейского экономического сообщества, на долю которого приходится до 40% объема мировой торговли, Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК).

Среди них главное место всегда занимала ГАТТ, утверждая два основных принципа: свободу торговли и ликвидацию дискриминационных мер в мировой торговле. Наряду с этими принципами признается важность двух условий: реализация многостороннего торгового договора, остающегося правовой основой для внешней торговли большинства стран, и выработка кодекса правил и норм международной торговли, которые служат базой для формирования национальных механизмов регламентирования внешней торговли. В результате достигнутого единообразия и совместимости этих механизмов факторы, препятствующие развитию международной торговли, сведены к минимуму.

Исходной предпосылкой, на которой строилась договорно-правовая система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие стран путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности фирм и компаний на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.

Перечень особо значимых для развития торговли международных документов включает кодексы (свод правил): по таможенной стоимости, по импортным лицензиям, по добросовестной конкуренции, по гармонизации стандартов (ГС). На базе ГАТТ и по ее инициативе в рамках СТС был разработан ряд конвенций, регламентирующих, например, действие таможенно-тарифного механизма, послуживших основой формирования национальных систем таможенного регулирования внешней торговли.

Координационным и методическим центром в области таможенного контроля в международных торговых операциях является СТС, одно из главных направлений которого – создание единой унифицированной номенклатуры классификации товаров в таможенных тарифах, позволившей сопоставит уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, дать единообразное толкование ограничений и льгот в отношении конкретных товаров мирового рынка.

В числе других направлений – разработка и унификация стандартной таможенной документации и информационных систем, правил таможенного контроля и других вопросов, связанных с реализацией самих методов таможенного регулирования.

Информация о работе Сущность таможенного тарифа