Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:04, курсовая работа
Таможенные режимы с введением в действие нового кодекса стали именоваться «таможенными процедурами». Добавились некоторые таможенные процедуры.
Таможенные процедуры непосредственно оказывают влияние на экономику хозяйственной деятельности и в конечном счете - на конкурентоспособность предприятий на внешних рынках. Это вызывает необходимость правильного применения норм таможенного законодательства ТС как участниками внешнеторговой деятельности, так и таможенными органами.
В случае возникновения необходимости передачи права пользования временно ввезенными товарами иному лицу,такая передача допускается в двух случаях:
При этом лицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно обладать достаточными полномочиями в отношении указанных товаров, чтобы выступать в качестве декларанта в соответствии с ТК ТС. Передача временно ввезенных товаров иному лицу допускается таможенным органом, если:
В случае выдачи таможенным органом разрешения на передачу временно ввезенных товаров иному лицу, указанное лицо со дня выдачи такого разрешения приобретает права и несет обязанности, установленные ТК ТС для лица, получившего разрешение на временный ввоз.
Приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза производится в случаяхслучаях указанных в ст. ст. 281 ТК ТС
В данном случае, как представляется, законодатель допустил определенного рода неточность. Так, помещение товаров на таможенный склад невозможно без заявления в отношении них таможенной процедуры таможенного склада (смотри следующий раздел), то есть, по своей сути, этот вид приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза представляет собой третий случай приостановления - помещение товаров под иные таможенные процедуры, не предусматривающие выпуска для свободного обращения.
Вышеуказанная неточность может иметь достаточно серьезные правовые последствия, поскольку за период приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза лицо не платит периодические таможенные платежи, и срок приостановления не включается в общий срок временного ввоза товаров.
В соответствии с приказом ГТК РФ от 04.12.2003 № 1388 (в ред. Приказа ФТС РФ от 13.09.2007 N 1129) "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза" для приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза лицо должно подать в таможенный орган не только ГТД с заявленной таможенной процедурой, но заявление на приостановление. При отсутствии такого заявления факт декларирования временно ввезенных товаров в соответствии с иной таможенной процедурой рассматривается как завершение действия таможенной процедуры.
При возобновлении действия таможенной процедуры временного ввоза проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящей главой, за период приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза не начисляются и не уплачиваются.
Завершение действия таможенной процедуры временного ввоза осуществляется ( ст. 281 ТК ТС )
Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, установленных ТК ТС.
Обратный вывоз временно ввезенных товаров с таможенной территории ТС влечет обязанность лиц поместить такие товары под таможенную процедуру реэкспорта. Реэкспорт может быть заявлен в любом таможенном органе, в том числе и находящемся в другом регионе страны-участницы ТС.
При выпуске временно
ввезенных товаров для
Особенности временного ввоза с применением карнетов АТА.
В соответствии с Конвенцией о временном ввозе (Стамбул, 1990) при временном ввозе товаров на территорию договаривающейся стороны вместо таможенной декларации, предусмотренной национальным законодательством, может использоваться "документ о временном ввозе" - международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары (включая транспортные средства) и включающий международно-действующую гарантию на уплату ввозных пошлин и сборов, а также предусматривающий упрощение таможенных формальностей.
Таким документом для ввоза товаров, предназначенных для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях, профессионального оборудования и товаров, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей, то есть временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, является карнет АТА.
На территории РФ фактически применяется такой документ о временном ввозе после издания Постановления Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений".
Временный ввоз товаров с применением карнетов АТА предполагает использование заполненного бланка данного карнета при временном ввозе и обратном вывозе товаров под гарантию Торгово-Промышленной Палаты РФ. При временном ввозе таких товаров таможенными органами не требуется предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. Таможенное оформление товаров, временно ввозимых с применением карнетов АТА, производится в сжатые сроки.
Одной из существенных проблем,
связанных с применением
Временный вывоз
Осуществление внешнеэкономических
операций вызывает необходимость вывоза
продукции национальных товаропроизводителей
в другие страны, причем вывоз может
различаться в зависимости от его цели, например экспорт
предполагает вывоз товаров за пределы
таможенной территории с целью их постоянного
нахождения вне таможенной территории;
в то же время вывоз товаров может носить
временный характер и также будет зависеть
от цели вывоза. Так, вывоз товаров для переработки вне таможенной
территориипроводится для совершения определенных
операций (изготовление нового товара,
ремонт) в установленные сроки. Вывоз товаров
может быть обусловлен необходимостью
использования их в соответствии с практическим
предназначением. Так, временный вывоз используется предприятиями-экспортерами
с целью технического обслуживания ранее
вывезенной продукции, проведения ремонтных
работ и т.д., когда требуется соответствующее
оборудование, инструменты, контрольно-проверочная
аппаратура по месту нахождения вывезенной
продукции, а также для транспортировки
ряда изделий. Участие в выставках с демонстрацией
товаров также предполагает временный
вывоз товаров. В таких случаях временный
вывоз регулируется положениями Таможенного
кодекса Таможенного союза (гл. 38) (далее
- ТК Союза), Федерального закона "О таможенном
регулировании в Российской Федерации"
(гл. 35), иных национальных нормативных
правовых актов.
Необходимо отметить, что процедура
временного вывоза, регулируемая ТК Союза и Федеральным
законом "О таможенном регулировании
в Российской Федерации", существенно
дополнена в сравнении с Таможенным кодексом
Российской Федерации в редакции 2003 г.
В соответствии со ст. 285 ТК Союза временный
вывоз представляет собой таможенную
процедуру, содержанием которой является
вывоз товаров Таможенного союза с таможенной
территории Союза с использованием их
за пределами указанной территории в течение
установленного срока с полным освобождением
от уплаты вывозных таможенных пошлин
и без применения мер нетарифного регулирования.
Обращает на себя внимание то обстоятельство,
что временный вывоз допускается лишь
в отношении товаров Таможенного союза,
которыми выступают товары, перечисленные
в пп. 37 п. 1 ст. 4 ТК Союза.
Исходя из общих положений, раскрывающих
понятие "таможенная
процедура" как совокупность норм, определяющих
для таможенных целей требования и условия
пользования и распоряжения товарами
на таможенной территории Союза или за
ее пределами, временный вывоз должен
осуществляться с учетом своих требований
и условий, которые сопровождают такой
вывоз товаров.
Условия помещения товаров под процедуру
временного вывоза перечислены в ст. 286
ТК Союза. Временный вывоз предполагает
возврат того же товара, который вывозился,
поэтому вывоз допускается при условии
возможности идентификации товаров при
последующем завершении процедуры, т.е.
при обратном ввозе товаров. Идентификация
не требуется в случаях, когда международные
договоры государств - членов Таможенного
союза предусматривают замену временно
вывезенных товаров.
В соответствии со ст. 284 Федерального
закона "О таможенном регулировании
в Российской Федерации" таможенный
орган определяет идентификационные признаки
по заявлению декларанта и указывает их
в документах декларанта. При обратном
ввозе товаров таможенный орган проверяет
совпадение указанных идентификационных
признаков, при совпадении которых и отсутствии
прямых доказательств подмены товаров
таможенные органы не вправе отказать
в помещении товаров под реимпорт.
Другим условием помещения товаров под
временный вывоз является исключение
ряда товаров из числа возможных к временному
вывозу.
Исключение к помещению
товаров к временному вывозу необходимо
увязывать с ограничениями по пользованию и распоряжению
временно вывозимыми товарами, которые должны оставаться в неизменном
состоянии, кроме изменений вследствие
естественного износа или естественной
убыли при нормальных условиях перевозки,
хранения и использования. В то же время
допускается совершение операций по обеспечению
сохранности товаров, включая ремонтные
операции, кроме капитального ремонта
и модернизации, техническое обслуживание
и другие операции, необходимые для поддержания
товаров в нормальном состоянии, при условии
обеспечения идентификации товаров при
обратном ввозе.
Отдельно следует остановиться на запрете временного вывоза расходуемых
материалов и образцов, который имеет исключения, допуская
вывоз в единичных экземплярах в рекламных
или демонстрационных целях или в качестве
выставочных экспонатов либо промышленных
образцов, т.е. цели использования ограничены.
В то же время расходуемые материалы могут
вывозиться и в других целях, например
в состав технической аптечки для обслуживания
машинно-технической продукции в гарантийный
период. Техническая аптечка включает
в себя различные технические жидкости,
смазки, лакокрасочную продукцию и т.д.
Если исходить из содержания п. 2 ст. 286
ТК Союза, то временный вывоз таких товаров
не допускается, в то же время наличие
их для технического обслуживания является
необходимым.
Существующие требования к процедуре
временного вывоза сводятся прежде всего
к сроку вывоза товаров. Нормы ТК Союза
не содержат положений о предельном сроке
временного вывоза. Срок временного вывоза
устанавливается таможенным органом в
каждом случае на основании заявления
декларанта, исходя из целей и обстоятельств
вывоза. Образец заявления установлен
Приказом Государственного таможенного
комитета Российской Федерации от 4 декабря
2003 г. N 1389 "О совершении отдельных таможенных
операций при использовании таможенного
режима временного вывоза". Таким образом,
срок вывоза определяется декларантом
с учетом содержания внешнеэкономического
контракта. После проверки целей и обстоятельств
вывоза срок устанавливается таможенным
органом.
Срок временного вывоза может быть продлен таможенным органом
по письменному заявлению декларанта.
Порядок продления срока содержится в
ст. 282 Федерального закона "О таможенном
регулировании в Российской Федерации",
в соответствии с которой заявление декларанта
рассматривается таможенным органом в
течение 10 рабочих дней. О результатах
рассмотрения сообщается декларанту.
Обращает на себя внимание требование
к отказу в продлении срока, который возможен
только в случае, если декларант не соблюдает
требования и условия процедуры временного
вывоза, причем отказ должен быть обоснованным
и мотивированным с изложением в письменной
форме.
ТК Союза предусматривает возможность
установления предельных сроков временного
вывоза товаров, что отнесено к компетенции
законодательства государств - членов
Таможенного союза. Федеральный закон
"О таможенном регулировании в Российской
Федерации" делегировал полномочия
по установлению предельного срока временного
вывоза некоторых товаров Правительству
Российской Федерации. Так, сроки временного
вывоза ценностей Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней
определяются Правительством Российской
Федерации и не могут превышать один год
(Постановление Правительства РФ от 28
ноября 2002 г. N 844 "О порядке временного
вывоза из Российской Федерации в целях
экспонирования или научного изучения
ценностей Государственного фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней Российской
Федерации и государственных фондов драгоценных
металлов и драгоценных камней субъектов
Российской Федерации").
Декларант обладает правом
распоряжения временно вывезенным товаром,
но при передаче права собственности на такие товары иностранному
лицу он обязан изменить процедуру временного
вывоза на процедуру экспорта, подав в
таможенный орган соответствующую декларацию.
В таком случае срок временного вывоза
товаров продлению не подлежит.
Следует отметить, что изменение ранее выбранной процедуры
на процедуру экспорта возможно при условии, когда временно
вывезенные товары не подлежат обязательному
обратному ввозу на таможенную территорию
Союза. Обязательный обратный ввоз товаров
предусматривается, в частности, когда
товар вывозился на основании лицензии,
выданной соответствующим органом государственной
власти с указанием срока временного вывоза.
Определенные требования установлены
в отношении завершения процедуры временного
вывоза товаров. Рассматриваемая процедура
должна быть завершена до истечения срока
временного вывоза, т.е. вывезенные товары
должны быть ввезены на таможенную территорию
Союза и помещены под процедуру реимпорта
одной или несколькими партиями. Таким
образом, завершение временного вывоза
сводится не только к обратному ввозу
товаров, но и помещению товаров под реимпорт.
Кроме реимпорта временный вывоз может
быть завершен помещением товаров под
процедуры экспорта, переработки вне таможенной
территории или временного вывоза. Возможность
помещения вывезенного товара вновь под
процедуру временного вывоза объясняется,
очевидно, заключением нового внешнеэкономического
контракта в связи с истечением срока
действия ранее заключенного. Помещение
вывезенного товара под перечисленные
процедуры допускается без фактического
предъявления их таможенному органу.
Помещение временно вывезенных товаров
под процедуру экспорта имеет свои особенности.
В таком случае таможенная стоимость товаров,
их физические характеристики (количество,
масса, объем и т.д.), ставки вывозных таможенных
пошлин и курс валют определяются на день
регистрации таможенной декларации, поданной
под процедуру экспорта.
При экспорте ряда товаров должны быть
уплачены вывозные таможенные пошлины,
в связи с чем при помещении таких временно
вывезенных товаров под процедуру экспорта
с сумм вывозных таможенных пошлин уплачиваются
проценты, которые следует уплатить при
отсрочке их выплаты. Такая обязанность
выступает как мера, призванная поддерживать
платежную дисциплину участников внешнеэкономической
деятельности.
Процедура временного вывоза товаров
предполагает освобождение от уплаты вывозных таможенных
пошлин при соблюдении требований данной процедуры.
В случае незавершения процедуры временного
вывоза до установленного срока подлежат
уплате вывозные таможенные пошлины, которые
сопровождают вывоз в экспорте ряда товаров.
Сроком уплаты таких пошлин считается
день окончания срока временного вывоза.
Возможность изменения процедуры временного
вывоза на процедуру экспорта отвечает
потребностям хозяйственной практики,
в то же время необходимо отметить противоречия,
содержащиеся в положениях ТК Союза. Так,
в соответствии со ст. 212 ТК Союза экспорт
- это таможенная процедура, при которой
товары Таможенного союза вывозятся за
пределы таможенной территории Союза
и предназначаются для постоянного нахождения
за ее пределами. Это положение носит общий
характер и не имеет каких-либо исключений.
Как уже указывалось, при временном вывозе
также вывозятся товары Таможенного союза,
которые в соответствии со ст. 285 ТК Союза
после вывоза утрачивают статус товаров
Таможенного союза, т.е. они приобретают
статус иностранного товара. Изменение
процедуры временного вывоза на процедуру
экспорта входит в противоречие со ст.
212 ТК Союза.
Федеральный закон "О таможенном регулировании
в Российской Федерации" содержит особенности
временного вывоза некоторых товаров,
к которым ст. 283 указанного Закона относит
научные или коммерческие образцы. При
вывозе таких образцов применяется упрощенный
порядок таможенного декларирования,
если целью вывоза являются испытания,
исследования, тестирование, проверка,
проведение опытов, экспериментов или
демонстрация либо использование в ходе
испытаний, исследований, тестирования,
проверки, проведения опытов, экспериментов
или демонстрации. Таким образом, перечень
обстоятельств, связанных с целью вывоза
образцов, носит исчерпывающий характер.
Упрощенный порядок таможенного декларирования научных и коммерческих образцов заключается
в том, что указанные образцы при временном
вывозе с таможенной территории Союза
в личном багаже пассажира, экспресс-почтой
или если их стоимость не превышает 300
тысяч рублей, по выбору декларанта могут
декларироваться с применением в качестве
таможенной декларации письменного заявления
организации - отправителя образцов. Форма
такого заявления устанавливается Федеральной
таможенной службой.
Временный вывоз научных или коммерческих
образцов должен быть обоснован с представлением
соответствующих документов, перечень
которых будет зависеть от статуса декларанта,
в качестве которого могут выступать научные
учреждения и созданные ими хозяйственные
общества либо иные лица.
Научные учреждения и созданные ими хозяйственные
общества обосновывают временный вывоз
образцов своим письменным заявлением,
которое составляется в произвольной
форме и содержит сведения об образцах
и описание обстоятельств перемещения
образцов через таможенную границу Союза.
С учетом практики в заявлении должны
быть указаны идентификационные признаки
образцов и сведения о внешнеэкономическом
контракте.
Иные лица, которые временно вывозят научные
или коммерческие образцы, должны представить
в таможенный орган более полные сведения,
в частности договор с иностранным лицом,
если в нем содержится информация о цели
вывоза образцов, утвержденных планов
(программ) исследований при их наличии
или других документов, в которых содержится
информация о проведении испытаний, исследований,
тестирования, проверки, проведения опытов,
экспериментов или демонстрации.
Статус научного учреждения должен быть
подтвержден его учредительными документами.
Правительство Российской Федерации вправе
устанавливать критерии отнесения организаций
к научным учреждениям либо определять
федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный на подтверждение организации
ее статуса научного учреждения.
Федеральный закон "О таможенном регулировании
в Российской Федерации" устанавливает
сокращенный срок для выпуска научных
или коммерческих образцов, который составляет
четыре часа с момента принятия таможенной
декларации, что вызывает вопросы по поводу
исчисления указанного срока. ТК Союза
в ст. 190 содержит понятия подачи и регистрации
декларации, ст. 206 Федерального закона
"О таможенном регулировании в Российской
Федерации" обязывает таможенный орган
зафиксировать дату и время подачи декларации.
Принятие декларации, которое следует,
очевидно, рассматривать как этап декларирования,
также связывается со временем, но порядок
его определения не раскрыт.
Выпуск образцов в течение четырех часов
возможен при условии представления одновременно
с таможенной декларацией всех необходимых
документов, кроме случаев, когда отдельные
документы могут быть представлены после
выпуска товаров. Закон предусматривает,
что Правительство Российской Федерации
может установить перечень товаров, срок
выпуска которых может составлять до одного
рабочего дня, следующего за днем регистрации
таможенной декларации. Порядок и срок
регистрации содержатся в ст. 190 ТК Союза.
ТК Союза предусматривает сокращенные
сроки выпуска товаров, помещаемых под
процедуру временного вывоза, перечень
которых устанавливается Комиссией Таможенного
союза. В этом случае выпуск товаров также
должен быть завершен не позднее четырех
часов с момента регистрации декларации
на товары.
Необходимо отметить, что существенно
затрудняется выполнение таможенных формальностей
при достаточно частом перемещении одного
и того же товара через таможенную границу
в течение короткого срока. Например, временно
вывозится так называемая оснастка, предназначенная
для транспортировки самолетов, которая
служит для защиты готовой продукции от
возможных повреждений при ее перевозке.
В каждом случае вывоза (обратного ввоза)
необходимо оформлять документы при открытии
таможенной процедуры временного вывоза
и завершении вывоза процедурой реимпорта.
В то же время Международная конвенция
об упрощении и гармонизации таможенных
процедур рекомендует: если один и тот
же товар неоднократно вывозится с объявлением
о предполагаемом обратном ввозе, по запросу
декларанта таможенная служба обязана
разрешить, чтобы декларация на вывоз
с объявлением об обратном ввозе, подаваемая
при первом вывозе товара, была действительна
для последующих случаев реимпорта и вывоза
этого товара в течение определенного
времени (Специальное приложение B, рекомендуемое
правило 15).
Представляется, что такая норма при наличии
ее в ТК Союза значительно упростила бы
таможенные формальности процедуры временного
вывоза.