Свободные экономические зоны в РФ и применяемые к ним таможенные процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Действуют СЭЗ более чем в 80 странах: в промышленно развитых странах - США, Японии, Германии, Великобритании, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах и в странах, переходящих к рыночной экономике. Через свободные экономические зоны проходит около 10% мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

3. При завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны исчисление таможенных пошлин, налогов, установленных для таможенной процедуры, под которую помещаются иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, производится с учетом особенностей, установленных Соглашением о СЭЗ.

4. Определение статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случае, если действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны завершается вывозом таких товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза или если такие товары не вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза, в отношении резидентов, зарегистрированных до 1 января 2012 года, и лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", осуществляется в соответствии со статьей 19 Соглашения о СЭЗ с учетом положений статьи 10 Соглашения о СЭЗ.

5. При завершении действия  таможенной процедуры свободной  таможенной зоны декларантом  товаров может выступать юридическое  лицо, которое являлось декларантом  товаров при таможенном декларировании  товаров в соответствии с таможенной  процедурой свободной таможенной  зоны, либо иное лицо, указанное  в подпункте 1 или абзаце пятом подпункта 2 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза.

6. В случае утраты лицом статуса резидента и выполнения им условий инвестиционной декларации оборудование, помещенное под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и введенное в эксплуатацию, и товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и использованные для создания объектов недвижимости на территории свободной экономической зоны, признаются товарами Таможенного союза, не находящимися под таможенным контролем, без уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений и без помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

7. В целях признания  товаров, указанных в части 6 настоящей статьи, товарами Таможенного союза резидентом должны быть представлены в таможенный орган письменное заявление, составленное в произвольной форме, и документы, содержащие сведения:

1) о резиденте;

2) о выполнении резидентом  условий инвестиционной декларации;

3) о помещении этих  товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

4) о вводе в эксплуатацию  оборудования, если заявление подается  в отношении оборудования;

5) о внесении записи  о праве собственности резидента  на объект недвижимости в Единый  государственный реестр прав  на недвижимое имущество и  сделок с ним, если заявление  подается в отношении товаров,  использованных для создания  объектов недвижимости на территории свободной экономической зоны.

8. К документам, подтверждающим  сведения о резиденте, относятся:

1) учредительные документы;

2) документ, подтверждающий  факт внесения записи о резиденте  в единый государственный реестр  юридических лиц. В случае, если указанный документ не представлен резидентом, по межведомственному запросу таможенного органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;

3) свидетельство о постановке  на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен резидентом, по межведомственному запросу таможенного органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки юридического лица на учет в налоговом органе;

4) свидетельство о включении  резидента в реестр. В случае, если указанный документ не представлен резидентом, по межведомственному запросу таможенного органа администрация свободной экономической зоны предоставляет сведения, подтверждающие факт включения юридического лица в реестр резидентов особых экономических зон.

9. Документом, подтверждающим  выполнение резидентом условий  инвестиционной декларации, является  соответствующее свидетельство,  выдаваемое в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.

 

2.2. Типы СЭЗ, организуемых в России 

Практика создания имеющихся  и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости  от целей и задач их можно разделить  на следующие основные типы:

    • комплексные зоны производственного характера;
    • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
    • функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными  признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для  привлечения крупного капитала с  обязательным развитием необходимой  инфраструктуры.

К комплексным зонам может  быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том  числе - СЭЗ в Находке, Калининградской  области, Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе  и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"), свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного  порта.

Отраслевые зоны (технологические  парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в  Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики  и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования  в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".

На выбор типа зон для  конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных  зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным  сообщением, аэропортом. Эти же условия  желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. 

 

2.3. Свободные экономические зоны в России: современное состояние 

Как было показано в разделе 1, основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его  политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.

Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон использовался  руководством союзных республик  в качестве инструмента политического  противодействия союзному центру, а  в преддверии выборов российского  президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения  руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало  средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям. И сегодня эта идея все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.

В отношении вопроса о  свободных зонах российское руководство  до сих пор действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало  льготы, то отбирало их, обосновывая  это общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 2000г, фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.

Вместе с тем, исходя из мирового опыта, курс на организацию  СЭЗ мог бы способствовать решению  ряда приоритетных для страны проблем  в области стабилизации и подъема  экономики, возрождения регионов, укрепления федерализма, развития внешнеэкономической  деятельности и международных контактов. Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства - четкой концепции  о роли СЗЗ в российской экономике  переходного периода не позволяет  вопросу о свободных зонах  находится в контексте важнейших направлений текущей политики.

Устройство свободных  зон должно регламентироваться четко  сформулированным законом, а не постоянно  меняющимися решениями исполнительной власти. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых  принимаемых по вопросу о зонах  правовых решений (будь то президентские  указы, постановления правительства  или даже парламентские акты) будет  неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования  хозяйственной деятельности, установленных  специальными разделами федерального законодательства (что и подтвердила  российская практика). Принятие же такого закона позволило бы упорядочить  многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв таким образом новый специальный  раздел в федеральном законодательстве - раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы  законодательства (налоговый, таможенный, валютный, банковский и т.д.). те дополнения и изъятия, без которых реальное развертывание зональной практики не представляется возможным.

Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных  зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так  и ее субъектов, можно считать  сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.

 

 

2.4. Некоторые проблемы развития российских СЭЗ

При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является самой насущной задачей  для развития зональной практики, прежде всего необходимо разрешить следующую проблему.

Функционирование СЭЗ  в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство  регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает  под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально  не ясна сегодня даже в отношении  небольших участков государственной  территории РФ (площадью в несколько  кв. км), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку  Конституция Российской Федерации  запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и  финансовых средств". Исключения допускаются  лишь в целях "...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей". Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных  СЭЗ на территории России.

Госдума РФ приостановила  ввиду этой неясности процесс  прохождения через российский парламент  федерального Закона "0 свободных  экономических зонах", направив весной 2005 г. по инициативе Комитета по экономической  политике соответствующий запрос в  Конституционный суд РФ с просьбой дать официальное толкование указанной  статьи российской Конституции.

Вторая проблема состоит  в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и  Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких  зонах лишь одну сиюминутную привлекательную  сторону - перспективу получения  льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом?

Информация о работе Свободные экономические зоны в РФ и применяемые к ним таможенные процедуры