Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:02, курсовая работа
В данной работе рассматривается таможенная реформа в середине XVII века, её результаты и завершение.
В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Шел процесс территориального разделения труда. Это способствовало росту внутренней торговли. Появились крупные торговые центры, постоянно действовали торговые ярмарки, где велась оптовая и розничная торговля. Развивалась и внешняя торговля, но большую часть доходов от нее получали иностранные купцы. На Севере торговым центром был Архангельск с английскими и голландскими торговыми дворами. Через Астрахань, где находились персидские и индийские торговые дворы, устанавливались торговые связи со странами Востока.
Введение
В данной работе рассматривается таможенная реформа в середине XVII века, её результаты и завершение.
В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Шел процесс территориального разделения труда. Это способствовало росту внутренней торговли. Появились крупные торговые центры, постоянно действовали торговые ярмарки, где велась оптовая и розничная торговля. Развивалась и внешняя торговля, но большую часть доходов от нее получали иностранные купцы. На Севере торговым центром был Архангельск с английскими и голландскими торговыми дворами. Через Астрахань, где находились персидские и индийские торговые дворы, устанавливались торговые связи со странами Востока.
Россия перешла к накоплению капитала прежде всего в сфере торговли. Расширялся обмен товарами между отдельными регионами. Рост экономических связей укреплял политическое единство государства.
Однако происходящие в стране позитивные процессы тормозились отсутствием всероссийского рынка, единой государственной таможенной системы и правового обоснования таможенных процедур на всей территории страны. Экономика не выходила за рамки народных промыслов, а внешнеторговые связи в большинстве случаев контролировались иностранцами, которые не выполняли установленные таможенные правила и препятствовали торговле местных купцов.
В итоге в стране назрела необходимость таможенной реформы. В Соборном уложении 1649г. были изложены нормы, предшествующие реформированию таможенного дела.
Выбранный мной материал для исследования я считаю актуальным, потому что таможенная реформа является неотъемлемой частью в истории таможенного дела.
Цель курсовой работы – узнать как можно больше о таможенной реформе в середине XVII века.
Логика работы строится по дедуктивному принципу, т.е. от общих теоретических вопросов движется к частным. Следуя поставленной цели и задачам, работа делится на соответствующие главы, которые, в свою очередь – на параграфы.
Предметом исследования является таможенная реформа в середине XVII века.
Объектом исследования является история таможни.
Структура работы включает введение, главы, параграфы, заключение и список используемых источников.
Глава I. Экономическое состояние Русского государства в начале XVIIв.
1.1 Внутренняя политика в начале XVII в.
Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности. Михаил Фёдорович (1613-1645) пошёл по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637г. - девятилетний сыск беглых. В 1642г. вновь был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян.
Завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию. В основе деления лежали формальные различия в обязанностях сословий по отношению к государству.
К первой категории относились служилые люди, находившиеся на «государственной службе» и получившие земельные и денежные оклады. Они, в свою очередь, подразделялись на служилых «по отечеству» и служилых «по прибору». К служилым по статусу были близки освобождённые от посадского тягла купеческие корпорации гостей, Гостиной и Суконной сотен. Основную массу населения составляли тяглые люди («несущие тягло», т.е. налоги в пользу государства) - посадское население и крестьянство. Третью группу составляли холопы.
Оправившись после войны и интервенции начала века, страна вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур.1
Промышленные предприятия купцов и земледельческие хозяйства крупных вотчинников и мелких служилых людей выбрасывали на рынок все большее количество избыточного продукта. При этом росла не только внутренняя, но и внешняя торговля. Образование всероссийского национального рынка было качественно новым явлением, которое подготовило условия для возникновения капиталистического производства и в свою очередь испытало на себе его обратное могущественное влияние.
Подводя итог, можно сказать, что внутренняя политика была направлена на восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности.
1.2 Причины
экономических преобразований
В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России XVII в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.
В это время происходят изменения в правительственной политике: 1682 г. отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство. 1649 г. признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности вотчина и поместье.
В XVII веке происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.
Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.
Конкуренция иностранных купцов на внутреннем рынке вызывала коллективные протесты менее богатых русских торговцев. В 20 — 40-е годы они подавали челобитные, жаловались, что от своих промыслов «отбыли и оттого оскудели и одолжали великими долги». Требовали ограничить операции иноземцев, а тех, кто несмотря на запреты русских властей вел розничную торговлю, высылать из страны.
Наконец, в 1649 г. английским купцам запретили торговлю внутри страны, потом всех их выслали. Причину в указе объяснили просто и бесхитростно: англичане «государя своего Карлуса короля убили до смерти». В Англии произошла революция, и ее участники во главе с Оливером Кромвелем казнили своего монарха, что в глазах русского двора было проступком явно предосудительным и непростительным.
По Таможенному уставу 1653 г. в стране ликвидировали многие мелкие таможенные пошлины, оставшиеся со времен феодальной раздробленности. Взамен ввели единую рублевую пошлину — по 10 денег с рубля, т.е. 5% с покупной цены товара (1 рубль = 200 деньгам). С иноземцев брали больше, чем с русских купцов. Новоторговый устав 1667 г. еще более усилил протекционистские тенденции в интересах русского торгово-промышленного сословия.
Таким образом начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию XVIIв. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня2.
1.3 Состояние
таможенного дела в начале-
Очередной поворот в таможенном деле был связан с преодолением удельных порядков и созданием Московского государства с его сложной и запутанной финансовой системой, множеством различных податей и сборов (денежных и натуральных), обширным государственным хозяйством. Именно в это время государство, испытывая острую нехватку подготовленных людей, с одной стороны, и необходимых денежных средств - с другой, стало прибегать к принудительным наборам представителей купечества (реже - посадских людей и черносошных крестьян) на казенную службу. Те из них, кому поручалось управление таможнями, становились «таможенными головами». При них состояли «целовальники». Еще чаще таможенные сборы отдавались на откуп.
Одновременно правительство
В XVII в. заметно усилилось
В 1649 году в России были отменены все привилегии иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Иностранные купцы платили гораздо большую таможенную пошлину, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.3
В итоге можно сказать о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в Москве существовали также Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению скот, сено и другие товары), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора.
Глава II. Таможенная реформа Алексея Михайловича
2.1 Система таможенного обложения при Алексее Михайловиче
В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655г. был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль над фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
Главными из косвенных
налогов при Алексее
Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины – 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.
Большое распространение получил в это время введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.
Во времена царствования Алексея Михайловича произошло одно из первых крупных волнений, связанных с установлением и взиманием налогов. Сложная политическая и экономическая обстановка в стране во времена царствования Алексея Михайловича вынуждала правительство прибегать к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу.
Таким образом, прямые налоги поднялись до 20%. В 1646г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд, который и послужил причиной народных волнений, названных впоследствии "Соляными бунтами".
2.2. Система таможенных органов по реформе Алексея Михайловича.
В 1648г. царь Алексей Михайлович
повелел подготовить новый
После принятия Соборного уложения государство осуществляет ряд мер, которые вошли в историю как таможенные реформы. Это диктовалось потребностью в развитии торговли, необходимостью отмены привилегий иностранцам, совершенствования таможенного обложения.
В 1649г. произошла отмена привилегий иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности. Однако он был настолько сложным и запутанным, что объективно требовал коренных изменений.