Таможенное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

За последние пятнадцать лет российская нефтяная промышленность претерпела масштабную трансформацию, которая снова вывела Россию в число крупнейших производителей нефти. Россия является вторым по величине (после Саудовской Аравии) экспортером нефти в мире и обеспечивает 12% мировой торговли нефтью.
Сегодня сложно представить время, когда роль нефти в международных отношениях, ее влияние на экономику и политику не становились одной из центральных тем в средствах массовой информации, особенно в нашей стране. Однако возникла нефтяная индустрия в России сравнительно недавно, лишь во второй половине XIX века: в 1846 году на Каспии, близ Баку, в те времена являвшегося частью Российской империи, была пробурена первая в мире нефтяная скважина.

Файлы: 1 файл

курсовая Михайловской.docx

— 207.63 Кб (Скачать файл)

Также необходимо отметить, что доля нефти продолжает падать, достигнув в 2012 году примерно 17% от ВВП. Связано это как с многолетней стабилизацией добычи нефти в России, так и с прекращением роста цен на нефть в последние годы. По текущему тренду доля нефти в ВВП к 2015 году может снизиться до 15%.

Интересно, что как в 2007 году доля федерального бюджета стала выше доли нефти в ВВП, что может говорить об увеличении доли потребительского рынка в ВВП.

 

2.2 Анализ факторов, влияющих на экспорт нефти из РФ

 

Культ нефти приобрел невиданные масштабы в 2005 году. В конце 2005 года Росстат сообщил, что по объемам добычи нефти в октябре 2005 года Россия опередила Саудовскую Аравию, увеличив ежесуточную добычу до 9,469 млн. баррелей нефти с 9,135 млн. баррелей в сентябре 2005 года. Ведущий экспортер нефти в мире - Саудовская Аравия - в октябре добывала 9,451 млн. баррелей в сутки, что на 62 тыс. баррелей меньше, чем в сентябре. Возникновение и широкое распространение концепции "энергетическая сверхдержава" – это, в известной степени, следствие и данного нефтяного рекорда. 

 Ключевыми факторами, от которых зависит экспорт нефти, являются: конфигурация, или набор, конверсионных технологических установок, позволяющих производить корзину нефтепродуктов определенной структуры и, соответственно, стоимости; качество сырья и нефтепродуктов, включая содержание светлых фракций в нефти, уровень серы, металлов и т.п. в нефтепродуктах; географическое положение - оценка логистических затрат поставок нефти и сбыта нефтепродуктов. – рост энергопотребления; усиление конкуренции за энергоресурсы: рост цен на энергоносители; рост энергосбережения; изменение региональных пропорций энергопотребления; повышение инфраструктурных рисков; повышение политических рисков.

Одним из основных факторов остаётся рост мирового энергопотребления – несмотря на внедрение новых энергосберегающих технологий, развитым странам в лучшем случае удается лишь  стабилизировать этот показатель. Поэтому сейчас прогноз обеспечения мирового потребления во многом зависит от того, сумеют ли развивающиеся страны переломить тенденцию опережающего роста энергопотребления за счёт снижения энергоёмкости экономики. Пока ответ на этот вопрос открыт.

 

 Государство за счет управления ставками различных налогов и пошлин создает в отрасли экономические стимулы для сохранения или развития производства, используя дифференцированное налогообложение экспорта нефти и нефтепродуктов с пониженной ставкой для нефтепродуктов. Каждая переработанная на заводе тонна нефти получает не только маржу переработки, но создает экономию на экспортной пошлине. Государство отказывается от дополнительных налоговых доходов в пользу поддержания отрасли. Данный механизм работает при наличии избыточных мощностей переработки в стране, так как в этом случае ценообразование на внутреннем рынке проводится от экспортной альтернативы.  В РФ субсидирование нефтепереработки ложится не на потребителей, а на государство. Механизм дифференцированных экспортных пошлин на нефть и продукты ее переработки подразумевает, что экспортная пошлина на продукты устанавливается ниже пошлины на нефть. При помощи данного механизма реализуется стимул для переработки нефти и экономии на экспортной пошлине. Так, в России с октября 2011 г. пошлина на экспорт основных нефтепродуктов установлена на уровне 66% пошлины на нефть, на бензин - 90% пошлины на нефть. Государство теряет часть налоговых поступлений от экспорта нефти, но балансирует внутренний рынок нефтепродуктов по ценам значительно ниже, например, европейских. 

Факторами, влияющими на экспорт нефти, которые могут быть улучшены, являются конфигурация и качество нефтепродуктов, так как логистическую позицию по нефти и нефтепродуктам улучшить практически невозможно. Таким образом, целью государства является постепенное замещение фискальной субсидии растущей прибыльностью переработки. Маржа переработки может расти с улучшением корзины нефтепродуктов НПЗ путем замещения дешевого мазута на дорогие и востребованные светлые продукты - бензин, керосин и дизель, а также замещения низкокачественных топлив стандарта Евро-2 на топлива Евро-5. Возможности управления качеством нефти в России значительно ограничены в силу наличия системы «Транснефть». 

Текущая налоговая политика не создает стимулов для инвестиций в конфигурацию: очень дорогие проекты с непонятной окупаемостью и высоким риском проигрывают другим инвестиционным опциям в нефтегазовом секторе и выводу излишней прибыли через дивиденды. 

Решением проблемы может стать дифференцированная система ставок экспортных пошлины на светлые и темные продукты. Российское правительство осознает, что данный механизм в наибольшей степени отвечает данной задаче. Поэтому, вводя налоговый режим «60-66» в октябре 2011 г., государство огласило свое намерение повысить экспортную пошлину на мазут в 2015 г. до 100% пошлины на нефть. Данное решение в случае сохранения текущей конфигурации приведет к сокращению налоговой субсидии на 45 $/т.

 

ГЛАВА 3. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЭКСПОРТА НЕФТИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

3.1. Меры тарифного и нетарифного регулирования нефти

 

По мере интеграции России в мировую экономику внешнеэкономическая деятельность, основу которой составляет внешняя торговля страны, становится все более важным фактором всей экономической жизни государства. В современных условиях регулирование ВЭД имеет целью обеспечить взаимодействие национальной экономики с внешним миром, создать условия для развития конкурентоспособности отдельных сфер экономики, а также сохранить экономическое равновесие и стабильность внутри страны. Во внешнеэкономическую деятельность включаются различные виды деятельности: внешнеторговая деятельность, валютные и финансово-кредитные отношения, производственная кооперация и инвестиционное сотрудничество.

Внешнеторговая деятельность - составная часть ВЭД, и, безусловно, роль внешнеторговых операция является приоритетной: именно внешнеторговые операции опосредуют любую ВЭД, а поэтому их современная роль и значение остаются определяющими в комплексе ВЭД.

Правовые основы взимания таможенных платежей, размеры таможенных платежей, порядок и сроки их уплаты, формы обеспечения уплаты таможенных платежей в Российской Федерации определяются актами таможенного законодательства Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации. К ним относятся: Таможенный кодекс Таможенного союза; международные соглашения, принятые государствами - участниками Таможенного союза в развитие положений ТК ТС (Соглашение от 9 декабря 2010 года "О порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Соглашение) и др.); Закон РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон "О Таможенном тарифе"); иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с вышеперечисленными документами (Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2006 года № 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ № 695) и др.).

Базой для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и нефтепродуктов является их физическая характеристика в натуральном выражении, а именно масса. Сумма вывозных таможенных пошлин, подлежащих уплате, определяется путем применения базы для исчисления вывозных таможенных пошлин и соответствующей ставки вывозных таможенных пошлин.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин различаются в отношении нефти сырой и нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, бензол, толуол, мазут и др.). Ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты, устанавливаются на срок один календарный месяц (размеры ставок в настоящий момент указаны в Постановлении Правительства РФ № 695), пример таких ставок представлен в приложении 718.

Согласно ст. 3 Закона "О таможенном тарифе", ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты устанавливаются Правительством РФ (в долл. США за тонну) с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с первого числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

Периодом мониторинга цен на сырую нефть на мировых рынках нефтяного сырья является период с 15-го числа каждого календарного месяца по 14-е число следующего календарного месяца включительно. Средняя цена на сырую нефть марки "Юралс", определенная в результате такого мониторинга, публикуется на официальном сайте Министерства экономического развития РФ ежемесячно в срок не позднее первого числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.

Продолжилась реализация дифференцированного налогового режима при экспорте нефти, добытой на труднодоступных участках недр. Так, для ряда месторождений  Восточной  Сибири  и  Северного  Каспия  сохранялась пониженная  ставка  вывозной  таможенной  пошлины,  уровень  которой  не

превышал 35% от уровня ставки вывозной пошлины на нефть.

Правительством Российской Федерации были приняты решения, направленные на  создание благоприятных  инвестиционных  условий  по  разработке  шельфовых месторождений Арктической зоны Российской Федерации, а также по добыче сверхвязкой  нефти  в  размере  10% от  действующей  ставки  вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на период до 10 лет.

Для  повышения транспарентности тарифного регулирования при экспорте углеводородов  в  2012  году осуществлялась  разработка единой  методики предоставления  льгот  по  вывозным  таможенным  пошлинам  на  нефть, добываемую  на  новых  месторождениях  углеводородов.

Были также внесены изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также подготовлен ряд нормативных правовых актов, устанавливающих четкие процедуры и критерии, на основании которых Правительством  Российской  Федерации  будут  приниматься  решения  по стимулированию новых инвестиционных проектов в добыче нефти.

Особенности реализации таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах будут  определяться  растущей  привлекательностью  России  и  Единого экономического  пространства  как  крупного  рынка  сбыта  для  несырьевой продукции зарубежных стран, в первую очередь товаров высокой степени переработки.

Среди задач и мер по адаптации экономик государств-членов Таможенного союза к условиям членства в ВТО и функционирования в рамках Единого экономического пространства в  сфере тяжелого,  в том  числе энергетического  машиностроения, химической  и  нефтехимической  промышленности – корректировка ставок ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию, узлы, комплектующие и технологическое  оборудование,  не  производимое  отечественными производителями;  вывозных  таможенных  пошлин  на  удобрения,  а  также корректировка ставок на синтетический каучук.

 

2.2 Совершенствование таможенного контроля нефти

 

В сфере таможенного регулирования экспорта  в 2014 и последующих годах продолжится постепенное снижение ставок вывозных таможенных пошлин в соответствии  с  обязательствами  Российской  Федерации в ВТО.

Так, предусмотрена полная отмена экспортных пошлин по 495 тарифным линиям по истечении  переходных  периодов в 1-5  лет  на  все  товары,  облагаемые действующими вывозными пошлинами, за исключением:

-минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ);

-лесоматериалов  необработанных  и  некоторых  видов  обработанных  лесоматериалов из ценных пород  древесины;

-лома черных и цветных  металлов;

-семян масличных культур, необработанных шкур и выделанной  кожи;

-осей железнодорожных  локомотивов.

По этим товарам (кроме топливно-энергетической группы) пошлины либо остаются на начальном уровне связывания, либо снижаются, но не до нуля.

По товарам,  не  вошедшим  в  закрытый  перечень  тарифных  обязательств  по экспортным пошлинам, Российская Федерация в целом сохраняет автономность в регулировании экспортного тарифа. Вместе  с  тем  необходимо  будет придерживаться положений Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским союзом о введении или повышении экспортных  пошлин  на  сырьевые  товары,  которым  введен  механизм предварительных консультаций перед  повышением вывозных  таможенных пошлин  на  товары,  которые  не  связаны  ограничениями  многосторонней торговой системы и по которым доля России на мировом рынке превышает 10%.

При этом импорт таких товаров должен являться чувствительным для внутреннего рынка торгового партнера.

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал постановление от 3 января 2014 года о снижении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и дизельное топливо. Об этом сообщает портал «ПравоТЭК». 

 

  Проект постановления «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года №276» был подготовлен Минэкономразвития России. Постановлением снижаются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и дизельное топливо. 

Размеры коэффициентов, применяемых в формулах расчёта ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, которые указаны в статье 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», изменяются на:

0,59 —  в период с 1 января до 31 декабря 2014 года включительно; 

0,57 —  в период с 1 января до 31 декабря 2015 года включительно; 

0,55 —  с 1 января 2016 года. 

Ставки экспортной пошлины на дизельное топливо уменьшаются с 66% до 65% в 2014 году, до 63% в 2015 году и до 61% в 2016 году, что позволит сохранить в нефтяной отрасли за период 2014–2016 годов порядка 50 млрд рублей и компенсировать негативный эффект «налогового манёвра» от повышения налога на добычу полезных ископаемых19.

Другим направлением работы станет реализация положений статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза по подготовке сводного перечня

товаров, в отношении которых в государствах–членах Таможенного союза применяются  ставки  вывозных  таможенных  пошлин  (в  том  числе  с обязанностью при их экспорте предъявлять документы для подтверждения страны происхождения). Данная работа будет направлена на урегулирование ситуации  с  реэкспортом  российских  налогооблагаемых  товаров  через территорию государств-членов  Таможенного  союза,  а  также постепенное

сближение позиций в Таможенном союзе по вопросу установления единых

вывозных таможенных пошлин в развитие Соглашения Таможенного союза о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008г.,  а  также  двусторонних соглашений  по  нефти  и  нефтепродуктам  с Белоруссией  и  Казахстаном. Поскольку вывозные таможенные пошлины играют  важную  роль в  формировании федерального  бюджета, основным вопросом при унификации является необходимость полного и своевременного перечисления  вывозных  пошлин  в  страну  происхождения экспортируемых товаров.20

В среднесрочной перспективе основой системы налогообложения экспорта в нефтяной отрасли станут параметры введенного в 2011 году режима «60-66», предполагающего создание стимулирующих условий для развития добычи нефти в  традиционных  регионах  (Западная  Сибирь,  Поволжье),  ускоренного инвестирования  в  процессы  вторичной  переработки  нефти  вместо  развития выпуска продуктов первичного передела – мазута, нафты и битумов. Реализация такого сценария должна стать подготовкой к внесению изменений в систему налогообложения отрасли.

Информация о работе Таможенное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации