Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:55, реферат
Главной особенностью торговли в XVII веке стало формирование всероссийского рынка, под которым понимается усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны, основанного на экономической специализации территорий. Также активно развивалась внешняя торговля.
4. Новоторговый устав 1667 г.
Главным препятствием
на пути развития внешней
Согласно Уставу внешние
таможенные пошлины делились
на ввозные и отпускные, внутренние
— на рублевую, перекупную и
различные сборы. Цель внешних
торговых пошлин — сбор с
товаров, перемещаемых в Россию
из-за границы. В Уставе рублевая
пошлина в отличие от внешних
таможенных сборов была не
только проезжей, но и торговой.
Ею облагались товары, предназначенные
для продажи, при перемещении
в город или селение, где находилась
таможня. Не подвергались оплате
рублевой пошлиной лица, независимо
от сословного положения
Пошлина взималась
в виде определенного процента
с продажной стоимости товара,
или нескольких денег с рубля
— отсюда и само ее название.
Ее размер составил 10% (гривна
с рубля) с соли, 2,5% (5 денег с
рубля) — с сибирских соболей,
привозимых в Москву, и 5% (10 денег
с рубля) — со всех прочих
товаров Согласно общему
Таможенный голова
обязан был отслеживать
В Новоторговом уставе
довольно подробно изложены
В отличие от западных стран таможенное дело в России развивалось самобытным путем. Для первой половины XVII века характерной особенностью таможенно-тарифной политики являлись низкие, по сравнению с Западом, тарифные ставки, то есть, по сути дела, в стране проводилась фритредерская политика. Это была одна из причин того, что контрабанда в этот период не представляла угрозы для государства.
К концу XVII века в России можно говорить о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в Москве существовали также Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба, а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора.
Введение Новоторгового устава 1667 года, носившего ярко выраженный протекционистский характер, поставило перед таможенными органами Российского государства новую серьезную задачу – борьбу с контрабандой.
Заключение.
В нашей стране начало таможенной службе положил в 1653 году государь Алексей Михайлович, подписав Именной указ "О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров". Этот указ получил название Единого таможенного устава. Через триста с лишним лет указом Президента РФ 25 октября 1991 года в России был образован Государственный таможенный комитет, и именно этот день был объявлен Днём Российского таможенника. Указ царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 года, утвержденный Боярской Думой, положил начало процессу реформ в области упорядочивания таможенных сборов и создания единообразной таможенно-нормативной базы, установлению унифицированной системы взимания таможенных платежей, имел большое значение для проведения единой таможенной политики, развития торговли и таможенного дела России. В отличие от западных стран таможенное дело в России развивалось самобытным путем. Для первой половины XVII века характерной особенностью таможенно-тарифной политики являлись низкие, по сравнению с Западом, тарифные ставки, то есть, по сути дела, в стране проводилась фритредерская политика. Это была одна из причин того, что контрабанда в этот период не представляла угрозы для государства. Указ царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 года, утвержденный Боярской Думой, положил начало процессу реформ в области упорядочивания таможенных сборов и создания единообразной таможенно-нормативной базы, установлению унифицированной системы взимания таможенных платежей, имел большое значение для проведения единой таможенной политики, развития торговли и таможенного дела России.
Указ Алексей Михайловича 1653 года являлся обязательным для всех таможенных учреждений страны правительственным постановлением и получил название «Торгового устава». Он рассылался из Приказов по городам таможенным головам и целовальникам, включался в Наказные памяти, в местные годовые списки и в книги таможенных сборов. Торговый устав хранился в таможенных избах на видном месте, «чтобы его государев указ всем людям был ведом».
Основные положения Указа от 25 октября 1653 года вошли в состав Новоторгового устава 1667 года, который определил основные направления таможенной политики Российского государства второй половины XVII –первой половины XVIII века.
К концу XVII века в России можно говорить о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в Москве существовали также Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба, а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора. Введение Новоторгового устава 1667 года, носившего ярко выраженный протекционистский характер, поставило перед таможенными органами Российского государства новую серьезную задачу – борьбу с контрабандой. Указ Алексей Михайловича 1653 года являлся обязательным для всех таможенных учреждений страны правительственным постановлением и получил название «Торгового устава». Он рассылался из Приказов по городам таможенным головам и целовальникам, включался в Наказные памяти, в местные годовые списки и в книги таможенных сборов. Торговый устав хранился в таможенных избах на видном месте, «чтобы его государев указ всем людям был ведом».Основные положения Указа от 25 октября 1653 года вошли в состав. Новоторгового устава 1667 года, который определил основные направления таможенной политики Российского государства второй половины XVII –первой половины XVIII века.
Список литературы.
Хрестоматия по Истории России. ТТ. 1-2, М., 1994.
Кисловодский Ю.Т. - История таможенного дела и права России М.: 2007
В. В. Пиляева История таможенного дела и таможенной политики России БалтРус, 2007 г.
История России с начала XVIII в. до конца XIX в. Под ред. А.Н.Сахарова, - М., 2006
Е.В.Анисимов. Россия без Петра , СПб, 2003
В.И.Буганов. Мир истории. Россия в XVII столетии. - М., 2002
И.Н.Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.), - М., 1999.
Н.П.Ионичев Внешние экономические связи России (IX - начало XX века), - М., 2001.
В.О.Ключевский. Краткое пособие по русской истории. - М., 1996.
Г.П.Латышева, М.Г. Рабинович. Москва и московский край в прошлом. - М., 1973.
Р.Г.Скрынников. Третий Рим. СПб, 1994.
Творогов. Древняя Русь. События и люди. - М., 1994.
Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М., СПб. 1995.
Список литературы
1.Ершов А.Д. Основы управления
и организации в
2.Кисловский Ю.Г. История
таможни государства
3.Шумилов М.М. История таможенного дела России (IX-XVII вв.). СПб., 2000.
4.Таможенное дело в
России. Исторический экскурс. М., 1999.
10. Шумилов М. М. История таможенного
дела и таможенной политики России.
М., 2001. С. 108.
Информация о работе Таможенные органы Российского государства