Таможенное дело как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - оценка эффективности управления таможенным делом на основе анализа принципов и методов управления таможенным делом.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. определение понятий принципов и методов управления.
2. рассмотрение таможенного дела как объекта управления.
3. определение принципов и методов управления таможенным делом в России, а также проблем связанных с их реализацией
4. рассмотрение истории управления таможенным делом

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ….......................................................................................................................3

ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ .................................................5

1.1. Понятие принципов и методов управления.................................................................5

1.2.Таможенное дело в качестве объекта управления......................................................15

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ В РОССИИ............................................................................................................22

2.1. История управления таможенным делом...................................................................22

2.2.Основные методы и принципы управления таможенным делом в России..............28
2.3.Проблемы реализации принципов и методов управления.........................................41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач2.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

Кафедра  таможенного,

 административного и финансового права

 

 

 

 

Таможенное дело как объект управления

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Студентки 3 курса 341 группы

направления Таможенное дело

юридического факультета

Тропиной Валерии Евгеньевны

 

 

Научный руководитель

ассистент кафедры таможен-

ного,административного и финан-

сового права                                       ______________                       ____________

                                                                 подпись, дата                                         инициалы, фамилия   

 

Зав. кафедрой

 к.ю.н.                                                  ______________                       ____________

                                                                 подпись, дата                                         инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

Саратов 2015 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ….......................................................................................................................3

 

ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ .................................................5

 

1.1. Понятие принципов  и методов управления.................................................................5

 

1.2.Таможенное дело в качестве объекта управления......................................................15

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ В РОССИИ............................................................................................................22

 

2.1. История управления  таможенным делом...................................................................22

 

2.2.Основные методы и  принципы управления таможенным  делом в России..............28

2.3.Проблемы  реализации принципов и методов  управления.........................................41

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................45

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................47  

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.

Эти обстоятельства определяют актуальность представленной работы.

Цель работы - оценка эффективности управления таможенным делом на основе анализа принципов и методов управления таможенным делом.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1.      определение понятий принципов и методов управления.

2.      рассмотрение таможенного дела как объекта управления.

3.      определение принципов и методов управления таможенным делом в России, а также проблем связанных с их реализацией

4.      рассмотрение истории управления таможенным делом

Предмет исследования в представленной работе - таможенное дело, объект исследования - управление таможенным делом.

Соответственно, работа состоит из 2 глав: в первой главе рассматривается понятийный аппарат настоящей работы, а именно дается определение принципов и методов управления, приводится их классификация и содержание, определение таможенного дела. Также здесь определяется таможенное дело как объект управления.

Во второй главе рассматриваются основные принципы и методы управления, реализуемые сегодня в таможенном деле и история управления таможенным делом. Кроме того, выделяются основные проблемы реализации принципов и методов управления таможенным делом.

В ходе исследования использовались учебные пособия по менеджменту, таможенному делу, нормативные акты в области таможенного дела, материалы интернета (официального сайта ФТС) и др.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

 

1.1 Понятие принципов и  методов управления

 

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления. В научной литературе описываются многие принципы управления.

 

 Различные авторы выделяют разное количество принципов управления и наделяют их разным содержанием. Причем дело здесь не, только в субъективном факторе - целях, знаниях, обобщенном опыте, практической и теоретической базе исследователей, но и, преимущественно, в различности областей исследования. Большая часть исследований в этой области посвящена управлению организацией, под которой понимается, как правило, коммерческое предприятие, либо же управление одним из элементов организации, как правило, человеческими ресурсами. Что же касается таможенного дела, то здесь большое внимание уделено принципам управления в таможенных органах. Управление в таможенных органах имеет свои особенности, в частности, таможенные органы, являются государственными органами, в которых субъект управления не является собственником, следовательно, не имеет потребности в управлении в общепринятом смысле этого значения. Кроме того, таможенные органы являются, по сути, обширной системой организаций, имеющей сложную структуру, в результате чего, процесс управления значительно усложняется. В нашем случае, объектом управления является таможенное дело, причем таможенные органы, в свою очередь, составляют один из элементов таможенного дела, которое представляет собой достаточно сложно организованный объект. Для того чтобы определиться с принципами управления применительно к предмету нашего исследования, обратимся к сущности принципа управления.

Принципами в научной теории называют основные положения, с помощью которых выстраивается теория, объясняются анализируемые факты. В системе государственного управления принципы выступают в - качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных государством. Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправленного процесса воздействия на общество, а также одновременно и собственно функционирования управляющего субъекта. Существенной особенностью принципов государственного управления является выраженность и закрепленность их в большинстве своем в правовых нормах. Правовое закрепление принципов, бесспорно, вносит большую конкретность и устойчивость в управленческие отношения . 1

Принципы управления весьма разнообразны. Принципы должны соответствовать как частичной, так и общей цели повышения эффективности деятельности. Принципы управления определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений. Таким образом, представляется целесообразным выделить следующие группы принципов управления:

 

· общеметодологические принципы, сформулированные на основе общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций;

 

· специфические, выделенные на основе особенностей объекта управления. К числу общеметодологических принципов управления могут быть отнесены:

1. научность;

2. системность и комплексность;

3. единоначалие и коллегиальность;

4. демократический централизм (делегирование полномочий);

5. принцип обратной связи.

 

Принцип научности. Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Одно из противоречий принципа научности - противоречие теории и практики. Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными системами, эффективного использования имеющихся ресурсов.

Другое важное противоречие принципа научности - единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления.

Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления.

Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, и прежде всего, комплекса наук о человеке.

Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению.

Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении.

Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность - развернуть их по горизонтали. Поэтому системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность - к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

 Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя.

Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Проблема заключается в том, что перед любой системой, образуемой субъектом и объектом управления могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу.

Принцип демократического централизма (делегирования полномочий). Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия - соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладает централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства).

Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творческим является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. На уровне систем государственных органов, например, таможенных, принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности региональных таможенных управлений, таможен, постов, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.

 Принцип обратной связи. Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенным делом, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений. Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. При достаточно обширном перечне принципов управления, выделяемых различными авторами, в качестве основных принципов управления можно выделить следующие: научность, системность и комплексность, единоначалие и коллегиальность, демократический централизм (делегирование полномочий), принцип обратной связи, а также группу специфических принципов.

Информация о работе Таможенное дело как объект управления