Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:27, реферат
Таможенный устав был принят 14 декабря 1819 г., вступил в действие 1 января 1820 г. Он имеет специальный характер, распространяет свое действие на торговлю в европейской части России и с европейскими государствами. Подобное развитие законодательства является специфической чертой становления и эволюции российского таможенного права, отражающего развитие торговли в стране, освоение новых территорий, открытие новых торговых путей и т.д. В отличие от прежних таможенных уставов, новый имел специальный раздел «О последствиях утайки таможенных пошлин и привоза запрещенных товаров».
Таможенный устав 1819 года
Таможенный устав имеет комплексный характер, он регулирует широкий спектр общественных отношений в сфере экспортно-импортных операций, организации международной торговли, а также в сфере государственного управления, государственной службы, судоходства и т.д.
Таможенный устав был принят 14 декабря 1819 г., вступил в действие 1 января 1820 г. Он имеет специальный характер, распространяет свое действие на торговлю в европейской части России и с европейскими государствами. Подобное развитие законодательства является специфической чертой становления и эволюции российского таможенного права, отражающего развитие торговли в стране, освоение новых территорий, открытие новых торговых путей и т.д. В отличие от прежних таможенных уставов, новый имел специальный раздел «О последствиях утайки таможенных пошлин и привоза запрещенных товаров».
Таможенный устав состоял из шести частей, которые делились на главы, главы на отделения, отделения на параграфы (всего 726 параграфов), и приложений. В приложениях даны:
1) Расписание и формы о складке и перевозе товаров от впускных таможен к складочным;
2) Форма прошения, подаваемого купцом в складочную таможню о принятии обязательства и выдаче свидетельства на получение складочного права;
3) Форма подписки купца;
4) Форма свидетельства, представляемого складочными таможнями в Департамент внешней торговли;
5) Форма прошения в Департамент внешней торговли для получения свидетельства о складочном праве;
6) Форма свидетельства о предоставлении складочного права, выдаваемого купцам Департаментом внешней торговли;
7) Форма прошения купца, подаваемого в складочную таможню для получения складочного билета;
8) Форма складочного билета (выдавалась в 2 экз.);
9) Форма транспортного ярлыка, выдаваемого впускными таможнями;
10) Форма извещения, подаваемого купцом, не пользующимся складочным правом;
11) Форма извещения, подаваемого купцом, пользующимся складочным правом.
Части Таможенного устава были выделены по предмету регулирования. Так, ч. 1 посвящена регламентации порядка образования таможенного учреждения; ч. 2 содержит правила о таможенных формальностях по отношению к привозным товарам, ч. 3 - правила отпуска товаров (морем и сухопутным путем); в ч. 4 регламентируется ответственность "за утайку пошлин и тайном провозе вообще", в ч. 5 - о службе в таможенных органах, ч. 6 - деятельность таможенных органов в Царстве Польском.
Таможенная иерархия состояла из управляющего таможней и подчиненного ему штата таможенных чиновников и служителей. Заставы состояли из одного заставного надзирателя с необходимым числом служащих по штату.
Таможенный сбор составлял
одну из значительных статей государственных
доходов и требовал для работы
таможенной службы чиновников опытных,
достойных доверия.
В целях комплектования штатов таможен
квалифицированными кадрами устав предусматривает
организацию подготовки кандидатов в
чиновники таможенных учреждений. Успешно
прошедшие курс обучения принимались
на вакантные должности, выполняли письменные,
счетные и другого рода дела, а затем переходили
из одного звания в другое.
Уставом вводился категорический запрет замещения должности начальника таможенного округа, управляющего таможней и члена таможни лицом, не имеющим опыта работы в таможенных органах.
Обязанности начальника таможенного
округа были достаточно обширны. В его
подчинении находились все таможни, заставы
и таможенная стража, входящие в округ.
Он осуществлял надзор за их деятельностью,
точным и неуклонным соблюдением узаконений
и предписаний вышестоящего начальства,
контролировал работу и поведение подчиненных
ему таможенных чиновников.
Основной же обязанностью начальника
округа являлось обеспечение надежной
охраны границы; о всяком задержании и
конфискации товаров он информировал
Департамент внешней торговли.
Управляющие таможен 1-го и 2-го
класса назначались и увольнялись
директором Департамента внешней торговли
с утверждением решения министром
финансов. В отношении управляющих
остальных таможен и застав, членов
таможен, чиновников по особым поручениям
при начальнике округа и штатных
чиновников вопросы приема на должность
и увольнения решались непосредственно
директором Департамента внешней торговли.
Таможенные надзиратели и их помощники
принимались на работу и увольнялись с
нее начальником таможенного округа, решение
которого утверждалось Департаментом
внешней торговли, а объездчики - непосредственно
начальником округа.
Таможням предоставлялось право самим
осуществлять прием на службу канцелярских
чиновников, в отношении же досмотрщиков
они входили с представлением в таможенный
округ.
Согласно Таможенному уставу министру финансов разрешалось иметь несколько чиновников, которые выполняли дела, связанные с таможенными проверками.
В Уставе уделялось большое внимание регламентации работы таможен и таможенных чиновников. Таможенные учреждения должны функционировать с восхода до заката солнца, а таможни при судоходных реках во время сплава обязаны работать даже по воскресным и праздничным дням. В случае причинения корабельщикам, судовщикам и извозчикам убытков из-за медлительности в выполнении обязанностей (при отсутствии к тому объективных причин) таможенные чиновники обязывались возместить эти убытки. Под угрозой наказания им запрещалось отказывать в предоставлении необходимых сведений и наставлений, притеснять и оскорблять посетителей таможни.
Всем таможенным чиновникам не разрешалось принимать участие как в привозной, так и отпускной торговле, заключать с купцами сделки и выполнять по доверенности таможенные процедуры.
Для того чтобы до начальства
доходили жалобы купцов на действия таможенных
чиновников, в каждой таможне предписывалось
иметь книгу для жалоб, которую
следовало выдавать купцу по первому
его требованию. С устными жалобами
могли обращаться к начальнику таможенного
округа непосредственно либо через
консула или коммерческого
Стоит сказать о решении вопроса при ошибке, допущенной при определении таможенной пошлины. При небрежности чиновника недобор пошлины возмещается им лично. В отношении же купца закреплялось следующее правило: если квитанция уже выдана, то к нему никаких претензий предъявлять по указанным причинам нельзя; если же ошибка была обнаружена раньше, то купцу предлагалось доплатить образовавшуюся разницу. В случае же взыскания завышенной таможенной пошлины, сумма до 200 руб. ассигнациями возвращалась самой таможней, свыше - Департаментом внешней торговли. При этом устанавливался срок истребования указанных сумм - 6 месяцев со дня "очистки товара пошлиною", по истечении указанного времени ходатайства оставлялись "без действия".
В Таможенном уставе в самостоятельное
отделение были выделены нарушения таможенными
чиновниками требований по службе. К их
числу отнесены:
1) Выпуск из пакгауза товара без таможенного
ярлыка - таможенный надзиратель отстранялся
от должности. Если за этот товар не уплачена
пошлина, то его взыскание обращается
на имение надзирателя и его помощника.
Кроме того, при доказанности соучастия
в этом собственника товара с него взыскивается
5-кратный размер пошлины и стоимости товара,
а таможенные служители увольняются со
службы и отдаются под суд;
2) Утрата в пакгаузе товара - ответственность
несут пакгаузный надзиратель, его помощник
и досмотрщик. Собственнику товара ущерб
возмещается из таможенных сборов, а затем
выплаченные суммы взыскиваются с указанных
чиновников. Если их имущества будет недостаточно
для погашения долга, то они признаются
казенными должниками. При наличии злоупотребления,
кроме того, чиновники подлежат судебному
преследованию;
3) Вскрытие в пакгаузе товара до его досмотра
- виновный в этом надзиратель или его
помощник подлежит увольнению. Если же
будет установлено, что это осуществлено
по сговору с собственником и товар при
этом оказался подмененным, то наказание
зависело от законности привоза последнего
в пакгауз. За разрешенный товар с хозяина
взыскивалась стоимость подмененного
товара и 5-кратная пошлина; за запрещенный
- 3-кратная стоимость подмененного товара;
товар, который использовался для замены,
подлежал конфискации. Кроме того, собственник
предавался суду. Таможенные чиновники,
участвовавшие в этом, увольнялись и также
отдавались под суд. Если же указанное
деяние осуществлено без участия собственника
товара, то ему выдавался не подмененный
товар, за который он обязан был уплатить
пошлину;
4) Выпуск из таможни товара без уплаты
пошлины или ее снижение - ответственности
подлежит конкретный таможенный чиновник,
допустивший это. С него взыскивается
не поступившая в казну пошлина, а сам
он увольняется из таможенных органов;
5) Выпуск из таможни товара по заведомо
подложным документам - виновные увольняются
со службы, с них взыскиваются все недополученные
пошлины, а сами они предаются суду и наказываются
ссылкой. Этому же наказанию подлежит
лицо, вовлекшее или побудившее таможенного
чиновника совершить преступление.
6) Способствование контрабандному провозу
- виновные подлежат судебному преследованию.
Согласно Уставу фонд материального поощрения таможенников ни в каком случае и ни под каким предлогом не мог быть расформирован либо имеющиеся средства использованы в других целях.
Для чиновников и служителей
таможни действовала
Размер пенсии определялся исходя из половины
среднемесячного жалованья за последние
три года службы. Причем за каждый год
сверх 30-летней службы предусматривалась
10-процентная надбавка.
Как уже указывалось, в
качестве экономических нарушений
Таможенный устав выделял утайку
таможенных пошлин и тайный провоз.
Всякий товар, ввезенный в страну или вывезенный
из страны помимо таможни, считается провезенным
тайно. Импортный товар, доставленный
в таможню, но не указанный в грузовых
документах и представленных объявлениях,
признавался скрытым от пошлины. Правовые
последствия зависели от характера нарушенного
таможенного установления и вида товара
- пошлинного или беспошлинного, а также
запрещенного. При провозе помимо таможен
беспошлинного товара с контрабандиста
взималась сумма, равная 10% его цены, сама
же контрабанда возвращалась виновному.
Причем эти деньги в полном размере выплачивались
таможенному чиновнику или служителю,
осуществившему задержание "провозителя".
Такая же сумма взыскивалась с беспошлинных
товаров, доставленных в таможню, но не
указанных в соответствующих документах.
Разница заключалась лишь в распределении
этой суммы: ее половина передавалась
чиновнику, установившему факт нарушения,
а вторая половина - всем остальным чиновникам
данной таможни. Цена товара определялась
по прейскуранту, а при его отсутствии
- маклерами или присяжными ценовщиками,
а где не было и последних - членами магистрата
или земского суда. При оценке обязательно
было присутствие чиновников, которые
задержали контрабанду или выявили факт
сокрытия товаров от таможенного обложения.
Уставом предусматривается
возможность продажи на публичных
торгах части имущества для уплаты
указанного взыскания.
Более строгие последствия наступали
в случае незаконных действий в отношении
пошлинного товара. Они дифференцировались
в зависимости от вида нарушения. Тайно
провезенный товар подлежал конфискации,
при этом с виновного взыскивалась 5-кратная
пошлина. Товар, скрытый от обложения пошлиной,
также подлежал конфискации, но в таком
случае выплачивалась пошлина в однократном
размере.
Лицо освобождалось от ответственности
только за излишек, если он не превышал
5% от общего количества товара.
Судьба пошлинного отпускного товара
решалась иначе. По общему правилу он возвращался
хозяину или "провозителю". Данный
товар подлежал конфискации только в следующих
случаях:
1) Причитающаяся к оплате сумма превышает его стоимость;
2) Не установлен собственник;
3) Последний не вносит установленную
для него пошлину.
Запрещенные к ввозу и вывозу товары, "пойманные,
сысканные или открытые", подлежали
конфискации, кроме того, с собственника
или контрабандиста взыскивалась пеня
в размере, соответствующей двойной цене
товара, проданного в России.
Таможенный тариф 1822 года
Таможенно-тарифная политика России открыла новый этап в развитии промышленности. Она не только способствовала увеличению доходной статьи бюджета, но и защищала вновь создаваемые заводы и фабрики от зарубежных конкурентов.
Несомненным является то, что таможенная пошлина оказывала влияние на отечественную индустрию. Она регулировала таможенно-тарифные ставки и способствовала пробуждению торгового духа также в сельском хозяйстве.
Характерной особенностью тарифа 1822 г. является то, что он стремился приспособиться к факторам внутренней экономической жизни, а не к внешнеполитическим соображениям.
Тариф 1822 г. неоднократно пересматривался - в 1824 г., 1825 г., 1830 г., 1831 г., 1836 г., 1838 г., 1841 г., - в сторону повышения защиты отечественных производителей и основывался на следующих положениях:
1) Низкими пошлинами облагались товары, необходимые для государства, производство которых возможно и в России;
2) Освобождение от пошлин иностранных товаров, не производимых в стране, но в которых имеется потребность;
3) Всепрощение ввоза иностранных товаров, которые конкурировали бы с отечественной промышленностью;
4) Обложение высокой пошлиной предметов роскоши и товаров, которые могут производиться в стране;
5) Освобождение от пошлин сырья, вывозимого из России в Польшу и обратно. Кроме того, некоторые товары совершенно не допускались к ввозу (железо, чугун, набивные ткани, пиво, цикорий).
В создании такого тарифа активно участвовал Е.Канкрин, возглавлявший в 1823-1844 годы Министерство финансов. Он сформулировал некоторые положения, которые могут быть интересны и в наше время, в частности, его замечание о том, что покровительственная система не должна быть доведена до крайности.
Указывалось также, что необходимо обеспечивать доступ высококачественного иностранного товара на отечественный рынок, так как этот товар дает высокий таможенный доход, а так же служит образцом для отечественной промышленности. Е.Канкрин указывает на путь использования бартера в тех случаях, когда торговля с Россией на чистые деньги затруднительна. Он указывал также на связь размера пошлины со страной - производителем товара. Интересны его замечания о различиях между видами обложения - ценовыми пошлинами и определенными пошлинами с меры и веса. Первый способ, по мнению Е.Канкрина, может приводить к большим злоупотреблениям, а так же не защищает должным образом интересы отечественных производителей, так как может ввозиться товар любого рода. Хотя акцент на втором способе обложения обусловлен низкой долей машинотехнических изделий в международном товарообмене того времени.