ГТК РФ осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ
и общественными объединениями,
В своей деятельности ГТК РФ руководствуется
Конституцией РФ, ТК РФ, другими федеральными
законами, указами и распоряжениями
Президента РФ и постановлениями
и распоряжениями Правительства
РФ. Государственные органы и их должностные
лица обязаны оказывать содействие таможенным
органам РФ в решении возложенных на них
задач, в том числе путем создания надлежащих
условий для этого.ГТК РФ непосредственно
подчинены региональные таможенные управления,
а так же специализированные таможни (напр.
Центральная энергетическая таможня,
Шереметьевская таможня, Домодедовская
таможня и т.д.).
ГЛАВА 2 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ
СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ СИЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ТАМОЖНИ.
2.1 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ
ОРГАНЫ.
В таможенной системе Российской Федерации
имеются специализированные таможенные
органы, деятельность которых осуществляется
в специфической области таможенного
регулирования. Одним из таких специализированных
органов является оперативная таможня.
Оперативная таможня создана
в целях реализации Федерального
закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» от 12 августа 1995 года,
необходимости усиления борьбы с
таможенными правонарушениями. Структура
оперативной таможни содействует
наиболее эффективному осуществлению
задач, возложенных на оперативную
таможню. В структуру оперативной
таможни входят: отдел по борьбе
с экономическими таможенными правонарушениями;
отдел по борьбе с особо опасными
видами контрабанды; отдел по борьбе
с контрабандой наркотиков; отдел
таможенных расследований; отдел дознания;
экспертно-криминалистический отдел;
отдел исполнения постановлений
по делам о нарушении таможенных
правил; имеется отдел собственной
безопасности. Начальник оперативной
таможни является заместителем начальника
РТУ. Как уже было сказано, таможенные
органы Российской Федерации отнесены
Таможенным кодексом и Федеральным
законом «Об оперативно-розыскной
деятельности» от 12 августа 1995 года
к государственным органам. которым
предоставлено право осуществлять
оперативно-розыскную деятельность
на территории России. Такая деятельность
таможенными органами может осуществляться
исключительно в пределах их полномочий,
установленных законодательными актами
РФ о таможенном деле . Оперативно-розыскная
деятельность таможенных органов основывается
на конституционных принципах законности,
уважения и соблюдения прав и свобод
человека и гражданина, а также
на принципах конспирации, сочетания
гласных и негласных методов
и средств. Таможенные органы осуществляют
оперативно-розыскную деятельность
в целях: а) выявления, предупреждения,
пресечения и раскрытия преступлений,
производство дознания, по которым
отнесено к их компетенции, а также
для выявления и установления
лиц, подготавливающих, совершающих
или совершивших такие преступления;
б) обеспечение собственной безопасности;
в) исполнение поручений следователей,
других органов дознания, указаний
прокуроров и определений судов
по уголовным делам, находящимся
в их производстве; г) подготовке ответов
на запросы других органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, по
основаниям, предусмотренным Федеральным
законом; д.) подготовки ответов на запросы
международных таможенных организаций,
таможенных и иных компетентных органов
иностранных государств в соответствии
с международными договорами РФ по таможенным
вопросам . Таможенные органы в пределах
своих полномочий вправе также выявлять
и собирать данные, необходимые для принятия
решений по вопросам: а) допуска к сведениям,
составляющим государственную тайну;
б) допуска к участию в оперативно-розыскной
деятельности или к материалам, полученным
в результате ее осуществления; в) установления
или поддержания с лицом отношений сотрудничества
при подготовке и проведении оперативно-розыскных
мероприятий. Правовую основу оперативно-розыскной
деятельности таможенных органов составляют
Конституций РФ , Таможенный кодекс , Федеральный
закон «Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12 августа 1995 года , другие законодательные
акты. Оперативно-розыскная деятельность
таможенных органов осуществляется исключительно
в пределах их полномочий. Должностные
лица этих органов участвуют в организации
и проведении оперативно-розыскных мероприятий,
к которым привлекаются должностные лица
и специалисты, обладающие научными, техническими
и иными специальными знаниями, и отдельные
граждане с их согласия на гласной и негласной
основе. Таможенные органы при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности вправе
проводить следующие мероприятия: опрос
граждан, наведение справок; сбор образцов
для сравнительного исследования; проверочная
закупка; исследование предметов и документов;
наблюдение; отождествление личности;
обследование помещений; зданий, сооружений.
участков местности и транспортных средств;
контроль почтовых отправлений, телеграфных
и иных сообщений, прослушивание телефонных
разговоров; снятие информации с технических
каналов связи; оперативное внедрение;
оперативный эксперимент, контролируемая
поставка. Перечень этих мероприятий является
исчерпывающим и может быть дополнен только
федеральным законом . Таможенные органы
при решении задач оперативно-розыскной
деятельности имеют право: а) проводить
гласно и негласно оперативно-розыскные
мероприятия. производить при их проведении
изъятие предметов, а также прерывать
предоставление услуг в случае возникновения
непосредственной угрозы жизни и здоровью
лица, а также угрозы государственной,
военной, экономической и экологической
безопасности России; б) устанавливать
не безвозмездной либо возмездной основе
отношения сотрудничества с лицами, изъявившими
согласие оказывать содействие таможенным
органам на конфиденциальной основе; в)
использовать в ходе проведения оперативно-розыскных
мероприятий по договору или устному соглашению
служебные помещения, имущество предприятий.
учреждений, организаций, воинских частей,
а также жилые и нежилые помещения, транспортные
средства и иное имущество частных лиц;
г) использовать в целях конспирации документы,
зашифровывающие личность должностных
лиц, ведомственную принадлежность предприятий,
организаций, учреждений, подразделений,
помещений и транспортных средств таможенных
органов, а также личность граждан, оказывающих
им содействие на конфиденциальной основе;
д.) создавать в установленном законодательством
РФ порядке предприятия, учреждения, организации
и подразделения, необходимые для решения
задач, предусмотренных Федеральным законом
«Об оперативно-розыскной деятельности»
. Для обеспечения собственной безопасности
в структуре оперативной таможни предусматривается
создание отдела собственной безопасности.
Обеспечение собственной безопасности
таможенных органов — это осуществление
таможенным органами комплекса оперативно-розыскных
мероприятий, направленных на предупреждение,
выявление и пресечение противоправных
действий и негативных явлений, дезорганизующих
нормальную деятельность таможенных органов,
их должностных лиц, а также таможенных
лабораторий, научно-исследовательских
учреждений, учебных заведений, вычислительных
центров, предприятий и организации, подведомственных
ГТК России. Оперативно-розыскные мероприятия,
обеспечивающие собственную безопасность
таможенных органов, проводятся таможенными
органами в соответствии с Федеральным
законом «Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12 августа 1995 года и исключительно в
пределах их полномочий. При осуществлении
оперативно-розыскной деятельности в
целях обеспечения собственной безопасности
таможенные органы могут проводить оперативно-розыскные
мероприятия лишь в пределах их перечня
и в порядке, предусмотренном законодательными
актами. Если оперативно-розыскные мероприятия,
ограничивающие конституционные права
граждан, проводятся в целях обеспечения
собственной безопасности таможенных
органов при наличии согласия гражданина
в письменной форме, то таможенные органы
вправе их осуществлять без судебного
решения . Нормативные акты, регламентирующие
организацию и тактику проведения оперативно-розыскных
мероприятий издает ГТК России в пределах
своей компетенции в соответствии с законодательством
РФ. Другим специализированны органом,
входящим в таможенную систему Российской
Федерации, является энергетическая таможня.
Эта таможня создана для усиленного контроля
за перемещением энергоресурсов. Энергетическая
таможня подчинена непосредственно Государственному
таможенному комитету РФ. Таможня выполняет
следующие функции: производит таможенное
оформление и осуществляет таможенный
контроль сырой нефти, природного газа,
продуктов их переработки и электроэнергии,
перемещаемых через таможенную границу
РФ трубопроводным транспортом и по линиям
электропередач, а также координирует
и контролирует деятельность иных таможенных
органов в части таможенного оформления
и таможенного контроля энергоносителей.
В оперативном подчинении таможни, в пределах
ее компетенции находятся таможенные
посты и отделы таможни Российской Федерации,
осуществляющие таможенное оформление
и таможенный контроль энергоносителей.
Энергетическая таможня является юридическим
лицом, имеет печать с изображением Государственного
герба РФ и со своим наименованием. Создание,
реорганизация и ликвидация таможни осуществляется
ГТК России. основными задачами таможни
являются: а) реализация таможенной политики
Российской Федерации; б) обеспечение
соблюдения и единообразного применения
на таможенной территории Российской
Федерации в части перемещения через таможенную
границу РФ энергоносителей; в) обеспечение
в пределах своей компетенции экономической
безопасности РФ; г) защита экономических
интересов Российской Федерации. В соответствии
с возложенными на таможню задачами, она
выполняет следующие функции: осуществляет
таможенный контроль и таможенное оформление
энергоносителей; создает условия. способствующие
ускорению их оборота через таможенную
границу РФ; разрабатывает и вносит предложения
по созданию в таможнях РФ, осуществляющих
таможенное оформление и таможенный контроль
энергоносителей, отделов таможенного
оформления энергоносителей, а также таможенных
постов; разрабатывает и вносит для утверждения
схемы организации таможенного оформления,
фактического контроля, технологии перемещения
через таможенную границу РФ энергоносителей;
разрабатывает концепцию и обеспечивает
внедрение и функционирование системы
надежного фактического измерения объемов
энергоносителей, перемещаемых через
таможенную границу РФ; вносит предложения
по размещению таможенных лабораторий
и координирует их деятельность в части
контроля качества энергоносителей; обеспечивает
оперативный обмен информацией в процессе
контроля за вывозом и ввозом энергоносителей,
устанавливает надежную связь с таможенными
органами, осуществляющими контроль за
указанными товарами, осуществляет контроль
за соблюдением мер таможенно-тарифного
регулирования, а также организует эффективное
и единообразное их применение таможенными
органами РФ, осуществляющими таможенное
оформление и таможенный контроль энергоносителей
. В функции энергетической таможни входит
начисление и взимание таможенных пошлин,
налогов и иных таможенных платежей; обеспечивает
соблюдение мер экономической политики
в отношении энергоносителей, перемещаемых
через таможенную границу Российской
Федерации. Энергетическая таможня осуществляет
валютный контроль в соответствии с валютным
законодательством Российской Федерации
за поступлением валютной выручки от экспорта
энергоносителей, а также за валютными
операциями, связанными с перемещением
указанных товаров через таможенную границу
РФ, организует контроль за правильностью
определения и заявления таможенной стоимости
данной группы товаров, осуществляет сбор
информации из таможен Российской Федерации,
производящих таможенное оформление энергоносителей,
обрабатывает первичные данные, необходимые
для ведения таможенной статистики внешней
торговли РФ; содействует развитию внешнеэкономических
связей предприятий, организаций, учреждений
и других лиц, занимающихся вывозом и ввозом
энергоносителей; содействует осуществлению
мер по защите жизни и здоровья человека,
охране окружающей природной среды, защите
интересов российских потребителей; выдает
в соответствии с нормативными актами
ГТК России лицензии на осуществление
деятельности в области таможенного дела,
аннулирует или отзывает такие лицензии;
осуществляет в установленном порядке
оперативное взаимодействие с таможенными
и иными компетентными органами иностранных
государств по вопросам таможенного оформления
и таможенного контроля энергоносителей;
обеспечивает выполнение международных
обязательств РФ в части, касающейся таможенных
вопросов, связанных с вывозом и ввозом
энергоносителей; обеспечивает государственные
органы, предприятия, организации и граждан
информацией по таможенным вопросам, связанным
с перемещением через таможенную границу
Российской Федерации энергоносителей;
обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение жалоб и обращений; принимает
меры по устранению причин и условий, порождающих
ущемление прав и законных интересов граждан,
предприятий, учреждений и организаций
и т.д. Для наиболее эффективного выполнения
возложенных на энергетическую таможню
задач, за последней закреплен ряд прав,
включая право: получать от государственных
органов, предприятий, учреждений, организаций,
а также от должностных лиц и граждан документы
и сведения, необходимые для выполнения
возложенных на таможню задач и осуществление
ею своих функций; контролировать в пределах
своей компетенции на таможенной территории
РФ производственную и иную коммерческую
деятельность, связанную с вывозом и ввозом
энергоносителей и т.д. Таким образом мы
видим, что энергетическая таможня обладает
особой спецификой в осуществлении таможенного
дела. Специфика проявляется в том, что
энергетическая таможня контролирует
пересечение сырья по энергоносителям.
Деятельность данной таможни очень велика.
Важность подчеркивается тем, что она
подчинена непосредственно ГТК России,
а также большим кругом прав, предоставляемых
Энергетической таможне. Из всего сказанного
можно сделать вывод, что и оперативная
таможня и Энергетическая таможня созданы
для наиболее эффективного осуществления
таможенной политики РФ. Их деятельность
направлена на поддержание безопасности
страны. Создание специализированных
таможен достигло своей цели. Во-первых,
специализированные таможни обладают
строго определенными полномочиями, что
способствует наиболее эффективному осуществлению
поставленных задач. Во-вторых. была снята
нагрузка с таможен, осуществляющих основную
деятельность по реализации таможенной
политики.
2.2 СИЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖНИ.
В соответствии с Приказом ФТС России
от 16 мая 2006 г. N 443 "О типовых структурах
таможенных органов Российской Федерации"
мы рассмотрим:
I. Общие положения
“1. Служба силового обеспечения (далее
- Служба) является структурным подразделением
таможни и осуществляет комплекс
необходимых мер по силовому обеспечению
деятельности таможни и подчиненных ей
таможенных постов (далее - таможенные
органы региона).
2. Служба в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, Таможенным кодексом Российской
Федерации, другими федеральными
законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской
Федерации, нормативными и иными
правовыми актами ФТС России,
правовыми актами регионального
таможенного управления (РТУ) и
таможни, Положением о Региональном
таможенном управлении организации
силового обеспечения (РТУ ОСО),
настоящим Типовым положением.”
II. Основные задачи Службы
“ 3. Организация и осуществление
силового обеспечении при проведении
структурными подразделениями таможенных
органов Российской Федерации (далее
- таможенные органы) специальных операций
и специальных мероприятий по
пресечению контрабанды и иных преступлений
и правонарушений в области таможенного
дела.
4. Организация участия специальных
отрядов быстрого реагирования (СОБР)
и подразделений таможенной охраны
таможни и таможенных органов
региона в осуществлении мер
по физической защите должностных
лиц таможни и таможенных органов
региона при выполнении ими
служебных обязанностей, а также
по предотвращению посягательств
на их жизнь, здоровье и имущество
с целью воспрепятствовать их
законной деятельности или принудить
их к изменению ее характера
либо из мести за указанную
деятельность.
5. Организация и обеспечение
охраны объектов таможенной инфраструктуры
в регионе деятельности таможни
(далее - регион),контроль соблюдения
пропускного, внутри объектового
и других режимов, а также
проведение профилактических мероприятий
по предупреждению возможных
террористических актов во взаимодействии
с соответствующими подразделениями
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
6. Организация деятельности оперативно-дежурной
службы таможни и таможенных
органов региона с целью непрерывного
сбора, обобщения и анализа
данных оперативной обстановки
в регионе деятельности таможни.
Прием и передача распоряжений
и указаний вышестоящих таможенных
органов и руководства таможни
в структурные подразделения
таможни, подготовка данных для
принятия решений при возникновении
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. Организация взаимодействия с
соответствующими подразделениями
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления
в регионе деятельности таможни.
8. Организация деятельности морских
и авиационных подразделений
таможни при проведении таможенного
контроля товаров и транспортных
средств. Внесение в бюджетную
заявку таможни предложений о
приобретении материально-технических
средств для обеспечения безаварийной
эксплуатации морской (речной) и
авиационной техники.
9. Организация оборота оружия
и боеприпасов в таможне, решение
отдельных вопросов оборота специальных
средств.
10. Организация и осуществление
контроля за боевой и специальной
подготовкой сотрудников подразделений
силового обеспечения таможни
(подразделение таможенной охраны,
специальный отряд быстрого реагирования,
оперативно-дежурное подразделение,
авиационное подразделение, морское
подразделение), подготовка сотрудников
других структурных подразделений
таможни к действиям в условиях,
связанных с применением огнестрельного
оружия и специальных средств.
11. Разработка и осуществление
программ по оснащению подразделений
силового обеспечения таможни
оружием, специальными средствами,
автотранспортом, морскими (речными)
и воздушными судами, а объектов
таможенной инфраструктуры региона
- техническими средствами охраны
(ТСО).”
Из этого видно, что силовые структуры
таможни в мобильности и подготовке не
чем не уступают военным, коими они в принципе
и являются, только закреплены за ФТС.
Содержание вот таких служб позволяет
держать границы под постоянным контролем
и защищать от возможных инцидентов. Таможенные
силовики по сути серьезная во всех отношениях
организация, имеющая довольно обширные
полномочия. Хоть они я являются частью
ФТС и подчиняются нашей конституции,
сегодня их основу составляют подразделения,
подведомственные Региональному таможенному
управлению организации силового обеспечения:
специальные отряды быстрого реагирования,
подразделения таможенной охраны и оперативно-дежурной
службы, морские и воздушные подразделения.
В условиях сложной экономической
и криминогенной обстановки подразделения
силового обеспечения таможенных органов,
выполняя возложенные на них задачи,
вносят существенный вклад в дело
обеспечения экономической безопасности
Российской Федерации. Будучи гарантом
безопасности должностных лиц таможенных
органов, они одновременно являются
серьезной угрозой для криминальных
структур и незаконопослушных участников
внешнеэкономической деятельности.
Заключение
Изучив эту работу мы смогли понять,
что такое таможенный аппарат, какие функции
он исполняет, изучить особые таможенные
ведомства и тактику их работы, проанализировать
ситуацию усовершенствования ФТС с помощью
инновационных методов. В общем виде система
таможенных органов — это обусловленная
функциональной общностью, единством
целей и задач совокупность таможенных
органов. Она объединена функциональным
единством органов, имеющих общий организационный
центр ГТК РФ и во взаимоотношениях друг
с другом характеризующихся соподчиненными.
организационными связями, и в целом составляет
органически взаимосвязанную, единую,
относительно обособленную группу звеньев
таможенных органов. К концу своей работы
хотелось бы написать о том, что хотелось
бы осветить больше вопросов и проблем
касательно ФТС, так как уместить все в
тридцать листов довольно проблематично.
Делая этот реферат я понял что любая система
далека от идеала, только до тех пор, пока
не появиться централизованный орган
управления, независимый от государства
и имеющий широкий диапазон полномочий
и юрисдикции.
Глоссарий.
1.Валютный контроль - составная
часть валютной политики государства
в области организации контроля
и надзора за соблюдением законодательства
в сфере валютных и внешнеэкономических
операций.
контроль перемещения через
таможенную границу валютных ценностей;
контроль валютных операций;
контроль выполнения резидентами
обязательств перед государством в
иностранной валюте.
2.ГНИВЦ- Главный научно-информационный
вычислительный центр ФТС России
- специализированное государственное
учреждение является самостоятельным
структурным подразделением и
находится в прямом подчинении
Федеральной таможенной службы.
Регионом деятельности ГНИВЦ
является территория Российской
Федерации.
3.ГТК- Государственный таможенный
комитет Российской Федерации
- орган федеральной исполнительной
власти РФ, осуществляющий непосредственное
руководство таможенным делом
в РФ до 9 марта 2004 года. ГТК
РФ был преобразован в Федеральную
таможенную службу России (ФТС
России) Указом Президента РФ
от 9 марта 2004 года №314.
4. Декларирование - заявление декларантом
по установленной форме (письменной,
устной, путем электронной передачи
данных или иной) таможенному
органу данной страны точных
сведений о товарах и транспортных
средствах, или перемещаемых через
ее таможенную границу, или
таможенный режим которых изменяется,
или в других случаях, определяемых
актами национального законодательства,
об их таможенном режиме и др.
сведений, необходимых для таможенных
целей. В Российской Федерации товары
декларируются таможенному органу РФ,
в котором производится их таможенное
оформление. Транспортные средства, за
исключением морских, речных и воздушных
судов, перевозящие товары, декларируются
одновременно с товарами; морские, речные
и воздушные суда - в порту или аэропорту
прибытия на таможенную территорию РФ
либо в порту или аэропорту отправления
с таможенной территории РФ, порожние
транспортные средства и транспортные
средства, перевозящие пассажиров, - при
пересечении таможенной границы РФ. Форма
и порядок декларирования, а также перечень
сведений, необходимых для таможенных
целей, определяются ФТС РФ.
5.Пункт пропуска - Пункты пропуска
расположены на участках государственной
границы в местах пролегания транспортных
потоков (сухопутных, морских, воздушных)
и находятся в зоне деятельности таможенных
постов. Деятельность пунктов пропуска
предназначена для решения оперативных
вопросов таможенного оформления и таможенного
контроля.
6. Растаможить - (обывательское)
произвести таможенное оформление
грузов.
7. Растаможка - (обывательское) таможенное
оформление, т.е. процедура помещения
товаров под определенный таможенный
режим и завершения действия
этого режима в соответствии
с законом.
8. Серый импорт с точки зрения
Таможенного и Уголовного кодексов
- это та же контрабанда, закамуфлированная
под легальный ввоз товара.
9. Таможенное оформление - это часть
процесса внешнеторговой перевозки
груза, сопровождаемое подачей
в таможенный орган РФ пакета
документов согласно законодательства
РФ, на основании которого таможенный
орган принимает решение о
возможности ввоза (вывоза, транзита)
товаров в Российскую Федерацию.
Так же частью процесса таможенного
оформления является внесение
необходимых платежей на счет
таможенного органа (до подачи
грузовой таможенной декларации)
в качестве уплаты сборов, таможенных
пошлин и налогов, которые расчитываются
исходя из условий договора (контракта),
стоимости груза и условий
перевозки, а так же дополнительной
информации.