Торгово-экономические отношения России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ торгово-экономических отношений между Россией и Китаем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проследить этапы становления отношений между Россией и Китаем;
2) рассмотреть их договорно-правовую базу;
3) рассмотреть и дать характеристику современного состояния их торгово-экономических отношений;
4) проанализировать тенденцию развития торговли между Россией и Китаем;
5) рассмотреть динамику внешнеторгового оборота, товарную структуру экспорта и импорта;
6) выявить проблемы и определить перспективы развития торгово-экономических отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Развитие двухсторонних торгово-экономических отношений России и Китая
1.1 Исторический аспект развития российско-китайских отношений…………….5
1.2 Договорно-правовая база российско-китайских отношений…………………..8
2. Характеристика торгово-экономических отношений России и Китая
2.1 Сотрудничество во внешней торговле…………………………………………..12
2.2 Российско-китайское инвестиционное сотрудничество……………………….16
3. Проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая
3.1 Проблемы торгово-экономических отношений России и Китая………………20
3.2 Перспективы торгово-экономических отношений России и Китая…………...27
Заключение……………………………………………………………………………31
Список использованных источников………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

ТЭО России и Китая.docx

— 80.41 Кб (Скачать файл)

Вопросы инвестиционной деятельности между Россией и Китаем регулируются Договором «О содействии осуществлению  и взаимной защите капиталовложений». В соответствии с этим договором каждая из сторон обеспечивает на своей территории в отношении капиталовложений и инвесторов другой стороны режим не менее благоприятный, чем в отношении третьих государств. Стороны приняли на себя обязательства не предпринимать дискриминационных мер в отношении совместных предприятий с участием инвесторов другой стороны, капиталовложений таких инвесторов и их деятельности, связанной с капиталовложениями, а также гарантировали свободную репатриацию в конвертируемой валюте платежей в связи с вложениями капиталов.      

Обеспечение благоприятствующего  режима для инвестиций – важная составляющая торгово-экономических  отношений между Россией и  Китаем, направленная на создание межправительственного  механизма сотрудничества, стимулирующего взаимную торговлю, инвестиции и производственную кооперацию при более эффективном  и удобном предоставлении системных  гарантий. Инвестиционное взаимодействие между Россией и Китаем координируется следующими основными межправительственными  органами: Постоянными Рабочими группами по инвестиционному сотрудничеству, по сотрудничеству в особых экономических  зонах, по межрегиональному и приграничному  сотрудничеству, по совместному освоению и использованию лесных ресурсов.

В период 2004 – 2009 гг. в рамках работы Постоянной рабочей группы проведены 5 двусторонних инвестиционных форумов. 28 апреля 2012 года на полях визита в  Россию вице-премьера КНР Ли Кэцяна в Москве состоялся Торгово-инвестиционный форум, на котором было заключено 27 коммерческих соглашений общей стоимостью 14,4 млрд. долларов.

За 2011 год в экономику  России поступило 1 млрд. 887 млн. долл. США  китайских инвестиций, что в 4 раза меньше, чем за 2010 год. Из этой суммы 591 млн. долларов – прямые инвестиции, 1 296 млн. долларов – прочие инвестиции.

Общий объем накопленных  китайских инвестиций в российскую экономику по результатам 2011 года составил 27 616 млн. долларов США, превысив показатель 2010 года всего на 1%. Из которых прямых инвестиций 5% и 95% прочих инвестиций. Основной объем китайских инвестиций (25 млрд. долларов США) приходится на кредит, выданный китайскими банками российским компаниям в обмен на долгосрочные поставки нефти по ВСТО (ОАО «Роснефть» - 15 млрд. долларов, ОАО «Транснефть» - 10 млрд. долларов).            

 По данным Министерства  коммерции Китая, общий объем  китайских прямых инвестиций в России к началу 2012 года увеличился на 11,57% до 2 млрд. 921 млн. долларов, в том числе в течение 2011 года составил 303 млн. долларов (-49%). По информации Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития РФ, за 9 месяцев 2011 г. китайские прямые инвестиции в России - 334,9 млн. долл.       

       Главными приоритетами инвестиционной деятельности Китая в России по-прежнему являются разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика, торговля, легкая и текстильная промышленность, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг.              

В течение 2011 г. на 6,7% уменьшились  объемы выполняемых китайскими компаниями подрядных строительных работ и  трудовых услуг в России. Китайской  стороной по году выполнены работы на сумму 1,4 млрд. долл. против 1,5 млрд. долл. в 2010 г. Вместе с тем, зафиксировано  увеличение общего объема вновь подписанных  контрактов на 15,96% до 1,38 млрд. долл. (в 2010 г. – 1,19 млрд. долл.).             

 К началу 2012 года суммарный  объем завершенных китайских  работ достиг 9,76 млрд. долл. против 8,36 млрд. долл. в конце 2010 г. Общий  объем заключенных контрактов  – 14,56 млрд. долл. (в к. 2010 г. - 13,18 млрд. долл.).   К началу 2012 г. на работах в Российской Федерации находились 20760 граждан КНР (в 2010 г. - 20809 чел.), которые были задействованы, в основном, в сельскохозяйственных, строительных и лесозаготовительных работах на Дальнем Востоке и в Сибири.             

Российские прямые инвестиции в Китае в 2011 г. составили 31,02 млн. долларов против 34,97 млн. долл. в 2010 г. (-11,3%). Количество новых зарегистрированных проектов с российскими прямыми инвестициями - 51 (в 2010 г. - 59 проектов).  Основные направления российских инвестиций: обрабатывающая промышленность, строительство, транспортные перевозки.               

К началу 2012 года суммарный  объем российских прямых инвестиций в КНР достиг 817,79 млн. долл. (+3,9%). Общее  количество российских проектов с прямыми  инвестициями в КНР - 2379 (+2,1%).

Повышение интенсивности  притока капитала из Китая в Россию в последние годы связано с  проведением стратегии Китая  по «выходу вовне», которая включает следующие направления:

  1. экспорт рабочей силы, а также предоставление услуг по проектированию и строительству;
  2. содействие экспорту товаров и услуг китайских фирм. Поддержка китайских фирменных товаров на зарубежных рынках;
  3. скупка активов крупных зарубежных фирм, в том числе транснациональных компаний;
  4. покупка или частичное приобретение месторождений природных ресурсов на территории иных государств;
  5. перевод избыточных производственных мощностей в иные страны, что, по мнению китайской стороны, снижает степень жесткой конкуренции на внутри китайском рынке и расширяет присутствие китайских товаров на зарубежных рынках, минуя такие сложности, как таможенные тарифы и иные протекционистские меры. Помимо этого, созданные на территории зарубежных государств китайские предприятия имеют право использовать природные ресурсы этой территории на льготных условиях.

Современный этап развития инвестиционного сотрудничества между  Россией и Китаем отличается быстрым  темпом роста в количественном и  качественном выражении и поддерживается руководством двух стран. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы  развития торгово-экономических  отношений России и Китая

3.1 Проблемы торгово-экономических  отношений России и Китая

Несмотря на то, что еще  в 90-е годы прошлого века России и  Китаю удалось снять политическую напряженность и урегулировать  многие вопросы, доставшиеся двум странам  в наследство от периода весьма сложных  отношений 60-х – 80-х годов, формат российско-китайских экономических  отношений так и остался крайне малоэффективным, ограничивается практически  только торговлей.

Хотя за 20 постсоветских  лет объем российско-китайской  торговли увеличился более чем в 40 раз, структура товарооборота показывает, что российские поставки в КНР  представлены фактически только лишь сырьем, в то время как поставки из КНР в РФ – готовой продукцией с высокой степенью переработки.

Причем, начиная примерно с 2000-го года, усиление сырьевой ориентации России во взаимоотношениях с Китаем приобрело характер устойчивой тенденции. Об этом свидетельствует фактическое  исчезновение в российских поставках  высокотехнологичной продукции, которая  обозначается в статистических источниках как «машины и оборудование». Так, в период 2000-2011 годов доля «машин и оборудования» (в основном это  были поставки военной техники) в  российском экспорте в Китай устойчиво  уменьшалась с 29,4% до 1,2% соответственно.

Это говорит о том, что  между Россией и Китаем так  и не сформировалось именно полноценных  торгово-экономических отношений, которые предполагали бы интенсивное инновационно-производственное и инвестиционное взаимодействие, а в итоге – формирование высокого уровня структурно-технологической взаимозависимости различных отраслей национальных экономик. В этих условиях не просматривается и общности долгосрочных экономических интересов двух стран, а наоборот – очевидно преобладание краткосрочных коммерческих соображений. Во многом это связано с тем, что стратегические направления развития экономик России и Китая имеют ярко выраженную асимметрию, принципиально отличаются друг от друга.

Сегодняшний Китай – страна с самой динамично, а главное  – полноценно развивающейся экономикой. Высокие темпы экономических  преобразований в Китае уже значительно  увеличили спрос на сырьевые ресурсы, а выполнение поставленных руководством КНР новых масштабных задач по экономическому развитию страны на период до 2020 года потребует дальнейшего  существенного наращивания объемов  сырья. Поэтому не случайно Китай  активно скупает по всему миру месторождения углеводородов, цветных металлов и других видов сырья. В лице России Китай также видит, прежде всего, одного из потенциальных поставщиков сырья, главным образом нефти и газа с месторождений на Дальнем Востоке и в Сибири.

В отличие от Китая, Россия – страна со все более усиливающейся сырьевой направленностью развития экономики, которая жестко привязана к конъюнктуре глобальных и региональных рынков сырья (главным образом, углеводородов). Причем, характерно и то, что сложившаяся сегодня сырьевая ориентация российской экономики характерна в отношениях не только с Китаем, но и вообще в целом. Если по итогам 2011 года, доля «машин и оборудования» в российских поставках в КНР составила упомянутые 1,2%, то во внешних поставках вообще – не превысила 4,5%.

Это свидетельствует о  том, что Россия уже де-факто превратилась в сырьевой придаток глобальной экономики (что видно и на примере с  Китаем), утратив целые отрасли  своей промышленности, квалифицированную рабочую силу, научно-технологические школы и т.п.

Сложившаяся многолетняя  практика масштабных поставок за пределы  России сырьевых ресурсов рассматривается  как надежный источник поступления  финансовых средств, как в российский бюджет, так и на счета компаний, занимающихся добычей и экспортом. Таким образом, де-факто Китай  пока является для России главным  образом всего лишь перспективным  рынком поставок сырья, в первую очередь углеводородов в рамках стратегии «диверсификации экспортных поставок и выхода на новые рынки сбыта».

Асимметрия экономического развития китайской и российской экономик, в свою очередь, предопределяет различие целей и задач, которыми руководствуются Россия и Китай  при формировании подходов к выстраиванию торгово-экономического сотрудничества. Если Китай делает ставку на технологическую модернизацию и инновационное развитие всех современных отраслей промышленности, то Россия делает ставку на продажу как можно большего объема сырьевых ресурсов по максимально возможной цене.

Как представляется, вышеуказанная  асимметричность развития не только не способствует, но и более того, препятствует формированию прочного фундамента равноправных и взаимовыгодных торгово-экономических  отношений, без чего немыслимо выстраивание прочных и долгосрочных межгосударственных отношений вообще. Именно фактическое  отсутствие полноценного взаимодействия между национальными экономическими системами России и Китая во многом и определяет нынешнюю крайне низкую эффективность российско-китайских отношений в целом и ярко выраженную декларативность стратегического партнерства в частности.

Во-первых, отношения между  Россией и Китаем ограничиваются в основном торговлей (включая так, например челночную торговлю). Причем, формат российско-китайских торговых отношений складывается преимущественно  по формуле российское сырье (в основном энергоресурсы, а также черные и цветные металлы, лес и др.) в обмен на китайскую готовую продукцию (в основном на товары широкого потребления, машины и оборудование).

В частности, свыше 85% китайского экспорта в Россию составляет готовая продукция, в то время как российский экспорт в Китай включает около 88% сырьевых ресурсов. Причем, наиболее важную роль в российских поставках в Китай играют энергоносители (свыше 65% российского экспорта в Китай).

В свою очередь, инновационно-производственное и инвестиционное сотрудничество остается на крайне низком уровне и даже незаметно в общем контексте российско-китайских экономических связей. В настоящее время функционирует свыше 700 российско-китайских совместных предприятий. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса, деятельность которых ориентирована на развитие инфраструктуры приграничной торговли и заготовку леса. Почти все вышеуказанные предприятия расположены вдоль российско-китайской границы, а их суммарный капитал находится в пределах 1,5 – 3 млрд. долларов. На фоне масштабов экономики и потенциалов России и, тем более Китая, это практически нулевой уровень.

При этом, Россия и Китай достаточно сильно зависят от внешних инвестиций, что вынуждает их конкурировать между собой за доступ к финансовым рынкам. Инвестиционный климат в Китае более привлекательный нежели в России, а процесс либерализации китайского фондового рынка может сделать отрыв от РФ по уровню инвестиционной привлекательности еще более значительным. В условиях нынешней, либеральной экономической модели глобального развития, это даст дополнительный импульс к вывозу российского капитала в Китай, что будет способствовать консервации сегодняшнего формата российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.

В целом, отсутствие тесных экономических связей и растущая конкуренция за доступ к внешним  инвестициям объективно делает российско-китайские  отношения хрупкими, а перспективы  их дальнейшего развития туманными. Только масштабное экономическое взаимодействие в целом ряде отраслей экономики между Россией и Китаем может стать гарантом поступательного и долгосрочного развития и укрепления российско-китайских отношений. Весьма показательным в данном плане мнение ряда ведущих китайских экспертов, что «лишь экономические отношения, основанные на тесной взаимной смычке и взаимной опоре способны обеспечить крепкий фундамент развития российско-китайских отношений, а уповать только на политические отношения – это питать необоснованные надежды».

Более того, сегодня российско-китайские  отношения сориентировались на узко торговый формат. Китай оказывает помощь России в освоении сырьевых ресурсов, главным образом это касается энергоносителей. Практическое воплощение получают в основном проекты по обеспечению добычи и экспорта энергоресурсов России в Китай (геологоразведка, добыча ресурсов, строительство трубопроводов, линий электропередач). При этом российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество подчинено краткосрочным узко корпоративным интересам сырьевых (преимущественно энергетических) компаний двух стран, что вряд ли будет способствовать становлению и развитию российско-китайского стратегического партнерства.

Информация о работе Торгово-экономические отношения России и Китая