Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:39, реферат
Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — они приспосабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.
Структура таможенных органов, сложившаяся во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 года, с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА СССР В 80-Е ГОДЫ
2. ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС СССР 1991 КАК ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ЭТАПА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ (1986-1991 Г.Г.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
1. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА СССР В 80-Е ГОДЫ
2. ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС СССР 1991 КАК ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ЭТАПА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ (1986-1991 Г.Г.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В послереволюционной России и в дальнейшем – в СССР – процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. В целом в период – с октября 1917 года и по 1991 год – был накоплен ценный и полезный опыт, без учета которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное Российское таможенное право.
Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — они приспосабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.
Структура таможенных органов, сложившаяся во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 года, с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.
В период внешнеэкономической реформы (1986-1991 годы) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.
Логическое завершение данного этапа – принятие в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе». Несмотря на известный радикализм этих законодательных актов, создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.
1. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА СССР В 80-Е ГОДЫ
На развитие торгово-политических отношений СССР с зарубежными государствами был направлен таможенный тариф, утвержденный в апреле 1981 г. Он расширил ввоз товаров на преференциальной и беспошлинной основе, а также ужесточил правила ввоза в страну наркотических и психотропных веществ. Развитие внешнеторгового товарооборота, пассажирских и туристических потоков сопровождалось увеличением объемов работ таможенных органов.
Вместе с тем, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч.
Тарифу образца 1981г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% .
И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы", в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках.
Наиболее радикальный этап реформирования системы таможенных органов приходится на начало 1986 года, когда Главное таможенное управление Министерства внешней торговли было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) – самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Таможенная служба обрела определенную самостоятельность.
Этот этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.
Во-первых, с 1986 по 1989 г., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок экспортно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей таможен был контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли.
В этот период система таможенных органов развивалась в основном в организационно-правовом направлении. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и порядок деятельности органов таможенной системы (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР).
Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191[1] юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики, современного механизма таможенного контроля. Это обусловило изменения в функциональной направленности таможенных органов в последующий период.
Во-вторых, и после 1989 г., когда перешли к новым формам управления внешней торговлей и функции таможенных органов стали постепенно меняться, из-за недостаточно радикальной и последовательной реформы внутреннего хозяйства новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал. Поэтому новые юридически закрепленные функции таможенных органов имели декларативный характер и, в частности, функции, связанные с институтом таможенно-тарифного регулирования.
В-третьих, отсутствовала законодательная база для перестройки системы управления таможенным делом. Таможенный кодекс 1964 г., принятый по стандартам командно-бюрократической системы, не только перестал соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым министерствами и ведомствами подзаконным актам.
Статус таможен определялся рядом актов. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность местных таможенных учреждений, являлось Положение о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сентября 1982 г.
Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987—1990 гг. значительный рост числа местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число таможен увеличилось с 87 до 95.
Совершенствовались формы и методы повышения общетеоретической и профессиональной подготовки кадров. В январе 1989 г. был открыт Институт повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений. В 1987 г. была изменена форма личного состава таможенных органов СССР и введены новые наплечные знаки отличия. [2]
Перестройка хозяйственного механизма, в том числе и в сфере внешней торговли, предоставила предприятиям, учреждениям и организациям право непосредственного выхода на своих зарубежных партнеров, создала ситуацию, когда старые формы регулирования оказались не в состоянии в полной мере обеспечить соблюдение общегосударственных интересов.
В 1988 г. вводится обязательное декларирование товаров в специально созданных зонах таможенного контроля. С 1 апреля 1989 г. была введена таможенная декларация на перемещаемые через границу грузы. В итоге был принят бланк, по форме и содержанию соответствующий бланку Европейского экономического сообщества.
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции.
Начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников внешнеэкономической деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи, стоящие перед таможенными органами.
В это время были предприняты попытки трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе», проекты которых рассматривались в Совете таможенного сотрудничества (СТС) и штаб-квартире Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). И на эти законопроекты была дана положительная оценка о соответствии общим принципам, принятым в международной практике в сфере таможенного дела.
Эти документы внесли существенные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.
Предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе и международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган – региональные таможенные управления – таможни.
Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет.[3] Указом Президента СССР от 15 июня 1991 г. было утверждено и введено в действие Положение о нем. Существенно изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей.
Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 года, несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом.
Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами.
Именно в 80-х года XX века произошли коренные изменения в таможенной политике России, государство шло на пути к либерализации, отходя от протекционизма, таким образом приспосабливаясь к общемировому порядку.
В этот период орган - ГУГТК при СМ СССР - ответственный за выполнение таможенной политики России, получил свою автономность и статус союзного ведомства. Это послужило толчком к дальнейшему развитию таможенного дела в стране.
Изменения в таможенной системе привели к увеличению количества таможен, пересмотру вопроса об обучении кадров таможенной службы и принятию некоторых европейских стандартов.
Период становления таможенной системы обусловил значение нормативной базы, которой было уделено максимальное внимание. Нормотворчество – один из центральных вопросов 80-х годов.
Ряд документов внес существенные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.
ЛИТЕРАТУРА
1. Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) // Государство и право. -1992. -№ 10.
2. Кеворков В. Генерал Бояров. // Из истории таможни. –1999. -№2.
3. Таможенное дело России: сб. документов и материалов / Гос. тамож. ком. Рос. Федерации, Рос. тамож. акад. ; под общ. ред. Н.М. Блинова]. - М.: Автор : Юпапас,2000.
4. Таможенное право. Учебник для вузов./ Отв.редактор проф. Б.Н. Габричидзе. -М., 1995.
5. Шумилов М.М. История таможенного дела и таможенной политики России. - СПб. : С.-Петерб. фил. РТА, 2001.
[1] Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) // Государство и право. 1992. № 10.
[2] Марков Л. Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987
[3] Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М.: 1995
Информация о работе Таможенная политика СССР в 80-е годы XX века