Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Россия стремится к созданию и совершенствованию открытой экономики, полномасштабному вхождению в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по налаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Содержание работы

Введение

Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

управ. внешнеэк.связями.docx

— 29.14 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

  • Введение

 

  • Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

 

  • Заключение

 

  • Список использованной литературы
  •  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Характер  и задачи внешнеэкономического, в  том числе тарифного регулирования  тесно связано с общей экономической  обстановкой в стране, с внутренними  и внешними условиями ее развития. Кардинальные изменения геополитической  обстановки в последние десятилетия  существенно изменили ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных  республик, ранее развивавшиеся  в границах единого народнохозяйственного  комплекса, стали внешними; практически  нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ. Проводимые в России реформы  не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. В итоге сформировалось принципиально  новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

Россия  стремится к созданию и совершенствованию  открытой экономики, полномасштабному вхождению в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного  развития специфического вида государственной  и профессиональной деятельности по налаживанию внешних связей и  определяет особое значение таможенного  регулирования экономических связей.

Многогранность  и сложность возникающих в  такой ситуации проблем, обусловливают поиск и выбор новых форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности. А также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

 

         ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Таможенный  кодекс Российской Федерации закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению  таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации № 5003-1 от 21.05.1993 «О таможенном тарифе».

Таможенный  тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным  в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД). ТН ВЭД определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Законом «О таможенном тарифе» определены основные цели таможенного тарифа:

- рационализация  товарной структуры ввоза товаров  в Российскую Федерацию;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

- создание  условий для прогрессивных изменений  в структуре производства и  потребления товаров в Российской  Федерации;

- защита  экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение  условий для эффективной интеграции  Российской Федерации в мировую  экономику.

Таможенная  пошлина ― обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:

  1. фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  2. протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Существует  несколько классификаций таможенных пошлин.

Классификация по способу взимания:

  1. адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
  2. специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);
  3. комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

Адвалорные  пошлины аналогичны пропорциональному  налогу на продажу и применяются  обычно при обложении товаров, которые  имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего  рынка независимо от колебания цен  на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут  до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют  неоспоримое преимущество, поскольку  просты в администрировании и  в большинстве случаев не оставляют  свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью  специфических пошлин сильно зависит  от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно  сильнее ограничивает импорт автомобилей  ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка  с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время  экономического спада и падения  импортных цен специфический  тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Классификация по объекту обложения:

  1. импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  2. экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Классификация по характеру:

  1. сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
  2. антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
  3. компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно  эти особые виды пошлин применяются  страной либо в одностороннем  порядке в чисто защитных целях  от попыток недобросовестной конкуренции  со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные  и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или  парламента, конкретных случаев злоупотреблений  положением на рынке со стороны торговых партнеров. В

 процессе  расследования проводятся двусторонние  переговоры, определяются позиции,  рассматриваются возможные объяснения  возникшей ситуации и предпринимаются  другие попытки решить разногласия  политическим путем.

Введение  особой пошлины обычно становится крайним  средством, к которому прибегают  страны, когда все остальные способы  урегулирования торговых разногласий  исчерпаны.

Классификация по происхождению:

  1. автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
  2. конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;
  3. преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

Классификация по способу вычисления:

  1. номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;
  2. эффективные ― реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

В механизме  таможенно-тарифного регулирования  важнейшая роль отводится Закону "О таможенном тарифе". В нем  устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка товаров при  его взаимосвязи с мировым  рынком, а также правила обложения  товаров пошлинами при их перемещении  через таможенную границу России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основным  источником российского таможенного  права является Таможенный кодекс Российской Федерации. Он определяет правовые и  организационные основы таможенного  дела и направлен на защиту национального  суверенитета Российской Федерации, активизацию  связей российской экономики с мировым  хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов  и государственных органов и  соблюдения ими обязанностей в области  таможенного дела.

Правовые  основы тарифного регулирования  содержатся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 года N 164 - ФЗ "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Этот закон развивает  положения базового Закона о таможенном тарифе. В нем установлены основы государственного регулирования ВЭД, определены формы и методы контроля со стороны государства в данной сфере.

Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который  включает в себя несколько взаимосвязанных  операций:

- определение страны происхождения товара;

- определение  таможенной стоимости товара;

- определение  таможенных платежей.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических  связей сопровождаются качественными  изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявляющимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Принятие  решений по таможенно-тарифному  регулированию внешнеэкономической  деятельности имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Таким образом, многоплановость и специфика  влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики  в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

Информация о работе Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности