Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
имени П.А. СТОЛЫПИНА
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННОЕ
ДЕЛО
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Торгово – экономические
отношения России на современном этапе»
на тему: «Торгово – экономические отношения
России и Бразилии»
Автор работы:
Студент 6 курса, группы,
заочной формы обучения,
Ф.И.О.
Проверил:
Саратов 2015 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Торгово-экономическое
сотрудничество России и Бразилии
5
1.1. История развития торговых
отношений между Россией и
Бразилией 5
1.2. Общая характеристика
экономики и внешнеэкономической
деятельности Бразилии
11
Глава 2. Современное состояние
и перспективы развития торгово-экономического
сотрудничества России и Бразилии
18
2.1. Торгово-экономическое
сотрудничество России и Бразилии
18
2.2. Перспективы развития
торгово-экономического сотрудничества
России и Бразилии
25
Заключение
30
Библиографический список
32
Введение
Российско-бразильские отношения являются
традиционно тесными, отношения характеризованы
важным сотрудничеством в торговых, военных
и технологических отраслях. В наше время
Бразилия является важным партнёром Российской
Федерации с общими интересами в космической
технологии, военной технике, технологии
связи и в других сегментах.
За последние годы между Бразилией и
Россией сложились деловые отношения,
которые отвечают интересам обеих стран.
В настоящее время двусторонний товарооборот
составляет больше $4 миллиардов, есть
тенденции к его поступательному росту.
Оценка и анализ состояния и
перспектив развития экономических отношений
между Россией и Бразилией, актуальна
в настоящее время, так как обе страны
из года в год наращивают взаимное сотрудничество
в разных отраслях экономики и науки. Отношения
между странами всегда были дружественными,
их первый этап состоялся еще в 1928 году.
В настоящее время правительства двух
стран во главе с президентами периодически
проводят совместные встречи на высшем
уровне, для того чтобы наметить перспективные
направления для дальнейшего сотрудничества
и подвести итоги уже налаженным направлениям.
В настоящее время между странами подписаны
стратегические соглашения о развитии
ряда приоритетных направлений в таких
перспективных отраслях экономики, науки
и техники, как нанотехнологии, авиакосмическое
производство, создание совместных ТНК.
В тоже время, ранее подписанные соглашения
ежегодно приносят свои результаты. Так,
между странами активно развивается торговля,
из года в год наращивая темп. Обе страны
периодически организуют и участвуют
в совместных выставках, где демонстрируют
друг-другу новые достижения. Также обе
страны входят в объединение развивающихся
стран БРИК, объединяющей кроме России
и Бразилии, Индию и Китай. Экономики этих
стран являются самыми перспективными
в мире по уровню дальнейшего развития. Все вышесказанное обуславливает
актуальность выбранной темы курсовой
работы.
Целью данной работы является
изучение торгово – экономических отношений
между Россией и Бразилией на современном
этапе. В связи с этим необходимо решить
следующие задачи:
1. Изучить историю развития
торговых отношений между Россией
и Бразилией.
2. Охарактеризовать экономику
и внешнеэкономическую деятельность
Бразилии.
3. Изучить торгово-экономическое
сотрудничество России и Бразилии.
4. Рассмотреть перспективы
развития торгово-экономического
сотрудничества России и Бразилии .
Предметом изучения выступают
торгово-экономические отношения между
Россией и Бразилией.
Объектом исследования в данной
курсовой работе являются общественные
отношения, возникающие в процессе осуществления
торгово – экономического сотрудничества
между Россией и Бразилией.
Глава 1. Торгово-экономическое
сотрудничество России и Бразилии
1.1. История развития
торговых отношений между Россией
и Бразилией
Дипломатические отношения
между Россией и Бразилией установлены
3 октября 1828 года. В конце XIX века Бразилия
была единственной латиноамериканской
страной, с которой Россия поддерживала
регулярные торговые связи. После октября
1917 г. Бразилия прервала официальные контакты
с Советской Россией, которые были восстановлены
только 2 апреля 1945 г.
Активные двусторонние обмены
стали осуществляться с 80-х годов. Приход
в марте 1985 г. к власти в Бразилии гражданского
правительства в главе с президентом Ж.Сарнеем
ознаменовался пересмотром бразильским
руководством концептуального подхода
к развитию сотрудничества с нашей страной.
26 декабря 1991 г. Бразилия одной из первых
латиноамериканских стран признала Российскую
Федерацию в качестве государства-продолжателя
СССР. Начиная с 1994 г. российско-бразильские
отношения характеризуются позитивной
динамикой политических контактов на
высоком и высшем уровнях. В июне 2000 г.
подписан базовый Договор о партнерских
отношениях между Россией и Бразилией
(вступил в силу в январе 2002 г.).
Регулярный характер приобрела
практика встреч на высшем уровне, а также
обмена посланиями между президентами
России и Бразилии по наиболее актуальным
вопросам двусторонних отношений.
Договорно-правовой базой российско-бразильского
торгово-экономического сотрудничества являются
международные соглашения, подписанные
Бразилией с бывшим СССР (Бразилия признала
Российскую Федерацию в качестве государства-правопреемника
СССР) и с Российской Федерацией. Правовой
основой, регулирующей российско-бразильское
торгово-экономическое сотрудничество
по состоянию на 01.09.2014 года являются следующие
документы:
Соглашение о торговле и платежах
между Союзом Советских Социалистических
Республик и Соединенными Штатами Бразилии
от 20 апреля 1963 г. В соответствии с соглашением
стороны предоставляют друг другу по всем
вопросам торговли режим наибольшего
благоприятствования.
Соглашение между Правительством
Союза Советских Социалистических Республик
и Правительством Федеративной Республики
Бразилии в форме обмена нотами о производстве
платежей с 1 мая 1969 г. между СССР и Бразилией
в свободно конвертируемой валюте от 14
апреля 1969 г. Предусматривает перевод расчетов
с 1 мая 1969 года с клиринговой формы на
платежи в свободно конвертируемой валюте1.
Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве
в области использования атомной энергии
в мирных целях от 15.09.1994 г. Вступило в силу
27.03.1996, Декретом №2750 от 26.08.1998 действие
Соглашения продлено.
Базовое Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве
в области науки техники и технологии. Вступило
в силу 30.09.1999, Декретом №3340 от 18.01.2000 действие
Соглашения продлено.
План совместных действий «Россия-Бразилия»
Правительства Российской Федерации и
Правительства Федеративной Республики
Бразилии от 22 июня 2000 г. Фиксирует стремление
сторон к расширению и диверсификации
взаимной торговли, а также к увеличению
доли готовой продукции в экспорте обеих
стран. В качестве наиболее приоритетных
областей и форм взаимодействия в торгово-экономических
отношениях выделены металлургия, ирригация,
промышленная кооперация, поддержка малых
и средних предприятий, передача инновационных
технологий.
Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве
в области фитосанитарного надзора в сфере
растениеводства от 22 июня 2000г. Действие
документа продлено Декретом № 4282 от 25.06.2002. В
соответствии с Соглашением компетентные
органы договаривающихся сторон обязуются
обмениваться информацией о карантинных
мероприятиях по семенам и растениям,
зараженным сельскохозяйственными вредителями,
а также о действующих нормативных правилах
перевозки продуктов семеноводства, находящихся
под карантинным контролем; принимать
необходимые меры по недопущению попадания
зараженной продукции на территорию каждой
из Сторон.
Меморандум о взаимопонимании
между Секретариатом по защите растений
и животных Министерства сельского хозяйства
, животноводства и снабжения Федеративной
Республики Бразилия (SDA/MAPA) и Федеральной
службой по ветеринарному и фитосанитарному
надзору (Россельхознадзор) Российской
Федерации. Подписан 15.01.2009. в г.Берлин.
Стороны договорились согласовывать документы,
регламентирующие поставки продовольственной
пшеницы из России в Бразилию и соевых
бобов из Бразилии в Россию, создать Рабочую
группу в области фитосанитарного контроля,
а также двустороннего Агропромышленного
комитета.
Договор о партнерских отношениях
между Российской Федерацией и Федеративной
Республикой Бразилией от 22 июня 2002 г. Действие
Договора продлено Декретом № 4379 от 17.09.2002. Статья
8 содержит договоренность сторон о содействии
расширению торгово-экономического сотрудничества
в таких отраслях взаимного интереса,
как агропромышленный комплекс и другие
ориентированные на потребление отрасли,
металлургию, машиностроение, энергетику,
транспорт.
Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве
в области конкурентной политики от 12
декабря 2001 г. Определяет компетентные
органы договаривающихся Сторон, ответственные
за выполнение Соглашения по следующим
основным направлениям сотрудничества:
совершенствование правовых основ конкурентной
политики; осуществление практических
мер по антимонопольному регулированию
и развитию конкурентной среды; обмен
опытом работы в проведении расследований,
связанных с нарушением законодательства
о конкуренции, в сфере учета антимонопольных
требований при проведении внешнеторговой
политики; создание благоприятных условий
для эффективного функционирования товарного
и фондового рынков; развитие научной
и методологической базы исследований
в области конкурентного права2.
Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Федеративной Республики Бразилии о взаимной
помощи в предотвращении, расследовании
и пресечении таможенных нарушений от
12 декабря 2001 г. В соответствии с Соглашением
стороны оказывают друг другу помощь в
обеспечении: правильного применения
таможенного законодательства при взимании
таможенных платежей, оценки таможенной
стоимости товаров, их тарифной классификации,
предоставляя на условиях, определенных
указанным документом соответствующую
информацию, в целях предупреждения и
пресечения таможенных нарушений, в том
числе в отношении оборота товаров особо
важного значения.
Конвенция между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Федеративной Республики Бразилии об
избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от уплаты налогов
в отношении налогов на доходы от 22 ноября
2004 г. Применяется к «лицам» (термин включает
физическое лицо, компанию и любое другое
объединение лиц, рассматриваемых для
налоговых целей как корпоративное объединение)
которые являются резидентами Договаривающихся
Государств. Конвенция распространяется:
применительно к России - на налог на прибыль
организаций, на подоходный налог с физических
лиц; применительно к Бразилии на федеральный
налог на доход. Также применяется к любым
идентичным или по существу аналогичным
налогам на доходы, установленным в дополнение
либо вместо вышеупомянутых налогов.
Меморандум о сотрудничестве
Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии России с Национальным
институтом метрологии, стандартизации
и промышленного качества Бразилии от
5 апреля 2006 г. Подписан на 4 заседании Российско-Бразильской
Комиссии высокого уровня (апрель 2006 г.)
в рамках официального визита Председателя
Правительства РФ М.Е. Фрадкова в Бразилию.
Программа совместных работ
в метрологии между Федеральным агентством
по техническому регулированию и метрологии
России и Национальным институтом метрологии,
стандартизации и промышленного качества
Бразилии на 2010-2012 годы.
Программа сотрудничества между
Федеральной антимонопольной Службой
Российской Федерации и Административным
советом экономической безопасности Министерства
юстиции Федеративной Республики Бразилии
на 2006-2007 годы. Подписан на 4 заседании Российско-Бразильской
Комиссии высокого уровня (апрель 2006 г.)
в рамках официального визита Председателя
Правительства РФ М.Е. Фрадкова в Бразилию.
Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве
в области туризма от 12.12.2001 г. Действие
Соглашения было продлено Декретом № 6.404
от 19.03.2008 г.
По результатам встречи сопредседателей
Межправительственной Российско-Бразильской
комиссии по торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству (МПК) от
20.07.2009 были подписаны следующие документы:
- Меморандум о взаимопонимании
между Государственной корпорацией по
атомной энергии «Росатом» и Национальной
комиссией по ядерной энергии Бразилии;
-Меморандум между Федеральным
агентством по рыболовству России
и Министерством рыболовства
и аквакультуры Бразилии3.
Меморандум о взаимопонимании в
рамках Программы сотрудничества в исследовании
и использовании космического пространства
от 22.11.2004
Меморандум между Федеральной
таможенной службой (Российская Федерация)
и Министерством развития, промышленности
и внешней торговли (Федеративная Республика
Бразилия) по сотрудничеству, обмену информацией
и взаимопомощи в рамках Генеральной системы
преференций.
Стороны согласились, что единственной
существующей формой преференций в торговых
взаимоотношениях между Россией и Бразилией
является предложенная российской стороной
Генеральная система преференций (ГСП).
В Меморандуме определены Административные
органы ГСП каждой из сторон; утверждается
документ однозначно свидетельствующий
о стране происхождения товаров – Сертификат
происхождения товаров формы «А». Документ
(срок действия – бессрочный) не является
международным договором и применяется
с даты его подписания (15.05.2010, г. Москва).