О распоряжении
изъятыми товарами и товарами,
на которые наложен арест, указывается в акте, отражающем
результаты проведения ревизии[22].
Распоряжение
невостребованными изъятыми товарами
по истечении двух месяцев
со дня окончания специальной
таможенной ревизии осуществляется
в порядке, предусмотренном главой
41 ТК РФ
Итоги
контрольно-ревизионной работы ФТС
за 2008 – 2009 г. Перспективы развития.
1. Итоги правоохранительной
и контрольно-ревизионной деятельности
Приволжского таможенного управления
за 2008-2009 год.
Защита
экономической безопасности государства, борьба с контрабандой,
незаконным перемещением наркотиков,
оружия, культурных ценностей - важнейшие
задачи таможенной службы, поэтому правоохранительная
составляющая является неотъемлемой частью
таможенной системы любого государства.
В 2008 году таможенными органами Приволжского
таможенного управления в результате
оперативно-розыскных мероприятий, проведенных
как самостоятельно, так и во взаимодействии
с российскими и зарубежными правоохранительными
органами пресечено контрабандное перемещение
через таможенную границу РФ более 13,8
тыс. ювелирных изделий, 1646 предметов имеющих
культурную или историческую ценность,
задержано свыше 578,8 тысяч единиц объектов
интеллектуальной собственности, изъято
19 единиц огнестрельного и иного оружия,
более 1,5 кг взрывчатых веществ, 106 боеприпасов,
17 единиц товаров военного и двойного
назначения.
Сегодня
российская таможня на деле
подтверждает свою готовность
поддержать законопослушных и
«открытых» участников внешнеэкономической
деятельности, помочь бизнес-сообществу в формирующихся
новых условиях внешней торговли, учитывая
предстоящее вступление России в ВТО.
Для многих представителей бизнеса работа
в рамках закона стала принципом деятельности.
Те же, кому удобнее находиться в «теневой
зоне» российского и международного экономического
пространства, по-своему трактуют либерализацию
законодательства, поняв ее как дополнительную
возможность для получения криминальных
доходов. Предотвратить преступление,
привлечь виновных к ответственности
и возместить причиненный ущерб государству
- задача правоохранительных подразделений
таможенных органов. В 2008 году таможенными
органами Приволжского региона возбужденно
398 уголовных дел по фактам нарушений таможенного
законодательства РФ. Из указанного количества
возбужденных уголовных дел, 372 дела возбуждено
по контрабанде, 19 дел - по уклонению от
уплаты таможенных платежей, 1 уголовное
дело возбуждено по ч 3 ст.189 УК РФ (незаконный
экспорт или передача сырья, материалов,
оборудования, технологий, научно-технической
информации, незаконное выполнение работ
(оказание услуг), которые могут быть использованы
при создании оружия массового поражения,
вооружения и военной техники) и 6 уголовных
дел возбуждено по ст.193 УК РФ невозвращение
из-за границы средств в иностранной валюте.
Стоимость незаконно перемещенного товара
составила более 360 млн. 228 тыс. руб., а размер
уклонения от уплаты таможенных платежей
составил более 108 млн. 366 тыс. рублей. Сумма
невозвращения валютной выручки составила
более 3 млр. 369 млн.968 тыс. руб.
Подведены
итоги контрольно-ревизионной работе
за 2009 год. Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
таможенных органов, организаций,
находящихся в ведении ФТС
России, проводились в соответствии
с планом, утвержденным приказом ФТС России от 9 декабря
2008г. № 1561.
План
проведения ревизий и проверок
на 9 месяцев 2009 года выполнен
в полном объеме. Контрольно-ревизионное
управление ФТС России и контрольно-ревизионные
отделы региональных таможенных
управлений провели 65 документальных ревизий. По
поручению руководителей ФТС России и
региональных таможенных управлений были
проведены девять внеплановых контрольных
мероприятия. Должностные лица контрольно-ревизионных
подразделений приняли участие в 44 различных
по тематике проверках, проведенных структурными
подразделениями ФТС России и региональных
таможенных управлений.
В процессе
ревизий и проверок, проведенных
контрольно-ревизионными подразделениями,
выявлены финансовые нарушения
по различным направлениям деятельности.
Типичные
нарушения связаны, как и ранее,
с невыполнением требований, установленных
законодательством Российской Федерации,
в части размещения заказов
на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд. Отмечен значительный рост
нарушений при начислении выплат должностным
лицам и работникам таможенных органов
и организаций, находящихся в ведении
ФТС России. Должностными лицами таможенными
органов и организаций, находящихся в
ведении ФТС России, не был организован
в полной мере контроль за заключением
и исполнением государственных контрактов
(хозяйственных договоров), расходованием
средств федерального бюджета, выделенных
на выполнение работ по реконструкции,
текущему и капитальному ремонту и обслуживанию
объектов таможенной инфраструктуры,
соблюдения порядка использования и эксплуатации
технических и автотранспортных средств.
Контрольно-ревизионными
подразделениями обеспечен контроль
за реализацией материалов проведенных
контрольных мероприятий и ходом устранения выявленных
нарушений. Представленные таможенными
органами, отчеты о проделанной работе
проанализированы на предмет их соответствия,
принятым ФТС России решениям, и полноты
предпринятых мер, направленных на обеспечение
соблюдения нормативных правовых актов
Российской Федерации, приказов и распорядительных
документов ФТС России, определяющих основы
и порядок использования средств федерального
бюджета и федеральной собственности.
По итогам
осуществленных контрольных мероприятий
проведено пять служебных проверок, 24
должностных лица привлечены к дисциплинарной
ответственности, 40 должностным лицам
уменьшен размер материального стимулирования.
При
реализации мероприятий, разработанных
по итогам ревизий, возмещено
1885,5 тыс. рублей. В ходе работы, направленной на
устранение недостатков, отмеченных ревизиями
прошлых лет, за 9 месяцев 2009 года довзыскан
ущерб в сумме 355,0 тыс. рублей.
Всего
за I квартал 2009 года подразделениями
таможенной инспекции ФТС проведено
2682 проверки.
Из них
в форме общей таможенной ревизии
– 805 проверок, в форме специальной
таможенной ревизии – 200 проверок,
в иных формах таможенного
контроля – 1677 проверки.
По результатам
проверок, проведенных подразделениями
таможенной инспекции в I квартале 2009 года, возбуждено 2232 дела
об административных нарушениях и 61 уголовное
дело. Наложено штрафных санкций на сумму
826 млн. рублей, доначислено таможенных
платежей на сумму 864,5 млн. рублей
2.
Перспективы развития таможенного контроля
В настоящее
время ведется активная работа
по Концепции развития Федеральной
таможенной службы. Ее главная
цель - прозрачность, упрощенность и
эффективность таможенного контроля.
Основным принципом Концепции
станет таможенный контроль в
виде сервиса, который основывается на таких
принципиально новых положениях, как:
использование системы управления рисками,
внедрение электронного документооборота
и электронного декларирования, применение
предварительного декларирования товаров
и транспортных средств, минимизация таможенных
формальностей в приграничных таможенных
органах, смещение концентрации контрольно-ревизионных
действий с этапа основного таможенного
оформления на последующие (после выпуска)
этапы. Предусматриваются, в частности,
сокращение числа таможенных пунктов,
устранение двойного (т. е. повторного)
таможенного контроля, внедрение систем
электронного отслеживания грузов - от
границы до региона реализации. Особое
внимание, по нашему мнению, должно быть
уделено системе электронного декларирования
товаров, с тем чтобы субъект хозяйствования
смог представить электронные документы
в предварительном режиме. Таможенные
органы получили бы возможность заранее
оценить их с точки зрения достоверности,
возможных операций контроля, анализа
рисков и так далее. Тем самым к моменту
поступления товара для таможенного оформления
заметно сократились бы и сроки проведения
контрольных процедур. Кроме того, электронное
декларирование позволяет исключить субъективизм
в принятии решения конкретным таможенным
инспектором и сделать единообразным
применение таможенного законодательства.
Следующий
шаг - это разработка унифицированных
электронных форм не только
собственно таможенных, но и различных
разрешительных документов, международных
накладных, счетов-фактур и т.д. Это позволит создать предпосылки
для решения более широкого круга задач,
допустим, в сфере международной электронной
торговли.
Выгода
от введения электронной системы
декларирования очевидна. Ведь даже
статистика свидетельствует о
том, что значительные финансовые затраты фирм
связаны именно с подготовкой бумажных
документов. Кроме того, электронное декларирование
способствует максимальной оборачиваемости
грузов, сокращению простоев транспорта.
За счет электронной технологии уже к
2010 г., по данным Федеральной таможенной
службы, минимум наполовину сократится
численность таможенных проверок и ассортимент
проверяемых товаров.
Менее
10 % импортных грузов и 8 % экспортных
будет проверять российская таможня
к началу 2010 г. Такое сокращение
в объеме проверяемых грузов произойдет
за счет развития информационных технологий.
Аналогичная система контроля давно отлажена,
например, между Бельгией и Голландией,
Австрией и Германией, Швецией и Финляндией.
Но эти страны давно согласовали не только
методы таможенного контроля, но и внешнеторговые
пошлины и стандарты качества товаров
и услуг во взаимной торговле. В России
реальное согласование режима и методов
таможенного контроля имеют место только
с Белоруссией и Казахстаном. Система
сквозного электронного контроля действует
пока на маршрутах Россия - Финляндия -
Швеция, что позволило более чем вдвое
ускорить таможенные операции с товарами
взаимной и транзитной торговли.
На смену
тотальному контролю на этапе
таможенного оформления приходят
система анализа и управления рисками и сильная
служба таможенной инспекции, которая
обеспечивает выборочный контроль. Принцип
выборочности реализуется путем применения
только тех форм таможенного контроля,
которые достаточны для обеспечения соблюдения
таможенного законодательства Российской
Федерации. При выборе форм таможенного
контроля используется система управления
рисками. При этом под риском понимается
вероятность несоблюдения таможенного
законодательства Российской Федерации.
Заключение
Таможенный
Кодекс Российской Федерации определяет
обязательное прохождение всех пересекающих
таможенную границу РФ товаров и транспорта
таможенного оформления и таможенного
контроля, который может выполняться в
различных формах в зависимости от того,
какую форму таможенного контроля таможенная
служба считает целесообразной для конкретного
случая. Однако тенденция увеличения эффективности
выявления нарушений таможенного законодательства,
характерная для последних лет, обусловила
развитие и использование таможенными
службами системы посттаможенного контроля
– контроля товаров после их выпуска с
таможенного пункта в соответствии с заявленным
импортером режимом. Чаще всего посттаможенный
контроль осуществляется в форме таможенной
ревизии и может выполняться в течение
года после выпуска товаров с таможенного
пункта в свободное обращение на территории
Российской Федерации.
Сегодня
деятельность любого юридического
или физического лица, связанная
с попавшими под проверку товарами,
вне зависимости от их участия
в процедуре таможенного оформления, попадает под юрисдикцию
таможенных органов, поскольку объектом
таможенной ревизии (таможенного контроля)
является именно импортированный товар,
владельцем которого может стать впоследствии
даже не участник ВЭД, а субъекты, ведущие
оптовую или розничную торговлю на внутреннем
рынке РФ.
ТК Российской
Федерации устанавливает две
формы таможенной ревизии –
общую и специальную, проводимые
согласно приказа ГТК России
"Об утверждении Порядка организации
и проведения таможенной ревизии" (от 6 ноября 2008 г. N 1378).
При
проведении таможенных ревизий
представители ФТС могут: требовать
предоставления любой (в том
числе банковской) информации и
документов, относящихся к использованию
ввезенных на территорию РФ
товаров; проводить осмотр помещений и досмотр товаров в присутствии
представителя юридического лица; выполнять
инвентаризацию товаров в соответствии
с НК РФ; в случае выявления нарушений
изымать товары и налагать аресты на товар.
Причем арестован или изъят может быть
товар любого количества и качественных
характеристик (оборудование, техника,
продукты, вещи, паркетный ламинат и другие
стройматериалы и т.д. и т.п.).
Список литературы
1. Таможенный кодекс
Российской федерации от 28.05.2003 N
61-ФЗ.
2. Приказ ГТК РФ от 06.11.2008 г. N 1378 «Об утверждении
порядка организации и проведения таможенной
ревизии».
3. Приказ ГТК
РФ от 16.09.2003 N 1023 "Об утверждении
форм документов, используемых при
проведении таможенной ревизии
и осмотра помещений и территорий,
и Инструкции по их заполнению".
4. Распоряжение
ФТС РФ от 28.07.2006 № 257-р «Об
утверждении Регламента действий
должностных лиц таможенных органов
при обнаружении фактов незаконного
перемещения автотранспортных средств
через таможенную границу Российской Федерации».
5. Письмо ГТК
РФ от 14.07.2004 N 01-06/25857 «О направлении
образцов документов».
6. Письмо ФТС
РФ от 22.11. 2004 № 21-12/7958 «О напрвлении
разъяснений по вопросу применения
положений статьи 376 ТК России».
7. Зырянова Т.В.
Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в
повышении эффективности государственного
финансового контроля. – М: Финансы и Кредит.
– 2007
8. Новиков А.Б.
Таможенный контроль в системе
административных процедур таможенного
дела // "Законодательство и экономика". – 2006. - N 12