Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:11, контрольная работа
В таможенных правоотношениях имеется немало особенного, специфического, обусловленного сложностью и неоднородностью таможенного дела как предмета таможенного регулирования. В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Таможенные правоотношения: понятие, виды, состав……………………..4
2.Методы регулирования таможенных правоотношений…………………....6
3.Нормы таможенного права…………………………………………………..7
4.Субъекты таможенных правоотношений……………………………………9
Заключение………………………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Таможенные правоотношения: понятие, виды, состав……………………..4
2.Методы регулирования
таможенных правоотношений……………
3.Нормы таможенного права……………
4.Субъекты таможенных правоотношений……………………………………9
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В таможенных правоотношениях имеется немало особенного, специфического, обусловленного сложностью и неоднородностью таможенного дела как предмета таможенного регулирования. В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений.
В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений
интересов их участников. Указанные и другие общественные отношения находят свое выражение через правовые отношения, которые выступают в качестве юридической формы взаимодействия участников общественных отношений.
Как и любые управленческие отношения, таможенные правоотношения
имеют строго определенную структуру, то есть составные части. Такими
частями являются: субъекты таможенного права, объекты таможенных
правоотношений и содержание этих отношений.
Таможенные правоотношения регулируются нормами таможенного права. Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах.
В общем виде правовая норма - это юридическое правило,
санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства - в
Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях
Правительства Российской Федерации, актах министерств, государственных
комитетов и других государственных органов.
В данной работе будет рассмотрена структура таможенных правоотношений, нормы таможенного права, их понятие, виды и пределы действия.
1.Таможенные правоотношения: понятие, виды, состав
Таможенные правоотношения – урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.
В процессе таможенных отношений между участниками возникают
разнообразные отношения.
Особенности таможенных правоотношений – они имеют свою специфику, которая определяется:
- особенностью объекта
регулирования – общественными
отношениями, обусловленными перемещением
товаров через таможенную
- особым положением одного
из его участников - Таможенного
органа (является специальным
- взаимодействием различных видов субъектов, цели и интересы которых могут совпадать, а могут и не совпадать.
Виды таможенных отношений:
- активные таможенные действия - заключаются в активном выражении
участником таможенных правоотношений своих намерений;
- пассивные таможенные
действия – выражаются в
участником таможенных правоотношений своих намерений;
- деятельность в виде посредничества – заключается в активных действиях
лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности;
- вспомогательные таможенные действия – выражаются в том, что субъекты
таможенных правоотношений осуществляют вспомогательные действия;
- организационная деятельность – выражается в определении компетенции субъектов таможенных правоотношений.
Состав таможенного правоотношения:
- субъект. Субъекты таможенных правоотношений – таможенные органы, выступающие от имени Российской Федерации, а также лица (физические лица, юридические лица), которые занимаются перемещением товаров и транспортных средств через таможенные границы. Они должны обладать как правоспособностью, так и дееспособностью. Основание возникновения правоспособности и дееспособности субъектов правоотношения определены соответствующими актами Таможенного Законодательства и нормативно-правовыми актами.
Субъекты:
- таможенный перевозчик;
- владелец склада временного хранения;
- владелец таможенного склада;
- таможенный представитель;
- владелец магазина беспошлинной торговли;
- уполномоченный экономический оператор.
- объект – материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношений
- содержание: а) юридическое содержание – права и обязанности его субъектов; б) материальное содержание – реальное поведение его субъектов (их активные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей).
Для возникновения, изменения или прекращения таможенных правоотношений необходимо наличие юридического факта (жизненное обстоятельство, с которым таможенное право связывает наступление, изменение, прекращение таможенных правоотношений).
Юридические факты можно подразделить на:
1) в зависимости от правовых последствий:
а) правообразующие - пересечение таможенной границы, подачу заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение и так далее;
б) правоизменяющие - подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации;
в) правопрекращающие - заявление об отзыве таможенной декларации.
2) по волевому признаку:
а) события - наступление правовых последствий не зависит от воли людей (например, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока);
б) действия - порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей (например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации).
Действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними.
2.Методы регулирования таможенных правоотношений
В таможенном праве, как комплексная отрасль права, применяются определенные способы правового воздействия, то есть методы на субъекты таможенных правоотношений.
Методы:
- административно – правовой;
- гражданско-правовой.
Административно-правовой метод заключается на отношении власти и подчинения, то есть одна сторона управляет, а другая подчиняется.
В Таможенном Кодексе Таможенного Союза отмечается, что таможенные органы и должностные лица не должны выходить за рамки правового поля. Таможенный Кодекс Таможенного Союза подробно регламентирует все таможенные процедуры на всех стадиях взаимодействия таможенного органа и лиц, которые занимаются перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Альтернативный метод – гражданско-правовой метод. Суть его заключается в равенстве сторон правоотношений. В случае спора стороны обращаются в суд для разрешения определенных вопросов в спорной ситуации.
Универсальные методы:
- императивный (предусматривает деятельность (действие) таможенных органов строго в определенных рамках);
- диспозитивный (предусматривает выбор действий участников правоотношений).
3. Нормы таможенного права
Нормы таможенного права - правила поведения участников таможенно-правовых отношений, которые регулируют их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение таких правил. Признаком таможенно-правовых норм является их охрана возможностью принуждения со стороны государства. В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, т.е. в самом тексте статей, пунктов и т.д.
Таможенное право содержит в основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы, т.е. нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, занимают значительно меньшее место.
В соответствии с методами правового регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения, предписание, запреты, нормы таможенного права можно подразделить на:
1) управомочивающие - нормы, которые наделяют участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения таких участников (например, декларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному принимать декларации);
2) обязывающие - нормы, предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения);
3) запрещающие - нормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий (так, товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в т.ч. путем их продажи или отчуждения иным способом).
При рассмотрении норм таможенного права с точки зрения деятельности правовой регламентации регулируемых отношений. Выбора вариантов поведения необходимо отметить, что в таможенном праве преобладают императивные нормы, т.е. нормы, не допускающие отступлений от правил, содержащихся в них.
Императивные нормы характерны для норм публично-правового регулирования, в том числе таможенного права, где стороны находятся в неравном правовом положении. Большинство норм Таможенного Кодекса РФ выражено в категорических предписаниях, они содержат четкую определенность прав и обязанностей участников правоотношений с исключением возможности выбора вариантов поведения.
Преобладание императивных норм не исключает наличие в таможенном праве норм, предоставляющих участникам правоотношения возможность определить или конкретизировать права и обязанности, так называемых диспозитивных норм.
По степени определенности в таможенном праве преобладают абсолютно-определенные нормы. Относительно-определенные нормы в силу публично-правового характера таможенного права, практически не используются в регулировании правоотношений.
Таможенный кодекс РФ содержит нормы о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через границу, не раскрывая их содержания. Чтобы убедиться в наличии таких запретов и ограничений, следует обратиться к соответствующему законодательству, регулирующему, например, оборот наркотических и психотропных препаратов, оружия и т.д.
В структуре нормы таможенного права содержатся такие элементы, как:
• гипотеза, которая определяет круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации;
• диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения;
• санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции.
4.Субъекты таможенных правоотношений
Для возникновения правоотношения необходимо наличие субъекта -участника правового отношения, который определяется нормами права, наделяющими его какими-либо правами или обязывающими к соответствующему поведению.
Таможенный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного контроля (Федеральная Таможенная Служба РФ) и другие таможенные органы, входящие в систему таможенных органов.
Таможенный Кодекс Таможенного Союза РФ устанавливает права и обязанности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля, организационно-правовые основы их деятельности. Для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности по руководству в области таможенного управления образована Федеральная Таможенная Служба России, являющаяся федеральным органом исполнительной власти. Для выполнения возложенных функций ФТС России наделена государственно-властными полномочиями, которые реализуются в соответствующих правовых формах.