ВВЕДЕНИЕ
Вступление России в ВТО, формирование
ЕЭП потребовали от таможни пересмотра
своих принципов деятельности. Последние
года ознаменовались не только коренным
изменением таможенного законодательства
РФ, но и изменения таможенного законодательства
стран-участниц Таможенного союза. Сейчас
возникает много вопросов по времени осуществления
таможенных операций. Дальнейшее развитие
этого направления не возможно без применения
новых информационных таможенных технологий.
За последние годы таможня значительно
продвинулась в разработке и широком внедрении
новых информационных таможенных технологий
с целью ускорения и упрощения порядка
осуществления таможенных процедур.
Главной задачей информационных
технологий является управление информацией
внутри таможенной системы с целью повышения
эффективности совершения таможенных
операций и таможенного контроля, а также
создание благоприятных условий для участников
внешнеэкономической деятельности и при
этом максимальное выявление нарушений
таможенного законодательства. В современных
условиях без использования информационных
технологий практически невозможно сделать
процесс совершения таможенных операций
быстрым и прозрачным.
Преследуя комплексный подход
по всем направлениям деятельности, особое
внимание ФТС уделяет внедрению и совершенствованию
таможенных операций, которые основаны
на организации взаимодействия с участниками
ВЭД на открытом интерфейсе взаимодействия
с использованием ассоциаций сетей Интернет
(то есть электронное декларирование,
электронное представление сведений).
- ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОЙ
ДЕКЛАРАЦИИ.
Таможенная декларация — документ, составленный по установленной
форме, содержащий сведения о товарах,
об избранной таможенной процедуре и иные
сведения, необходимые для выпуска товаров.
Таможенному декларированию подлежат
товары:
перемещаемые через таможенную границу;
при изменении таможенной процедуры
(например, таможенной процедуры временного
ввоза на процедуру таможенного склада);
являющиеся отходами, образовавшимися
в результате применения таможенных процедур
переработки на таможенной территории
и переработки для внутреннего потребления;
являющиеся остатками ввезенных
товаров для переработки и не использованных
в производственном процессе при применении
таможенных процедур переработки на таможенной
территории и переработки для внутреннего
потребления;
являющиеся отходами, образовавшимися
в результате уничтожения иностранных
товаров, при применении таможенной процедуры
уничтожения;
незаконно ввезенные на таможенную
территорию РФ и приобретенные лицом,
осуществляющим предпринимательскую
деятельность и не имеющим отношения к
незаконному перемещению.
Товары подлежат таможенному
декларированию при помещении под таможенную
процедуру. Таможенное декларирование
товаров производится декларантом либо
таможенным представителем, действующим
от имени и по поручению декларанта. Таможенное
декларирование производится в письменной
и (или) электронной формах с использованием
таможенной декларации.
При таможенном декларировании
товаров в зависимости от заявляемых таможенных
процедур и лиц, перемещающих товары, применяются
следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная
декларация;
4) декларация на транспортное
средство.
В декларации на товары
указываются следующие основные сведения:
1) заявляемая таможенная процедура;
2) сведения о декларанте, таможенном представителе,
об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых
для международной перевозки товаров
и (или) их перевозки по таможенной территории
таможенного союза под таможенным контролем;
4) сведения о транспортных средствах международной
перевозки и (или) транспортных средствах,
на которых товары перевозились (будут
перевозиться) по таможенной территории
таможенного союза под таможенным контролем;
5) сведения о товарах:
- наименование;
- описание;
- классификационный код товаров по Товарной
номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
- наименование страны происхождения;
- наименование страны отправления (назначения);
- описание упаковок (количество, вид, маркировка
и порядковые номера);
- количество в килограммах (вес брутто
и вес нетто) и в других единицах измерения;
- таможенная стоимость;
- статистическая стоимость;
6) сведения об исчислении таможенных платежей:
- ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных
сборов;
- применение льгот по уплате таможенных
платежей;
- суммы исчисленных таможенных пошлин,
налогов, таможенных сборов;
- курс валют, устанавливаемый в соответствии
с законодательством государства- члена
таможенного союза и применяемый для исчисления
таможенных платежей;
7) сведения о внешнеэкономической сделке
и ее основных условиях;
8) сведения о соблюдении ограничений;
9) сведения о производителе товаров;
10) сведения, подтверждающие соблюдение
условий помещения товаров под таможенную
процедуру;
11) сведения о представляемых документах;
12) сведения о лице, составившем декларацию
на товары;
13) место и дата составления декларации
на товары.
2. ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ
ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
Вопрос внедрения технологии
электронного декларирования чрезвычайно
важен и интересен. В этой связи необходимо
проанализировать международный опыт
применения технологий электронного декларирования,
имеющуюся нормативную правовую базу
по данному вопросу, а главное, подвести
первые итоги применения электронных
технологий в российской таможенной практике.
Учитывая постоянный
рост международной торговли и вступление
России в ВТО, особую важность приобретает
унификация таможенного законодательства,
в том числе, порядка электронного документооборота
на основе международных принципов и стандартов.
Согласно принципам Международной конвенции
от 17.05.73 «Об упрощении и гармонизации
таможенных процедур» (Киотская конвенция
1999), упрощение и гармонизация таможенных
процедур могут быть достигнуты при максимальном
практическом использовании информационных
технологий. В соответствии со стандартом
7.4 Киотской конвенции «Применение информационных
технологий» законодательство должно
предусматривать электронные способы
обмена коммерческой информацией в качестве
альтернативы требованиям предоставления
документов на бумажном носителе. Согласно
Федеральному закону от 3 ноября 2010 года
№ 279- ФЗ, Российская Федерация присоединилась
к Киотской конвенции.
С 2005 года таможенные
органы Европейского союза работают исключительно
на основе электронного декларирования.
В своем докладе на международной конференции
«Таможня и бизнес: международные и региональные
аспекты сотрудничества», состоявшейся
21 октября 2010 года, исполнительный директор
Российско-Германской Внешнеторговой
палаты Александр Маркус сообщил, что
чрезвычайно трудно подготовить по запросу
российской таможни экспортную декларацию,
поскольку в странах ЕС давно не применяется
декларирование на бумажном носителе.
Таможня Германии использует современную
информационную систему ATLAS, которая существенно
ускоряет процесс таможенного оформления.
В России внедрение
электронного декларирования зародилось
в 2002 году с принятием закона «Об электронной
цифровой подписи». В ноябре 2002 года в Москве
на таможенном посту «Каширский» Московской
южной таможни ЦТУ была оформлена
первая в России электронная декларация.
В июле 2004 году на Чертановском таможенном
посту в Москве начала действовать автоматизированная
система электронного декларирования.
Затем в течение нескольких лет эта технология
постепенно распространялась по территории
Российской Федерации, не имея большого
количества пользователей, в силу своей
дороговизны.
Массовое внедрение
электронного декларирования в России
началось после выхода в 2008 году приказа
Федеральной таможенной службы, разрешающего
использование интернета для передачи
данных в ведомственную сеть таможни,
а также устанавливающего требования
к подключению к ведомственной сети. Согласно
этим требованиям, абоненты могли теперь
подключаться к сети таможни не только
через собственный узел доступа, но и использовать
для этой цели готовые узлы информационных
операторов, одобренных Главным научно-информационного
вычислительного центра Федеральной таможенной
службы.
Осенью 2008 года были
выпущены первые грузовые таможенные
декларации по схеме интернет-
декларирования. В октябре 2010 года все
таможенные посты имели достаточную техническую
оснащённость для применения электронной
формы декларирования
В соответствии с Федеральной
целевой программой «Электронная Россия
(2002- 2010 годы)», осуществлялся перевод в
электронный вид процесса предоставления
государственных услуг по выдаче документов,
связанных с таможенным оформлением товаров.
27 августа 2010 года Президент России Д.А.
Медведев поручил правительству РФ с 1
января 2011 года обеспечить переход на
электронное декларирование при экспорте
и импорте товаров без предоставлении
в таможенные органы соответствующих
документов на бумажных носителях. Вместе
с тем в соответствии с переходными положениями
Федерального закона от 27.11.2010 № 311-
ФЗ «О таможенном регулировании» до 1 января
2014 года таможенное декларирование может
производиться по выбору декларанта
в письменной и электронной форме.
3. ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Электронное
декларирование – это создание электронной
копии таможенной декларации, сброс в
автоматизированную систему с помощью
специальных каналов связи, регистрация,
прохождение через форматно- логистический
контроль, с целью выявление ошибок и несоответствий.
Преимущества использования
системы электронного декларирования
очевидны – это возможность подачи таможенной
декларации на любой таможенный пост;
кроме того информация о таможенной декларации
становится доступной участнику ВЭД и
всем заинтересованным лицам таможенного
поста, таможни, РТУ; исключение предоставления
бумажных документов в таможенный орган;
а также возможность осуществлять контроль
за всем процессом совершения таможенных
операций, начиная от подачи таможенной
декларации и заканчивая её выпуском.
На первоначальном
этапе внедрения электронного декларирования
была предложена технологическая схема
оформления ЭД-1, в которой передаются
графические файлы, включая отсканированные.
Для подготовки и передачи этих данных
требуется специальное программное обеспечение.
Кроме того, брокер может подключиться
к ведомственной сети таможни только по
специально выделенным каналам связи.
Прокладка и эксплуатация этих каналов,
а также установка программного обеспечения
требует значительных финансовых затрат.
А нацеленность на использование графических
данных весьма ограничивает возможности
подготовки и контроля данных, что, в конечном
счете, снижает скорость оформления.
Схема ЭД-2, так называемое электронное
декларирование второго поколения, допускает
передачу данных по сети Интернет, хотя
и через специально оборудованный узел
доступа. При этом не обязательно создавать
собственный узел доступа, можно воспользоваться
услугами информационного оператора.
Для оформления используются формализованные
данные (то есть в виде электронного документа),
работа с которыми давно и хорошо отлажена
с использованием привычного для декларанта
программного обеспечения.
В этой схеме весь обмен данными —
в таможню и обратно из таможни (подтверждение
о приёме, регистрационный номер, протоколы
ошибок, подтверждение «выпуск разрешен») —
осуществляется с помощью открытого документированного
набора сообщений в формате XML через единый почтовый сервер.
Отправка документов на таможенный пост
осуществляется прямо с рабочего места
декларанта. Все изменения и дополнения
вносятся в декларацию в процессе обмена
электронными сообщениями с таможенным
инспектором.
На сегодняшний
день можно говорить, что Интернет декларирование
вытеснило декларирование по схеме ЭД1.
1 января 2011 года
вступила в силу «Инструкция о порядке
предоставления и использования таможенной
декларации в виде электронного документа»
№ 494 от 8.12.2010 года. Данная инструкция разработана
в соответствии со статьей 180 и 183 Таможенного
кодекса ТС и определяет порядок предоставления
и использования таможенной декларации
в виде электронного документа.
Процедура подачи электронной
декларации
Декларант при помощи специализированной
программы отправляет на таможенный пост
основной пакет электронных документов
в формате XML, содержащий декларацию на
товары, декларацию таможенной стоимости и опись документов.
Инспектор таможни проверяет
декларацию. При отсутствии критических
ошибок декларация регистрируется в системе
таможни (декларации присваивается номер).
При необходимости внесения исправлений
в декларацию, инспектор направляет декларанту
уведомление о необходимости внесения
изменений с перечнем ошибок. После исправления
ошибок, пакет электронных документов
отсылается повторно.
В процессе электронного оформления
инспектор таможни и декларант взаимодействуют
по следующим основным вопросам:
Инспектор отправляет запросы
на интересующие его документы, указанные
в Описи. Документы для предоставления
по требованию таможни создаются в электронном
виде и предоставляются также в формате
XML.