Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:26, курсовая работа
В современном мире огромное значение имеют внешнеэкономические связи, развитие экономики страны на мировом уровне, эффективность внешнеэкономической деятельности. За редким исключением все страны втянуты в процесс глобализации, ежеминутно по всему миру заключаются торговые контракты, идут процессы поставки товаров, перевода валюты, огромным темпами растет и ужесточается конкуренция на международном рынке. В таких жестких условиях любая страна, желающая оставаться в лидерах и диктовать условия остальному миру, должна вести строжайший учет своей внешнеэкономической деятельности, анализировать данные и сводить их в систему показателей, которые создают четкую картину положения страны в мировой экономике.
Введение………………………………………………………………3
История развития статистики внешней торговли………………….5
1.1. Роль внешнеэкономической деятельности в
социально-экономическом развитии теории……………………….5
Методология ТС ВТ………………………………………………….9
2.1. Развитие методологии внешней торговли...………………..….9
2.2. Современные методологические положения
статистики внешней торговли………………………………….…..13
Анализ внешней торговли РФ с использованием данных
таможенной статистики…………………………………………….26
3.1. Показатели таможенной статистики внешней
торговли и основные методы их анализа………………………….26
3.2. Анализ основных показателей внешней торговли……...…....29
3.3. Факторный анализ………………………………………….…..30
4. Список литературы………………………………………………….31
З) товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения (статистическому наблюдению подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 евро);
4) товары для официального
(служебного) пользования дипломатических
и консульских
5) товары, предназначенные для обеспечения боеготовности и повседневной деятельности российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, а также находящихся в составе войск ООН, и товары, возвращаемые на территорию Российской Федерации российскими воинскими частями;
6) товары, не являющиеся предметом коммерческих операций:
- перемещаемые физическими
лицами не для коммерческих
целей, в том числе
- предметы обрядов и церемоний;
- фотографии, экспонированные и проявленные пленки, проекты, рисунки, кальки, рукописи, деловые бумаги, административные печатные бланки, грамоты, а также любой носитель информации, применяемый в рамках международного обмена информацией (в том числе иностранные стандарты, технические условия, технические описания и т.п.);
- товары, ввозимые и вывозимые физическими лицами, выезжающими или съезжающими на постоянное место жительства, а также беженцами и вынужденными переселенцами;
7) товары, поставляемые в рамках операций, при которых не пересекается государственная граница России:
- морские, речные суда
и летательные аппараты, предназначенные
для использования в
- рыба и все виды
морских продуктов,
- товары, добытые со дна моря в открытом море;
- бункерное топливо,
балласт, продовольствие и
- реэкспорт (в статистическом значении этого термина) без завоза в страну.
8) ввозимые в Российскую
Федерацию рыба и другие
9) товары, поставляемые в порядке удовлетворения рекламации, гарантийного обслуживания; ошибочные поставки товаров.
Однако существуют некоторые методологические особенности российской статистики внешней торговли, связанные с использованием национальной практики учета товаров, не соответствующие методологическим рекомендациям ООН:
- в экспорте/ импорте
РФ не учитываются почтовые
посылки, домашняя утварь и
скот переселенцев в связи
с проблематичностью
- рыба и морепродукты, проданные с борта российского судна в открытом море не включаются в экспорт страны, несмотря на то, что продукты морского промысла, разгружаемые в российских портах иностранными суднами, включаются в импорт страны. Поскольку рыба является важной статьей российского экспорта, улучшения сопоставимости и полноты статистических данных видится в использовании альтернативных источников информации, кроме грузовой таможенной декларации. Например, таким источником может стать использование электронных микрочипов, применяемых в таможенных службах США для регистрации и контроля транзитных товаров.
Важнейшей особенностью Методологии таможенной статистики внешней торговли является то, что, в отличие от ранее разработанной статистическими органами методологии, она построена на принципиально новой основе, а именно – исходными данными при ее формировании являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях (ГТД), заполняемых декларантами при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенная статистика внешней торговли ведет учет ввоза и вывоза товаров в натуральном (количественном) и стоимостном выражении.
Количественный учет наиболее полно отражает объемы международного товарооборота.
Большая часть товаров, обращающихся в мировой торговле, измеряется в весовых единицах: тоннах, центнерах, килограммах, английских фунтах и т.д.
При этом товары учитываются весом брутто или нетто. Под весом брутто принято понимать общий вес товаров вместе с тарой. Вес нетто - это чистый вес товара без внутренней и внешней тары. Ближайшая внутренняя упаковка, в которой непосредственно находится товар и вместе с ней поступает потребителю, входит в вес нетто. В таможенной статистике внешней торговли количественный учет товаров ведется по весу нетто.
Помимо весовых единиц измерения, количественный учет товаров ведется и в специфических единицах измерения, свойственных определенным товарам. Например, учет обуви ведется в парах, пиломатериалов - в кубометрах, Живых животных - по количеству голов; автомобилей, станков - в штуках и т.д. В этих случаях статистический учет товаров ведется по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения.
Учет географического распределения экспорта и импорта товаров производится по странам в соответствии с признаками происхождения и потребления товаров:
- экспорт отражается по стране назначения (потребления) товара;
- импорт отражается
по стране происхождения (
Если в момент поставки страна назначения или происхождения товара неизвестна, то экспорт отражается по стране продажи, а импорт - по стране покупки товара.
Страна назначения (потребления) - страна, известная на момент отгрузки для потребления, использования или дальнейшей обработки.
Страна Происхождения (производства) - страна, в которой товары были произведены или обработаны, где продукты сельского хозяйства были выращены, полезные ископаемые были добыты, а готовые изделия выработаны частично, т. е. под страной происхождения понимается та страна, в которой товар прошел последний этап обработки.
Страна продажи (покупки) - страна, на территории которой находится фирма или организация, продавшая или купившая товар, независимо от ее национальной принадлежности.
В соответствии с выходными формами таможенной статистики внешней торговли, утвержденными ФТС России, распределение внешней торговли Российской Федерации осуществляется по следующим группам стран:
- СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина);
- страны Центральной и Восточной Европы (Албания, Болгария, Босния, Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Югославия, Эстония);
- страны Европейского союза (ЕС);
- страны Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (Исландия, Норвегия, Швейцария);
- страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят страны ЕС, ЕАСТ, а также Австралия, Канада, Новая Зеландия, Турция, США и Япония;
- Организация стран-экспортеров
нефти (ОПЕК) (Алжир, Венесуэла,
Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар,
Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ,
Момент учета
Поскольку единственным источником формирования таможенной статистики внешней торговли является грузовая таможенная декларация, то учет экспорта и импорта при водных, железнодорожных, автомобильных и воздушных перевозках осуществляется одинаково, а именно - по дате разрешения таможенного органа на выпуск товара через границу, проставленной на грузовой таможенной декларации.
Датой ввоза и вывоза
товаров, поставляемых трубопроводным
транспортом, а также электроэнергии,
поставляемой по линиям электропередач,
считается дата приемо-сдаточного акта,
составленного на пограничных контрольно-
В соответствии с международными
договорами Российской Федерации и
законодательством Российской Федерации
федеральный орган
Публикация данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.
3. Анализ внешней торговли РФ с использованием данных таможенной статистики
3.1. Показатели таможенной статистики внешней торговли и основные методы их анализа
Статистическая информация по внешней торговле содержит данные о количестве и стоимости экспорта и импорта, сальдо внешнеторговых балансов, дает представление о стране происхождения и стране назначения того или иного товара, условиях поставки, ценах и т.п.
Исчисленные в денежном
выражении экспорт и импорт являются
основными экономическими показателями,
на базе которых рассчитываются средние
цены, эффективность внешней
Учет товаров, обращающихся во внешней торговле, осуществляется посредством не только стоимостных, но и количественных показателей, что позволяет получать данные о ценах конкретных сделок или среднестатистических ценах.
Для формирования таможенной статистики внешней торговли используется система первичных показателей, включенных в ГТД:
- отчетный период;
- направление товаропотока (ввоз или вывоз);
- страна происхождения при ввозе;
- страна назначения при вывозе;
- статистическая стоимость;
- код и наименование товара;
- вес нетто;
- код и наименование
дополнительных единиц
- количество по дополнительным единицам измерения;
- характер сделки;
- вид таможенного режима;
- категория отправителя (получателя) товара;
- регион (республика, край,
область, Г.Москва и г.Санкт-
Наряду с первичными показателями в аналитических целях рассчитывается система приведенных показателей:
Приведенные показатели позволяют обеспечить подготовку не только периодических публикаций по таможенной статистике внешней торговли, но и различного рода аналитических исследований, в частности, получение данных о развитии внешней торговли в региональном разрезе (региональная статистика), а также проводить анализ экспортно-импортных операций в разбивке по категориям участников внешнеэкономических связей.
Для более полного анализа изменений, происходящих в экспорте и импорте за определенный период, применяются методы сводки и группировки, анализа рядов динамики, факторный анализ взаимосвязей с применением дисперсионного, регрессионного, корреляционного и индексного методов.
Таким образом, таможенная статистика внешней торговли является одним из самым главных источников получения данных для анализа экспортно-импортных операций, торговой и географической структуры экспорта и импорта, изменение объема торговли в зависимости от цен и физического объема. На основе анализа данных производится прогнозирование дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности страны и регионов, разработка стратегии и корректировка ныне существующей тактики ведения внешнеэкономической деятельности.
3.2. Анализ основных показателей внешней торговли
На основе количественных числовых данных далее производится анализ первичных показателей, характеризующих степень вовлеченности страны в мирохозяйственные связи, раскрывающих структуру экспорта и импорта страны, определяющих экспортно-импортную направленность, а так же характеризующую зависимость страны от экспорта или импорта. Проведем статистический анализ на примере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2006-2010 г.г, рассчитаем показатели, проследим динамику и сравним с показателями других стран.