Таможенное дело и таможенная политика России во второй половине XVIII века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:45, реферат
Описание работы
В современных условиях развития рыночных отношений в России, увеличения внешнеторгового товарооборота, постепенной интеграции экономики страны в мировое хозяйство возрастает роль таможенной политики, как важнейшего инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Формирование и совершенствование таможенной политики невозможно без учета отечественного и зарубежного исторического опыта выработки и осуществления государством системы экономических, юридических и административных мер, таможенных правил и процедур, составляющих сущность таможенной политики. Интерес к истории таможенной политики обусловлен также усилением значимости таможенных органов в системе государственного управления в настоящее время, расширением их функций.
Содержание работы
Введение…………………………………………………3 1.Начало царствования Екатерины II (1762-1796). Распространение в России учений физиократизма и фритредерства. Отказ от охранительно-протекционистского курса. Учреждение Комиссии о коммерции (1763). Критика тарифа 1757 г. Таможенный тариф 1766 г. Таможенный тариф 1782года………….4 2.Создание в 1782г. особой таможенной пограничной цепи и стражи на западной границе Российской империи. Французская революция и изменения в международных отношениях и международной торговле, вызванные. Манифест Екатерины 1793 г. о фактическом разрыве экономических отношений с Францией. Тариф 1796г………………………………………………6 3.Неустойчивость таможенной политики в годы царствования Павла I (1796-1801). Разрыв 1800г. отношений с Англией и фактический отказ от тарифа 1797г. Правительственные указы начала 1801г………………..11 Список литературы ……………………………………….14
Министерство образования
и науки российской федерации
Государственное бюджетно-образовательного
учреждение высшего профессионального
образования
Российский государственный
торгово-экономический
университет (РГТЭУ)
Факультет таможенного дела
Кафедра таможенного дела
Реферат
по «Истории таможенного дела
и таможенной политики России»
тема: «Таможенное дело и таможенная
политика России во второй половине
XVIII в.»
Выполнена студентами
2 курса, группа № 26
Назаровым Г.Д.
Никифоровым А.А.
Игнатьевой Д.
Научный руководитель
Профессор Ахметов М.Г.
Москва 2013
Содержание
Введение…………………………………………………3
1.Начало царствования Екатерины
II (1762-1796). Распространение в России учений
физиократизма и фритредерства. Отказ
от охранительно-протекционистского курса.
Учреждение Комиссии о коммерции (1763).
Критика тарифа 1757 г. Таможенный тариф
1766 г. Таможенный тариф 1782года………….4
2.Создание в 1782г. особой
таможенной пограничной цепи
и стражи на западной границе
Российской империи. Французская
революция и изменения в международных
отношениях и международной торговле,
вызванные. Манифест Екатерины 1793 г. о
фактическом разрыве экономических отношений
с Францией. Тариф 1796г………………………………………………6
3.Неустойчивость таможенной
политики в годы царствования
Павла I (1796-1801). Разрыв 1800г. отношений
с Англией и фактический отказ от тарифа
1797г. Правительственные указы начала 1801г………………..11
Список литературы ……………………………………….14
Введение
Актуальность работы: В современных
условиях развития рыночных отношений
в России, увеличения внешнеторгового
товарооборота, постепенной интеграции
экономики страны в мировое хозяйство
возрастает роль таможенной политики,
как важнейшего инструмента государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности.
Формирование и совершенствование таможенной
политики невозможно без учета отечественного
и зарубежного исторического опыта выработки
и осуществления государством системы
экономических, юридических и административных
мер, таможенных правил и процедур, составляющих
сущность таможенной политики. Интерес
к истории таможенной политики обусловлен
также усилением значимости таможенных
органов в системе государственного управления
в настоящее время, расширением их функций.
Начало царствования
Екатерины II (1762-1796). Распространение в
России учений физиократизма и фритредерства. Отказ от охранительно-протекционистского курса. Учреждение Комиссии о коммерции (1763). Критика тарифа 1757 г. Таможенный тариф 1766 г. Таможенный тариф 1782года.
К середине XVIII в. таможенное
дело стало централизованным и осуществлялось
на основе единой таможенной политики.
Основные идеи, заложенные в законодательных
документах по таможенному делу на первом
этапе таможенной реформы, получили реализацию
и дальнейшее развитие.
Этому способствовала преобразовательная
деятельность в российском государстве
и издание ряда указов Екатерины II, направленных
на переустройство управления страны,
установление казенных цен на товары,
отмену отпусков, введение росписи доходов
и расходов, издание манифеста против
взяточничества. Завершено было дело о
секуляризации населенных церковных имений.
В 1765 г. была создана комиссия о государственном
межевании и капитальном деле. Были упорядочены
губернские учреждения, административные,
финансовые и судебные органы. При Коммерц-коллегии
была Главная над таможенными сборами
канцелярия, которую возглавил Президент
Коммерц-коллегии граф Э.Миних.
Вторая половина XVIII в. характеризуется
в основном фритредерскими тенденциями,
которых придерживались правящие круги
России. Новый тариф 1757 г. также колебался
от фритредерского к протекционистскому.
Его пошлины составляли 5–8
копеек с рубля ефимками. Ценовое значение
пошлин составляло 12,5 – 20% с цены товара.
Кроме пошлин, иностранные товары дополнительно
облагались специальным налогом от 6 до
16%. Следовательно, пошлины составляли
18,5 – 36%. Некоторые товары были обложены
пошлинами в размере до 60–80% стоимости
товара. На отпускные товары устанавливались
небольшие пошлины.
С принятием тарифа 1766 г. в таможенной
политике наметились новые тенденции.
Они формировались под воздействием Екатерины
II, которая исходила из учения физиократов
о том, что «земледелие есть первый и главный
труд, к которому людей поощрять должно,
второй есть рукоделие из собственного
произрощения».
Пошлины по новому тарифу составляли
12–30%. Наиболее дорогие товары с целью
противодействия контрабанде были обложены
незначительными пошлинами. Тариф не в
полной мере способствовал развитию промышленности
в России. Таможенные доходы накануне
его принятия составили 2881 тыс. рублей.
Дальнейшая либерализация таможенной
политики, получившая отражение в указе
1767 г. и манифесте 1775 г., способствовала
развитию предпринимательства в России.
В связи с принятием тарифа 1 марта 1767 г.
в указе, адресованном Сенату, говорилось,
что тариф издан в связи с недостатками
в прежнем, «которыя коммерцию российскую
удаляют от цветущего ея состояния». Тариф
этот составлен был без надлежащих правил
и изобилует великим неравенством пошлин,
положенных на товары равной надобности.
По тарифу запрещался ввоз следующих
товаров: хлебного вина, французской водки,
иностранной соли, бархата, тафты, парчи,
шелковой бахромы, шелковых лент, галунов,
меха, а также мышьяка и некоторых других
ядов. Запрещался отпуск (вывоз) золота
и серебра в монетах, в слитках и в деле,
леса, пороха, селитры, пряжи льняной и
накатной из чистой и чесаной пеньки, пакли.
Высокой пошлиной был обложен итальянский
шелк – 24 руб. 75 коп.
На направленность таможенной
политики в рассматриваемый период оказывали
влияние внешнеполитические акции иностранных
государств, их стремление затормозить
развитие экономики России и препятствовать
расширению торговли. Русское правительство
было поставлено в необходимость изменить
свою таможенную политику сообразно требованиям
и домогательствам тех государств, сближение
с которыми было желательно. Это нашло
свое отражение в тарифе 1782 г., который
освободил множество товаров от пошлин.
Средний таможенный сбор составил около
10%. В таможенной политике наметился либерализм.
2.Создание в 1782г.
особой таможенной пограничной
цепи и стражи на западной
границе Российской империи. Французская
революция и изменения в международных
отношениях и международной торговле,
вызванные. Манифест Екатерины 1793 г.
о фактическом разрыве экономических
отношений с Францией. Тариф 1796г.
Заботой государства являлась
охрана границы, как в политическом, так
и в таможенном отношении. Острота вопроса
объяснялась тем, что граница практически
была открыта для контрабандистов.
Форпосты находились друг от
друга на значительном расстоянии, их
охрана, состоящая из престарелых гарнизонных
солдат и малороссийских казаков, не справлялась
с возложенными на них задачами. Мало того,
ответственность за задержание контрабанды
офицеры и надзиратели нередко находились
в сговоре с контрабандистами, помогали
им в тайном провозе товаров. Контрабанда
шла через западные рубежи государства
широким потоком.
Узнав, что задержанная контрабанда
– это лишь маленькая толика огромной
массы товаров, уплывающих за рубеж и ввозимых
в Россию мимо таможен, Екатерина II повелевает
Сенату подготовить закон по созданию
специальной таможенной стражи, главная
цель которой состояла бы в закрытии границ
и задержании провоза контрабанды.
Именным указом Екатерины Сенату
от 27 сентября 1782 г. «Об учереждении особой
Таможенной пограничной Цепи и стражи
для отвращения потаенного провоза товаров»
в каждой западной пограничной губернии
учреждалась таможенная пограничная стража.
Она состояла из таможенных объездчиков
и пограничных надзирателей в таможнях.
Таможенные объездчики принимались на
службу советником казенной палаты (губернского
коллегиального органа Министерства финансов
по департаменту государственного казначейства)
«добровольно по контракту с надлежащими
свидетельствами от тех мест, где они службу
отправляли или жительство имели, об их
добром поведении и с поручительством
надежным». Предполагалось иметь 2 объездчиков
на каждые 10 верст и одного таможенного
пограничного надзирателя на каждые 50
верст по границе. Таможенные объездчики
должны были находится на местах им отведенных,
на дорогах или тропинках или в других
местах удобных для проезда, таможенные
надзиратели на каждых пятидесяти верстах
по границе при дороге, где как для тех,
так и для других должно быть устроено
жилище. В тех местах, где будут по границе
реки и озера, необходимо было иметь одно
или несколько легких гребных судов. Таможенные
объездчики обязаны были ежедневно один
– днем, другой ночью объезжать порученное
им расстояние для предотвращения попыток
перехода границы. Если объездчик не в
состоянии был сам задержать контрабандистов,
он должен был преследовать их до ближайшего
селения и там обращаться за помощью к
местным властям, а затем доложить об этом
надзирателю.
Поиск контрабанды стимулировался
передачей части конфискованных товаров
в пользу задержателей. Так же за поимку
таможенником беглого солдата или крестьянина
полагалась награда по три рубля за человека.
Таможенный надзиратель должен был объезжать
порученное ему расстояние и наблюдать
за объездчиками. Для более удобного
наблюдения за провозом товаров через
границу в наместничествах Киевском, Могилевском
и Полоцком надлежало иметь по одной таможни
в месте учрежденном генерал-губернатором.
Таможенная стража, как и таможни, находилась
в ведении казенных палат. По прошествии
года таможенных надзирателей и объездчиков
переводили с одного места на другое. Советник
казенной палаты таможенных дел должен
был осматривать таможню и пограничную
стражу минимум три таза в год, поправлять
все недостатки и наказывать виновных.
Однако, в скором времени обнаружилась
недостаточность принятых мер. В стремлении
остановить контрабандный поток правительство
Екатерины II пошло на крайность, издав
26 июня 1789 г. указ о запрещении с 10 сентября
привоза, ввоза и пропуска «в границы российския»
всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных
и прочих иностранных товаров «сухим путем
через таможни, в наместничествах Полоцком,
Могилевском, Киевском и Екатеринославском»
(т. е. через сухопутные таможни по западной
границе). Сильная сторона принятого решения
заключалась в том, что «всякому таможенному
служителю, объездчику, надзирателю, також
всем и каждому, какого бы звания ни был»
даже за содействие в поимке или обнаружении
контрабанды полагалась награда в виде
конфискованного товара за вычетом ввозной
пошлины.
Начиная с первых лет царствования
Екатерины II, шло постепенное уменьшение
пошлин. В 1782 г средний размер пошлин составлял
11%, а самая низкая 2 – 3,5%. Однако в период
её правления очень страдала внутренняя
и заграничная торговля. Тариф 1766 г. был
проникнут идеями умеренного протекционизма,
а 1782 г. – физиократизма. Эти быстрые перемены
не позволяли устраивать фабрики и заводы
т. к. был риск потерпеть убытки. Это свидетельствует
так же о том, что таможенная политика
в рассматриваемый период характеризуется
непоследовательностью и нестабильностью.
Однако все принятые меры способствовали
усилению товарооборота и росту внешнеторговых
центров, хотя доля России во внешней торговле
не соответствовала её потенциалу.
Тем не менее существенное влияние
на изменение таможенной политики России
в конце XVIII века оказали революционные
события во Франции. 10 августа 1792 г. там
была свергнута монархия, через два дня
семья короля оказалась под стражей; 20
сентября войска интервентов, вторгшиеся
во Францию, потерпели сокрушительное
поражение при Вальме; 21 января 1793 г.
состоялась казнь бывшего короля Людовика
XVI. Это событие потрясло монархическую
Европу.
8 февраля 1793 г. Екатериной II
был подписан указ «О прекращении
сообщения с Францией, по случаю
произшедшаго в оной возмущения и умерщвления
короля Людовика XVI, и о высылке французов
из России, изключая тех, которые под присягою
отрекутся от революционных правил, во
Франции распространившихся», прекративший
действие российско-французского торгового
договора 1786 г. и наложивший запрет на
заход в российские порты судов под французским
национальным флагом. Равным образом российским
купцам и судовладельцам запрещалось
посылать их торговые суда во французские
порты.
Спустя два месяца, 8 апреля,
правительство Екатерины II было принято
решение о пресечении ввоза в Россию «французских
товаров как на российских и на иностранных
судах, так и сухим путем». Одновременно
под предлогом точного и неукоснительного
исполнения указа, предотвращения злоупотреблений
и подлогов «в привозе запрещаемых товаров,
под названием будто бы в других местах
выделываемых», утверждалась роспись
иностранных товаров, которые были запрещены
к привозу в Россию через портовые и сухопутные
таможни.
Императрица также приняла
меры к организации новой антифранцузской
коалиции. В марте 1793 г. была подписана
конвенция между Россией и Англией об
обоюдном обязательстве оказывать друг
другу помощь в борьбе против Франции,
согласно которой запрещался отпуск во
Францию хлеба и других продовольственных
товаров, закрыть свои порты для французских
судов и препятствовать торговле Франции
с нейтральными странами. Эти меры были
также распространены на торговлю с Голландией
и другими государствами, оказавшимися
в зависимости от Франции. Указом от 20
мая 1796 г. голландским судам закрывался
доступ в российские порты. Это было первым
в истории страны 18 века случаем, что политические
соображения повлияли непосредственно
на постановления о заграничной торговле.
Таким образом, Екатерина II отказалась
от фритредерского курса, которого придерживалась
большую часть своего правления. При этом
следует отметить, что политические соображения
тесно переплетались с экономическими.
Это ярко проявилось на примере торговых
отношений с Англией. Сблизившись с англичанами
в борьбе с французской революцией Екатерина
возобновила торговый договор с Британией
1766 г., не высказав при этом требований
к англичанам признать принципы вооруженного
нейтралитета. С другой стороны, она запретила
всякую торговлю с Францией, но воспользовалась
также возможностью ограничить ввоз в
Россию большого количества импортных
товаров из других стран, подрывавших
российскую промышленность благодаря
либеральному тарифу 1782 г. Жертвой этого
нового протекционизма пала английская
полосатая ткань для нижних юбок, а вместе
с ней фарфор, зеркала, карты и многие предметы
роскоши - дорогая одежда, шляпы, перчатки
и т.п.