Таможенно-баковский валютный котроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Появление в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и нерезидентов Российской Федерации, было обусловлено особенностями экономического развития государства, попыткой защиты национальной валюты РФ, а также необходимостью систематизировать большое количество так называемых «валютных ограничений» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» существование которых создавало определенные трудности как для их толкования, так и для их практического применения.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия, цели и принципы валютного контроля 4
1.1 Объекты и субъекты валютного контроля 6
2. Сущность экспортных операций 9
2.1 Валютный контроль экспортных операций 9
3. Система валютно-экспортного контроля 12
3.1 Порядок оформления паспорта сделки 13
3.2 Таможенное оформление. Порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций по контракту 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Появление в действующем  законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и нерезидентов Российской Федерации, было обусловлено особенностями экономического развития государства, попыткой защиты национальной валюты РФ, а также необходимостью систематизировать большое количество так называемых «валютных ограничений» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» существование которых создавало определенные трудности как для их толкования, так и для их практического применения.

Конечно же, существование  такой нормативной базы нуждается в мощной практической поддержке, то есть подразумевает наличие административного механизма, способного в случае необходимости создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений привлечь к ответственности нарушителей. Необходимо отметить, что валютный контроль является только надстройкой системы валютного регулирования в целом (если такая система предполагает наличие валютных ограничений) и решает вполне конкретные задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества.

Итак, валютное регулирование, как часть денежно-кредитной  политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической  стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

 

 

 

 

 

1. Основные понятия, цели и принципы валютного контроля

 

 

Валютный контроль - это деятельность уполномоченных органов государства (органов и агентов валютного контроля), направленная на определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству Российской Федерации, включающая в себя проверку выполнения хозяйствующими субъектами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверку обоснованности платежей в иностранной валюте, проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Государственный валютный контроль может быть классифицирован по следующим критериям:

  1. По степени жесткости:
    • «жесткий» валютный контроль над всеми операциями резидентов с иностранными валютами, обычно полностью исключающий свободное обращение последних на территории страны;
    • «мягкий» валютный контроль, направленный на регулирование обращения валюты внутри страны, без жестких ограничений.
  1. По направлению товаро- и валютопотоков:
  • контроль над экспортной деятельностью и ввозом валюты;
  • контроль над импортной деятельностью и вывозом валюты.
  1. По национальной принадлежности валют:
    • контролю подвергается обращение валют определенных стран;
    • контроль обращения валют не зависит от их национальной принадлежности.
    1. Обращение валют внутри страны:
    • обращение иностранной валюты внутри государства, запрещается;
    • обращение иностранных валют внутри страны не запрещено.
  1. По временному критерию:
    • разграничение мер валютного контроля в зависимости от временной продолжительности сделок;
    • независимость прав и ответственность резидентов в отношении валютного контроля от длительности сделок.
  1. По валютному объему сделок:
    • дифференциация требований к резидентам со стороны органов валютного контроля в зависимости от сумм контрактов по внешнеэкономической деятельности;
    • независимость требований к резидентам от сумм экспортно-импортных контрактов и сделок с иностранной валютой.
  1. По продуктовому критерию:
    • установление валютного контроля над экспортно-импортными валютными операциями по стратегически важным товарным группам (золото, платина, ядерное топливо, новейшие технологии и т. п.);
    • отсутствие градации требований валютного контроля в зависимости от товарной номенклатуры экспортно-импортных валютных сделок.

Выше выделены только основные критерии классификации  видов государственного валютного  контроля. Любое правительство может  разработать дополнительно свои критерии и строить систему валютного контроля с помощью объединения свойств вышеназванных видов и свойств новых разработанных видов.

Основные принципы осуществления  валютных операций, полномочия и функции  органов валютного регулирования  и валютного контроля, а также структура валютных правоотношений регулируются Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  4. единство системы  валютного  регулирования и  валютного   контроля ;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Целью валютного  контроля является обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего  валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества; обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями.

    1. Объекты и субъекты валютного контроля

 

Основными направлениями   валютного   контроля  являются:

- определение соответствия проводимых   валютных  операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте  перед государством, а также обязательств  по продаже иностранной валюты  на внутреннем  валютном  рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей  в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности  учета и отчетности по  валютным  операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона к  валютным  операциям относятся:

- операции, связанные с переходом  права собственности и иных  прав на  валютные  ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Российскую  Федерацию, а также вывоз и  пересылка из Российской Федерации   валютных  ценностей;

- осуществление международных  денежных переводов;

- расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Субъектами рассматриваемых отношений  являются:

- органы и агенты  валютного   контроля ;

- участники экспортных операций.

В соответствии со ст. 11 Закона органами  валютного   контроля  в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации. Агентами  валютного   контроля  являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции  валютного   контроля . В частности, уполномоченные банки являются агентами  валютного   контроля , подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Физические  и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в  валютных  операциях в Российской Федерации (в том числе и при  экспорте ), делятся на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

- физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;

- юридические  лица, созданные в соответствии  с Российскими законами, с местонахождением  на территории Росси;

- дипломатические  и иные официальные представительства России за ее пределами и другие.

Нерезидентами считаются:

- физические  лица, постоянно проживающие за  границей, в том числе временно  находящиеся в России;

- юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством иностранных  государств с местонахождением за пределами России;

находящиеся в  России иностранные дипломатические  и иные официальные представительства, а также международные организации  и другие.

Объектом валютного  контроля являются урегулированные  законодательством Российской Федерации  сделки и иные действия, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе использование в качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а в ряде случаев и валюты Российской Федерации, перемещение через таможенную границу Российской Федерации (включая пересылку) валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов.

Объект валютного  контроля в сфере внешнеторговой деятельности значительно уже. Это  обусловлено особенностями внешнеторговой деятельности. Предметом её является предпринимательская деятельность в сфере международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, поэтому объектом валютного контроля во внешнеторговой деятельности являются:

  • валютные операции, вытекающие из заключенных экспортных и импортных сделок, по проведению расчетов;
  • внешнеторговые сделки, предметом которых являются объекты, отнесенные к валютным ценностям.

 

 

 

 

2. Сущность экспортных операций

2.1 Валютный контроль  экспортных операций

 

 

Положения валютного  законодательства РФ о контроле над  поступлением выручки от экспорта товаров  распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом  и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) (далее - резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее - контракт).

Действие валютного  контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:

  • между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
  • между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительством Российской Федерации;
  • между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.

Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.

Основной принцип  действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.

С целью осуществления  контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий  порядок действий экспортеров, органов  и агентов валютного контроля:

  • оформление паспорта сделки;
  • таможенное оформление экспортных товаров;
  • передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;
  • контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
  • передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;
  • конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля.

Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке представления  резидентами и нерезидентами  уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Информация о работе Таможенно-баковский валютный котроль