Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа
В данной работе рассматривается таможенно-тарифная политика СССР в 60 – 80-х годах ХХ века, история ее развития и совершенствования.
Основной задачей данной работы является выяснение этапов развития таможенной системы СССР с послевоенного периода и до коренной перестройки структуры таможенных органов во второй половине 80-х годов, либерализация внешней торговли и внедрение элементов рыночной экономики.
1) Введение………………………………………………………..........3
2) Таможенная система СССР в послевоенный
период и в 60-х годах………………………………………….........4
3) Совет экономической взаимопомощи.
Внешнеэкономические связи СССР..................................................8
4) Интеграция таможенных служб стран
Совета Экономической Взаимопомощи...........................................9
5) Преобразования таможенной системы
СССР в 80-х годах................................................................................13
6) Заключение...........................................................................................17
7) Список источников и литературы......................................................18
Контрольно-курсовая работа
«ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА
В 60-80-х ГОДАХ ХХ ВЕКА»
СОДЕРЖАНИЕ
период и в 60-х годах…………………………………………....
Внешнеэкономические
связи СССР....................
Совета Экономической
Взаимопомощи..................
СССР в 80-х годах.........................
Развитие таможенного дела СССР и его приоритетов тесно связано с расширением политических и внешнеэкономических связей страны. Особый интерес представляет собой изучение эволюции таможенного дела как института обеспечения экономической безопасности государства и как инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности.
В данной работе рассматривается таможенно-тарифная политика СССР в 60 – 80-х годах ХХ века, история ее развития и совершенствования.
Основной задачей данной работы является выяснение этапов развития таможенной системы СССР с послевоенного периода и до коренной перестройки структуры таможенных органов во второй половине 80-х годов, либерализация внешней торговли и внедрение элементов рыночной экономики.
После окончания Второй мировой войны основной задаче Главного таможенного управления СССР налаживание работы таможен. В первые послевоенные годы обстановка на границе была сложной, характеризовалась неустроенностью таможен и таможенных постов, таможенная система переживала трудности с кадрами, их обеспечением. Поэтому в первую очередь было обращено внимание на укрепление кадров, а учитывая острую проблему питания, для таможенников выделялись специальные пайки. Для проверки работы таможен при ГТУ была создана специальная ревизионная группа.
В послевоенный период было издано множество документов, относящихся к таможенным операциям. А в 1963 году был издан двухтомный сборник нормативных документов для таможенных учреждений, который состоял из 13 разделов.
1. Организационные
вопросы. В этот раздел
2. Таможенный контроль
за грузами. В данном разделе
помещены документы,
3. Таможенный контроль в морских портах.
4. Таможенный контроль на железнодорожных станциях.
5. Таможенный контроль в аэропортах.
6. Таможенный контроль
в речных портах и на
7. Таможенный контроль
за предметами валюты и
8. Таможенный контроль
за грузами и предметами
9. Таможенный контроль за международными почтовыми отправлениями.
10. Ответственность за нарушение таможенных правил и за контрабанду.
И. Таможенные сборы.
12. Международные соглашения по таможенным вопросам.
13. Учет и ответственность.1
В 60-х годах ХХ века правовое регулирование таможенных отношений осуществлялось в соответствии с новым Таможенным кодексом СССР, который был принят в 1964 году. Положениями Таможенного Кодекса предусматривались 3 главные задачи таможенных учреждений: осуществление контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Общие положения кодекса и его отдельные разделы свидетельствуют о принципе централизации таможенного дела в СССР на основе передачи прав в этой сфере союзных республик центральной власти. Таможенная система СССР состояла из центральных таможенных органов и местных таможенных учреждений. В кодексе были четко определены порядок подчиненности, отчетности таможенных учреждений, их функции, взаимодействие таможенников с пограничными войсками. Таможенные органы выступали от имени государства и были наделены государственными знаками и символами (флагом таможенных учреждений, эмблемой).
Основные виды таможенных операций, предусмотренные Кодексом, определялись в зависимости от способа перевозки пассажиров, условий и требований, которые предъявляются к пропуску груза. На таможенные органы возлагалась ответственность за непосредственную борьбу с контрабандой, в Таможенном кодексе Контрабанда квалифицировалась как незаконное перемещение через государственную границу СССР грузов (товаров, ценностей и других предметов).
В 50-е годы было усовершенствовано тарифное законодательство. Свод таможенных тарифов состоял из следующих разделов: общий таможенный тариф по привозной торговле; общий таможенный тариф по вывозной торговле; привозной тариф для стран Востока; тариф для товаров афганского происхождения; дифференцированный таможенный тариф для товаров, привозимых через Мурманский порт; конвенционные ставки таможенных пошлин на некоторые товары, специально оговоренные в торговых соглашениях с иностранными государствами. Тарифные ставки, изложенные в дополнительных документах, учитывались при осуществлении таможенных операций и способствовали совершенствованию таможенного контроля.2
Постановлением Совета Министров СССР от 28 июля 1961 г. № 671 был утвержден новый Таможенный тариф СССР. Он вводился в действие с 1 октября 1961 г. В нем учитывались изменения, происшедшие в послевоенный период в мировой торговле, а также новые взаимоотношения между странами — участниками Совета Экономической Взаимопомощи. В этой связи минимальные ставки пошлин, предусмотренные в тарифе, применялись к товарам (если не был предусмотрен их беспошлинный ввоз), происходящим или ввозимым из стран, которые применяют к советским товарам, ввозимым в эти страны, режим, наиболее благоприятствующий нации в отношении таможенного обложения, максимальные ставки пошлин — к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые этого режима к советским товарам не применяют.3
В период действия данного Таможенного кодекса совершенствовалась таможенно-тарифная политика, работа таможенных органов была направлена на безусловное выполнение положений Кодекса.
Принятые меры помогли укрепить таможенную систему и подготовить ее к выполнению задач в условиях создания Совета Экономической Взаимопомощи. Однако, практика проведения таможенных операций показала, что таможенный тариф не является инструментом таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Практика таможенного дела в 6о-х годах постоянно требовала пересмотра многих положений с учетом изменений, происходящих в экономике и внешнеэкономических связях.
Расширение экономической интеграции в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), дискриминационные меры по отношению к СССР, а также идеологический фактор в большей степени повлияли на объем и характер внешнеэкономических связей СССР.
ФРГ, США и другие капиталистические страны поддерживали тенденцию дискриминации в торговле во взаимоотношениях с СССР и другими социалистическими странами. Торговым отношениям СССР с США препятствовали списки товаров, запрещенных для торговли с СССР и другими социалистическими странами.
В рамках же социалистической системы внешнеэкономические связи стран содружества расширялись по мере укрепления национальной экономики каждой страны. Это способствовало международному разделению труда и кооперированию родственных отраслей производства стран СЭВ.
Однако, слабое вхождение
в мировой рынок, торговая дискриминация
и недостаточное использование
научного и производственного
Наиболее приоритетным считалось расширение внешней торговли с развивающимися странами, особенностью которой являлись долгосрочные кредиты, на основе которых она осуществлялась. СССР и другие страны-участники СЭВ не смогли увеличить внешнеторговый оборот из-за дискриминационной политики со стороны капиталистических стран и недостатков торговли с развивающимися странами.
В начале 50-х годов были
установлены контакты между таможенными
органами стран социалистического
содружества и СССР. Они осуществлялись
на основе двухсторонних встреч и
переговоров. А уже к началу 60-х
годов в государствах-членах
Совета Экономической Взаимопомощи
(СЭВ) была сформирована система таможенных
органов, которая учитывала
В начале 60-х годов таможенное законодательство получило свое развитие в совместных документах стран — участников СЭВ в Соглашении о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, объявленном письмом Главного таможенного управления от 18 июля 1962 г. № 016-1/208 р.
Соглашение, состоящее из 18 статей и преамбулы, было подписано 5 июля 1962 г. в Берлине представителями стран СЭВ и было ратифицировано Президиумом Верховного Совета СССР 30 января 1963 г, а также соответствующими органами стран социалистического содружества.
Соглашением предусматривалась совместная деятельность таможенных и других контрольных органов на территории соседнего государства, односторонний таможенный досмотр грузов багажа и почтовых отправлений; информация друг друга по вопросам нарушений действующих таможенных и валютных правил, сообщение данных, которые могут способствовать раскрытию нарушений и борьбе с ними.
К транспортным средствам, грузам, багажу, почтовым отправлениям, валюте, другим платежным средствам и валютным ценностям, ввезенным с территории одного государства — участника Соглашения, должны применяться законы и правила того государства, на территории которого указанные предметы находятся. Предметы, незаконно ввезенные с территории одного государства на территорию другого, должны передаваться по запросу государству, которому они принадлежат.
Таможенные органы, согласно Соглашению, в своей работе должны тесно взаимодействовать, организовывать систематическое ознакомление работников таможенного аппарата с законами и служебными предписаниями по таможенным вопросам, обмениваться текстами действующих законов и служебных предписаний по таможенным вопросам, а также бланками таможенных документов, применяемых в грузовом и пассажирском сообщении и в почтовом обмене.
Предусматривалось, что для осуществления целей и принципов, содержащихся в соглашении, компетентные органы могут заключать между собой соглашения по специальным вопросам.
На основании Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам были заключены многосторонние и двусторонние договоры между странами — участниками СЭВ. Среди них следующие многосторонние договоры: 24 июня 1965 г. в Берлине — Соглашение об упрощении и унификации таможенного оформления ярмарочных и выставочных грузов; 13 августа 1968 г. в Улан-Баторе — Протокол по изменению и дополнению указанного соглашения; 25 октября 1965 г. в Будапеште — Соглашение о таможенном оформлении временно ввозимых и вывозимых автотранспортных средств; 18 ноября 1965 г. в Праге — Соглашение о таможенном оформлении международных перевозок, осуществляемых автомобильным грузовым транспортом; 18 апреля 1967 г. в Софии — Соглашение о таможенных льготах для граждан одной страны, которые работают или учатся в другой стране; 9 июня 1967 г. в Берлине — Соглашение об одностороннем таможенном досмотре внешнеторговых грузов; 12 апреля 1968 г. в Праге — соглашения «Об унификации норм в пассажирском сообщении» и «О таможенных льготах для персонала транспортных средств, пересекающих границу, и лиц, исполняющих служебные обязанности в пограничных районах».
Информация о работе Таможенно-тарифная политика СССР в 60 – 80-х годах ХХ века